Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Система налогообложения в России и ее особенности

В современном мире существует тенденция экономической, политической и культурной интеграции различных государств. Активное участие в процессе мировой интеграции принимает Российская Федерация. Этот процесс, несомненно, является позитивным и для сферы правового регулирования налогообложения. К примеру, при возникновении проблем по правовому обеспечению налогообложения в России и поиске соответствующих решений, российский законодатель может обратиться к опыту зарубежных государств.

Формирование любым государством системы налогообложения, прежде всего, предполагает законодательное утверждение всех видов налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и т.д. Благодаря этому, налоговая система становится инструментом политики государства, который имеет законодательную силу и, одновременно с тем, охранительную (защищает права налогоплательщика).

В России системы налогообложения и ее нормативно- правовое регулирование основано на Законодательстве РФ о налогах и сборах (состоит из НК РФ и федеральных законов о налогах и сборах), а так же приказах и методических рекомендациях ФНС РФ. Так, отношения по установлению, внедрению и взиманию налогов и сборов, а так же налоговому контролю, регулируются Законодательством о налогах и сборах РФ, в котором содержатся так же законы о налогах субъектов РФ (которые приняты в соответствии с Налоговым Кодексом РФ).

Налоговым Кодексом РФ установлена система налогов и сборов. Кроме того, в нем содержатся общие принципы налогообложения в РФ. Так же стоит отметить тот факт, что правом на издание нормативно-правовых актов по налогам и сборам федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют контроль и надзор в отношении налогов и сборов, (как и их территориальные органы) не обладают[5]. Участники налоговых отношений представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1 - Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Согласно НК РФ налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


Базовые аспекты и принципы законодательства о налогах и сборах отражены в НК РФ (принцип справедливости, определенности, удобства, экономичности). Так, всеобщность и равенство налогообложения является одним из принципов законодательства о налогах и сборах. Кроме того, для налогов и сборов не должен быть характерен дискриминационный характер, то есть взимание данных платежей не зависит от социальной, расовой, национальной, религиозной и или другой принадлежности. Так же в НК РФ определено, что для любого налога и сбора должно быть характерно экономическое обоснование, произвольный характер не может иметь место. Недопустимыми являются те налоги и сборы, которые препятствуют реализации своих конституционных прав гражданами РФ. Налоги и сборы, которые нарушают единое экономическое пространство РФ и ограничивают свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, не допускаются к установлению. Обязанность по уплате налогов и сборов не может быть возложена в случае, если они не предусмотрены НК РФ или установлены в ином порядке, чем это определено НК РФ[6].

Кроме того, все элементы, присущие налогообложению, должны быть определены. Нормативно-правовые акты и акты применения права должны быть сформулированы четко и ясно для пользователей информации (налогоплательщиков) них должна содержаться полная информация о налогах (сборах), сроке и порядке их уплаты.

Все нормативно-правовые акты о налогах и сборах, в случае их противоречия и неясности, толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Налоговый кодекс устанавливает три уровня налогов, которые представлены на рис.1.2.

Нормативно-правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах отличается от России. Изучение особенностей налоговых систем других стран наиболее актуально в настоящее время, поскольку положительный опыт зарубежных стран может оказаться полезным для внедрения в налоговую систему РФ.

К примеру, в Германии действует «право платежей», которое значительно шире, чем налоговое право России, и выступает частью финансового права, которое регулирует правоотношения, связанные с установлением, введением взиманием и налогов и сборов. Налоговая система Германии состоит из налогов, платежей, которые уплачиваются на определенные цели (сборы и взносы) и специальных платежи, и регулируется нормативно- правовыми актами различных уровней (Основной закон, федеральный закон, муниципальные нормативные акты). Кроме того, судебная практика и решения Федерального Конституционного Суда имеет большой вес в налоговый системе Германии.


Рис. 1.2 - Налоговая система в РФ

Если обратиться к налоговой системе Великобритании, можно отметить ее историчность. Несмотря на то, что сложилась она еще в прошлом столетии, некоторые особенности налогообложения актуальны и сегодня. Налоговая система Великобритании состоит из двух уровней: местное и центральное правительство (Налоговое Управление). Таким образом, в современную налоговую систему Великобритании входят:

  • центральные налоги (налог на доходы от нефти, подоходный налог с населения, корпоративный налог, налог с наследства налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы);
  • местные налоги (налог на имущество).

Властью законодателя, касательно налогов, в Великобритании обладает парламент. Управление налоговой системой страны осуществляется Правительством во главе с Казначейством (министерство финансов), которые является единственным государственным финансовым институтом, который не имеет аналогов по всему миру. Налоговое законодательство в Великобритании утверждается правительством.

Специальный орган - Тайный совет - обладает правом регулирования вопросов практического применения налогового законодательства. Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов.

Налоговое управление США ведает всеми вопросами, которые касаются уплаты налогов. Федеральный орган налогового контроля в США - Служба Внутренних Доходов, которая находится в структуре Главного Налогового управления Министерства финансов. Налоговая система США включает в себя три уровня. Они соответствуют уровням власти и представленные на рис. 1.3.

Рис. 1.3 - Уровни налоговой системы США

Деятельность Службы внутренних доходов направлена на обеспечение получения государственной казной налоговых поступлений в надлежащем объеме при минимальных издержках.

Следует отметить, что органы законодательства в США имеют право вводить налоги, если те не противоречат федеральному налоговому законодательству. Органы местного самоуправления так же могут взимать налоги, которые разрешены им в законодательном порядке.

Таким образом, налоговые системы различных стран мира имеют свою специфику и структуру, однако это является положительным фактором в мировой интеграции. Для России главным преимуществом данного процесса выступает тот факт, что благодаря возможности интеграции многие предприниматели начинают осваивать зарубежные рынки.


В первую очередь, они сталкиваются с различиями в законодательной базе у различных стран. Разумеется, это обусловлено экономическими, геополитическими, социальными и другими особенностями конкретной страны, однако, в целях развития предпринимательства, можно рассмотреть возможность интеграции и обмена опытом в сфере налогообложения. Это значительно увеличит приток иностранных инвесторов, и как следствие, повысит конкуренцию, а так же улучшит международные отношения. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время экономическая ситуация в России стабилизировалась, что позволит обратить внимание законодателей на некоторые несовершенства налоговой системы и улучшить ее, а так же воспользоваться опытом зарубежных стран и внедрить проверенные решения, касательно налогов и сборов.

В настоящее время значительную роль играет непосредственно размер налогового бремени, что является актуальной проблемой. Так, в Европе, при введении новых налогов и повышении налоговых ставок, наблюдается такая радикальная тенденция, как смена гражданства или юридического адреса на другую страну в целях экономии денежных средств по налоговым платежам. Этот является показателем того, что законодательство любой страны должно соблюдать основные принципы налогообложения и придерживаться равноправия всех налогоплательщиков. В противном случае может возникнуть ситуация оттока налоговых поступлений из-за миграции потенциальных налогоплательщиков, и как следствие, недофинансирование бюджета, так как налоговые поступления, как правило, являются основным источником дохода любого государства.

Таким образом, проблема формирования системы налогообложения и ее нормативно-правовое регулирование является актуальным аспектом в экономической сфере всех стран мира, поскольку перед законодателями стоит задача построения эффективной системы управления и оптимизации налогообложения, привлечением налоговых платежей в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и создания благоприятной атмосферы для налогоплательщиков.

Глава 2. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ


2.1 Актуальные проблемы налоговой системы

Исследование литературы и практики налогообложения позволяет сформулировать три актуальные для финансовой науки и замалчиваемые проблемы налоговой системы РФ.

1. Необоснованное перераспределение налоговой нагрузки с бизнеса на граждан.

Как известно, в РФ присутствует массовое уклонение от налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, обусловленное

самостоятельным исчислением налогов этими категориями налогоплательщиков. Неизменные объемы теневой экономики и незаконного обналичивания денежных средств, скрытой оплаты труда выступают главными причинами потерь собираемости налогов. Для их восполнения государство вынуждено перераспределять налоговую нагрузку среди всех налогоплательщиков, в том числе физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью. В результате недобираемые с бизнеса налоги перераспределяются и на граждан. Усиливает этот негативный процесс выявленная и безнадежная к взысканию недоимка организаций, которая также влияет на распределение налоговой нагрузки в обществе.

Таким образом, налоговая система РФ еще с 90-х гг. прошлого века делает бедных еще более бедными. Именно в связи с тем, что государство не может должным образом собрать налоги с организаций и индивидуальных предпринимателей, оно дополнительно ограничивает всех физических лиц, усиливая социальную дифференциацию в РФ. Такой подход абсолютно неприемлем в контексте выработанных финансовой наукой принципов налогообложения и имеющегося уровня жизни основной массы населения страны. Российскую финансовую науку не могут не заинтересовать причины и следствия необоснованного перераспределения налоговой нагрузки на физических лиц как наименее защищенной категории налогоплательщиков, до сих пор даже не осознающей себя в этом качестве.

2. Неэффективность применения санкций для снижения числа налоговых правонарушений.

Анализ нормативных актов показывает, что законодатель, стремясь обеспечить собираемость налогов с 1992 по 2013 г., постоянно увеличивает число наказуемых деяний и санкций в налоговой системе РФ. За этот период число уголовных санкций увеличилось в 2 раза, административных - в 1,5 раза, а санкций, установленных собственно налоговым законодательством, - в 6 раз. Из-за смешения различных видов санкций в практике налогообложения появляются серьезные трудности, имеет место конкуренция составов правонарушений в различных федеральных законах, случаи неоднократного наказания за одно и то же правонарушение.