Файл: Конкуренция на внешнем рынке труда (Особенности конкуренции на современном рынке труда).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
-выходное пособие при увольнении по инициативе администрации не выплачивается;
-трудовой контракт прекращается в случае вступления в брак или наступления беременности (возможный вариант: рабочее место в случае родов сохраняется на один месяц без выплаты компенсаций).
Все это — результат неравных конкурентных возможностей работников и работодателей. Российские традиции и нравы изначально предполагают высокую степень личной зависимости работника и допустимость субъективизма и произвола нанимателя, особенно в новом частном секторе.
Роль государства и профсоюзов как возможных защитников интересов наемных работников крайне невелика, что еще более осложнило их борьбу за нормальный уровень цены труда и улучшение его условий.
Глава 2. Практический анализ конкуренции на рынке труда
2.1 Формирование бренда работодателя
Сильный бренд работодателя является важным конкурентным преимуществом компании в борьбе за персонал.
Повышение привлекательности бренда работодателя в долгосрочном плане приведет к сокращению расходов на персонал. В частности, уменьшится стоимость подбора, сократится стоимость обучения и развития, ведь компания сможет привлекать наиболее квалифицированных специалистов. Наконец, сильный бренд работодателя выступает гарантией "честной игры" со стороны работодателя для сотрудников и позволяет немного уменьшить уровень зарплат по сравнению с другими организациями, которые вынуждены "доплачивать за риск" работы у себя».
Бренд работодателя формируется с помощью:
1. создания сильного бренда компании на основном рынке;
2.использования брендов профессиональных сообществ и систем сертификации;
3. системных действий в области управления человеческими ресурсами (УЧР)
Рисунок 1 - Составляющие бренда работодателя
Компании привлекают своих сотрудников для решения вопросов, связанных с усилением позиции компании как лучшего работодателя.
В Deloitte (в СНГ) есть комитет, который называется «Как стать лучшим работодателем». Топ-менеджеры компании собираются каждый месяц и обсуждают нововведения, призванные сделать жизнь сотрудников в компании еще лучше. Каждый руководитель выступает с новыми идеями: своими или любого другого сотрудника своего отдела, даже самого начального уровня. Если какой-то сотрудник компании хочет что-то предложить, сохранив конфиденциальность, ему предоставляется такая возможность через специальную программу «ящики для предложений», куда сотрудники могут поместить свои пожелания или предложения об инновациях.
Таблица 1 - Составляющие бренда работодателя
Стабильность Возраст Позиция на рынке Клиенты и продукты |
Перспективы развития Перспективность отрасли Конкуренция на рынке Клиенты и продукты |
Карьерный рост Наличие кадрового резерва Процент менеджеров, получивших продвижение |
Уровень компенсации в компании Уровень зарплат Ясность бонусных схем Корпоративный социальный пакет |
Структура и прозрачность бизнеса Ясная орг. структура Описанные бизнес-процессы |
Профессиональное развитие Корпоративная система обучения Затраты на обучение сотрудников Практика стажировок и ротаций Инновационные проекты Наличие «звезд» |
Условия труда в компании Офис Текучесть персонала |
Образ первого лица Известность Репутация |
Корпоративная культура (стиль менеджмента) Корпоративные ценности |
Компании, формируя бренд на основных рынках, укрепляют свои позиции в борьбе за привлечение и удержание сотрудников.
Многие готовы работать в крупной транснациональной организации за меньшие деньги, чем за большие в малоизвестной, недавно появившейся организации.
Выпускники престижных вузов мечтают попасть в крупные транснациональные компании или в компании РФ, которые лидируют на своем рынке. Известное имя дает компании дополнительные возможности при решении вопросов в области управления человеческими ресурсами и позволяет экономить на заработной плате сотрудников.
На рынке сетевых рекламных агентств самый сильный бренд компании-работодателя у BBDO (медиа, более 500 сотрудников). Если спросить у 200 рекламщиков, хотят ли они работать в BBDO, то 100 чел. ответят, что мечтают об этом, а остальные 100 скажут, что ненавидят эту компанию и никогда не пойдут туда на работу. Это и есть сильный бренд - нет людей на российском рекламном рынке, которые бы не знали про BBDO и не понимали, хотят они там работать или нет. У компании меньше проблем с рекрутментом, вакансии заполняются очень быстро, причем новые сотрудники зачастую приходят на более низкую зарплату, чем на прежнем месте работы. Любой работник BBDO знает, что если он захочет поменять работу, то с высокой долей вероятности он ее найдет без проблем, потому что BBDO - это знак качества.
«В свое время бренд «Северо-Западный GSM» воспринимался как нечто космическое, - говорит Александр Волков, директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон». - Принципиально новая услуга - мобильная связь; молодая компания, где работают люди нового типа - белые воротнички… Это был такой сильный образ, что лишь единицы людей покидали компанию по доброй воле. Сейчас бренд удерживает персонал не менее прочно, хотя с ним связаны уже другие образы: опытная, надежная компания, венец карьеры менеджера».
По результатам исследования «Лучшие работодатели для молодых специалистов» студенты и молодые специалисты отдают свое предпочтение преимущественно крупным западным компаниям. Сильный бренд компании на основном рынке усиливает ее позиции на рынке труда при выходе в новые регионы.
Зачастую, особенно в регионах, бренд оказывает решающее воздействие на выбор места работы. Всегда приятно работать в известной компании, которая диктует определенные стандарты и в определенной мере задает тон развитию всей отрасли. Бренд компании иногда может заменять бренд работодателя, позитивный бренд федерального масштаба очень упрощает привлечение персонала. Успешность в бизнесе привлекает сотрудников сама по себе.
Бренд на основном рынке является фундаментальной частью бренда работодателя. Надо учитывать, что PR и реклама на основном рынке формируют образ Компании в глазах потенциальных сотрудников (например, Мегафон = «белые воротнички»).
Послание бренда на основной рынок и послание бренда на рынок труда могут дополнять друг друга, создавая синергетический эффект.
Таблица 2 – Сравнение посланий бренда
Послание бренда на основной рынок |
Послание бренда на рынок труда |
Изменим к лучшему повседневную жизнь простых людей с разными привычками, вкусами, запросами и уровнем дохода. Для всех желающих сделать свой дом более уютным, удобным и красивым. |
Для всех желающих сделать свой дом более уютным, удобным и красивым. Дать простым, открытым людям возможность развиваться и расти профессионально, чтобы мы совместными усилиями могли изменить к лучшему повседневную жизнь - нашу и наших покупателей. Нам нужна мечта, чтобы создать успешную бизнес-идею. Нам нужны люди, которые претворят в жизнь ее. |
Основа деятельности компании Procter & Gamble (около 138 тыс. сотрудников) - служение потребителю. «Мы делаем все, чтобы услышать потребителя, узнать его сокровенные нужды и потребности. Это позволяет нам улучшать и совершенствовать продукцию нашей компании, повышая тем самым доверие потребителей к нашим торговым маркам. Все это было бы невозможно без ученых, инженеров, технологов, маркетологов и других специалистов, образующих коллектив Procter & Gamble - основу успеха компании на рынке.
Действия компаний, создающие негативный образ работодателя, могут оказывать отрицательное влияние на бренд компании на основном рынке.
После того как в нач. 2007 г. руководство профсоюза авиакомпании British Airways (BA), как казалось, урегулировало вопрос пенсионного обеспечения работников, большая часть бортового персонала вновь стали грозить началом забастовки. Стоимость акции British Airways на тот период упала за 4 дня на 3%.
Компании, занимающиеся производством товаров и услуг, которые могут нанести вред здоровью, еще больше уделяют внимание созданию позитивного имиджа на рынке труда. Один из способов - формирование образа социально ответственной компании.
Таблица 3 - Приоритетные направления социальных инициатив
Учреждения культуры (40%) Независимые инновационные фонды (35%) Общественные организации, прилагающие усилия к построению гражданского общества (33%) Гос. системы образования (26%) Общественные организации, ориентированные на развитие правовой системы (26%) |
Спортивные организации (25%) Экологические движения (19%) Негос. образовательные учреждения (18%) Гос. научные организации (17%) Политические партии (15%) СМИ (9%) Религиозные организации (4%) |
«Бритиш Американ Тобакко Россия» (производство табачной продукции, более 3 500 сотрудников) на официальном сайте отмечает: «Мы признаем, что курение сопряжено с риском для здоровья и что бросить курить может быть нелегко. Мы понимаем, насколько велика ответственность, возлагаемая в этой связи на табачную компанию. Поэтому наша цель — через отчетность перед обществом и конструктивный диалог со всеми, кто так или иначе связан с нашим бизнесом, - добиться отношения к себе как к ответственной компании, которая работает в столь противоречивой индустрии».
«Бритиш Американ Тобакко Россия» твердо придерживается убеждения, что дети курить не должны, и выбор - курить или нет - должен стоять исключительно перед взрослыми людьми, осведомленными о рисках для здоровья, связанных с курением.
«Бритиш Американ Тобакко Россия» является активным членом Общественного совета по проблеме подросткового курения; большинство инициатив компании в сфере борьбы с курением несовершеннолетних осуществляется при самом активном организационном участии Общественного совета.
В 2001 г. компания заняла 32-е место в ежегодном независимом рейтинге «Бизнес в окружающей среде» (Business in the Environment).
Обращение к потенциальным сотрудникам на сайте компании:
«Более миллиарда человек во всем мире курят, и каждый седьмой из них выбирает продукцию компаний группы «Бритиш Американ Тобакко». Без всякого сомнения, табачная отрасль является противоречивой, и мы понимаем, что у любого человека, который думает о карьере в нашей компании, возникают определенные вопросы по поводу нашей продукции и табачного производства, на которые необходимо ответить.
Мы призываем вас поразмышлять на следующие темы, связанные с работой в табачной отрасли:
Табачная отрасль: уверенность в завтрашнем дне.
Если вы серьезно подходите к планированию вашей карьеры, безусловно, вы предпочтете работу в надежной компании и отрасли, которая не исчезнет с рынка в ближайшее время.
Люди курят табак уже несколько тысяч лет, и сейчас в мире около миллиарда курильщиков, поэтому маловероятно, что этот рынок исчезнет за одну ночь.
Табачная отрасль: вопросы этики.
Вопросы курения и здоровья.
Карьерные перспективы и работа в табачной отрасли».
2.2 Эффективная конкуренция на рынке труда – по материалам лидеров рынка труда
Таблица 3 - Информация о компании Google
Сфера деятельности |
Медиа, Интернет-сервис |
Количество сотрудников |
5063 |
Расположение |
Нью-Йорк |
Генеральный директор |
Dr. Eric Schmidt |
Выручка за 2014 г. |
$10,605 млрд |
Год основания |
1998 |
Официальный сайт |
www.google.com |
В 2014 г. Google заняла 1 место в рейтинге «100 Best Companies to Work for in America».
Google ежедневно получает около 1300 резюме от соискателей. Текучесть в компании составляет всего 5%. В компании есть сообщество афро-американских сотрудников (Black Googler Network), которое участвует в проведении рекрутинговых мероприятий.
Программы привлечения молодых специалистов
Учреждение стипендий. В 2014 г. Google организовала стипендиальную программу в рамках ежегодной конференции «Женщины и компьютерные технологии». Каждая участница конференции получила $2500 на самолет, проживание, регистрационный взнос и другие необходимые расходы. В 2014 г. Google выплатила 19 стипендий в размере $10 000.
Экскурсии. Google регулярно устраивает для детей экскурсии в организацию. Для детей устраиваются обеды и развлекательные мероприятия.
Участие в профессиональной подготовке студентов и школьников. «Знакомство девушек с техническими науками» ежегодно проходит в рамках Национальной недели техники в офисах Google. Сотрудники приводят своих дочерей на работу. Девушки из школ, принимающих участие в образовательной программе Google, тоже посещают это мероприятие.
Складывается впечатление, что Google специально концентрируется на привлечении талантливых женщин, что пока не очень популярно в отрасли. Не зря? Работодателю стоит задавать себе время от времени вопрос «Кого я не нанимаю?»