Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например: налог с оборота - 1 %, налог с оборота при торговле рабами -4 %.

Уже в Римской Империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора техники или иных экономических отношений. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более двухсот.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.

Можно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней[8].

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.

Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот.

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ систем налогообложения таких стран, как США, Германия, Франция, Швеция, который позволяет сделать следующие выводы.

Фискальная функция присуща всем налогам, без выполнения этой функции система налогообложения теряет всякий смысл. При формировании эффективной фискальной системы необходимо выполнение таких условий, как относительная простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильности, система препятствий на путях уклонения от выплаты тех или иных налогов. Налоговые системы зарубежных развитых стран указанную функцию выполняют достаточно успешно. Так, государствам удается собирать от 90-99 % налогов, при этом себестоимость сбора налогов весьма низка.

Социальная функция в самом общем виде направлена на соблюдение при налогообложении принципов социальной справедливости. Кроме того, эта функция может проявляться и в других направлениях. Мы рассматриваем эффективность налоговой системы в данном разрезе, исходя из налоговой нагрузки на домохозяйства.

Производственно-стимулирующая функция требует от налоговой системы функционирования таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной или, шире, к экономической деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы. Для сравнения эффективности налоговых систем зарубежных стран, исходя из выполнения ими данной функции, были проанализированы налоги на корпорации в каждой из выбранных стран. Налог на прибыль корпораций является одним из основных источников доходов государственного бюджета. Более того, это один из важнейших инструментов стимулирования производственной деятельности частных предпринимателей. Основными характеристиками налога на прибыль являются его ставка и льготы.


Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах колеблются от 30 до 40 %.Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.

Налоговая система США предусматривает хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. Существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, имеющих небольшие доходы или осуществляющих строительство и обновление оборудования, определяют гораздо большие возможности выбора при расчете облагаемого дохода. Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений - все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов, создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах.

Францию среди развитых стран отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального назначения. Налоговая система Франции является жесткой по отношению к физическим лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.

Для предприятий малого бизнеса установлены одни из самых высоких налогов и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что налоговая система Франции по сравнению налоговой системой США является более жесткой по отношению к корпорациям и личным доходам граждан.

Швеция считается страной с самыми высокими налоговыми ставками. Следствием жесткого налогового пресса в Швеции стали падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров, перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому были серьезно снижены основные ставки налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги на личные доходы остались на достаточно высоком уровне.

Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль в США примерно на 8%. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16%.

В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими налогами как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление.


Наиболее эффективна в рассматриваемом аспекте налоговая система США. В системе налогообложения этой страны, умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.

В таких странах, как Германия, Франция ставки налога на прибыль корпораций колеблются в пределах 25% - 40%, а значение налоговых льгот не столь велико. В основном они используются для стимулирования создания новых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией в потреблении энергии, воды, а также для ускорения развития экономически отсталых регионов.

Наибольшая нагрузка на предприятия наблюдается в Швеции. Налоговые льготы здесь минимальны. Однако считается, что хотя налоги и высоки, основная часть собранных средств возвращается населению в форме различных услуг[9].

Отличий в законодательстве РФ и зарубежных стран во много раз больше, чем общих черт. Это связано с двумя моментами: учетом национальных особенностей РФ и определенным «отставанием» молодой налоговой системы страны. Налогообложение в развитых странах уже миновало стадию максимального усложнения логических связей внутри системы и стало «удобным» для налогоплательщика.

Заключение

Налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32% ВВП.

Сходство российской налоговой системы с французской системой, появившееся на этапе становления современного налогового законодательства в 1992 г., уже не прослеживается. Учет национальных особенностей наряду с мировым опытом выводит отечественное налогообложение на довольно высокий уровень, но временные рамки не позволяют учесть новейшие достижения развитых зарубежных стран в этой области. Безусловно, слепое копирование пагубно для любой налоговой системы, но в решении социальных и экономических программ эти страны существенно опережают Россию, следовательно, анализ положительных факторов организации налогового процесса дает дополнительные возможности развития, а исследование возникавших за рубежом проблем позволяет избежать подобных ошибок на современном этапе.

Таким образом, модернизация налоговой системы Российской Федерации должна быть ориентирована на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем рассмотренных стран. Однако, с точки зрения одновременного учета требований оптимального бюджетного федерализма, следует ориентироваться на построение налоговой системы в США. Кроме того, с точки зрения создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Германии, где налоговая система «инкорпорирована» в Основной закон - Конституцию.


Таким образом, налоговые системы всех стран являются многоуровневыми, сложными, многочисленными в отношении видов налогов, изымающих значительную часть доходов у юридических и физических лиц, имеющими огромный штат налоговых органов. Изучение налоговых систем развитых зарубежных стан, имеющих долгосрочный опыт в области налогообложения, позволяет оценить изменения, происходящие в Российской Федерации в последние годы, а также позаимствовать лучшие достижения в этой области государственной деятельности.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016)
  2. Алиева Б.Х. Налоги и налоговая система Российской федерации: учебное пособие. - М.: Юнити- Дана, 2014. - 439 с.
  3. Балакина А. П., И. И. Бабленкова. Учебное пособие: «Основа налоговой грамотности» М. Вита-Пресс, 2014.
  4. Гарант. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс] URL: кйр://Ьа8е.§агап1.гц/10900200/-(дата обращения: 27.03.2016 г.).
  5. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2013. - 240 с.
  6. Ляпина Т.М. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. - 309 с.
  7. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для магистров /Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 428 с.
  8. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 134 с.
  9. О совершенствовании налоговой политики [Электронный ресурс] URL: http://bujet.ru/article/41743.php- (дата обращения: 27.03.2016 г.).
  10. Основные направления налоговой политики на плановый период 2014-2016 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.consцltant.гц/docцment/cons_doc_LAW_88298/-(дата обращения: 27.03.2016 г.).
  11. Разгулин С.В. Развитие законодательства о налогах и сборах // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. - 2012. - № 1-2. - С. 7-8.
  12. Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д. История налогообложения и общей теории налогов. М.: ГУУ, 2012 г.
  1. Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д. История налогообложения и общей теории налогов. М.: ГУУ, 2012 г. с.117

  2. А. П. Балакина, И. И. Бабленкова. Учебное пособие: «Основа налоговой грамотности» М. Вита-Пресс, 2014.

  3. Основные направления налоговой политики на плановый период 2014-2016 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.consцltant.гц/docцment/cons_doc_LAW_88298/-(дата обращения: 27.03.2016 г.).

  4. О совершенствовании налоговой политики [Электронный ресурс] URL: http://bujet.ru/article/41743.php- (дата обращения: 27.03.2016 г.).

  5. Гарант. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс] URL: кйр://Ьа8е.§агап1.гц/10900200/-(дата обращения: 27.03.2016 г.).

  6. Гарант. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс] URL: кйр://Ьа8е.§агап1.гц/10900200/-(дата обращения: 27.03.2016 г.).

  7. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2013. - 240 с.

  8. Алиева Б.Х. Налоги и налоговая система Российской федерации: учебное пособие. - М.: Юнити- Дана, 2014. - 439 с

  9. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 134 с.