Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако главное заключается в том, что, несмотря на значительное увеличение числа наказуемых деяний и санкций в налоговой системе РФ, принятие НК РФ, УК РФ, КоАП РФ и внесение в них многочисленных изменений, законодателю не удалось качественно улучшить практику налогообложения и решить задачу по более справедливому распределению в обществе налоговой нагрузки. Снизить объемы теневой экономики, уклонения от уплаты налогов, незаконного обналичивания денежных средств, выплат скрытой заработной платы и уменьшить социальное неравенство в РФ ни в кратко-, ни в средне-, ни в долгосрочной перспективах не получилось.

Сегодня в стране по-прежнему, как и в XX в., активно применяются различные схемы, основанные на фиктивных сделках налогоплательщиков с проблемными контрагентами, регистрируется множество организаций на физических лиц, не причастных к их экономической деятельности, проводится фиктивная реорганизация «ненужных» организаций в целях затруднения налогового контроля. Более того, государство в рамках мер по либерализации экономики уже, по сути, само отказывается от налогового контроля, а значит и от такого инструмента налоговой системы РФ, как санкции за совершение налоговых правонарушений. Юридически, формально санкции есть, а фактически сфера их действия максимально ограничена. Ежегодно из 1000 организаций только у 8 проводятся выездные налоговые проверки. Еще меньше их число у индивидуальных предпринимателей. Все это позволяет утверждать о неэффективности применения санкций для решения задач, стоящих перед налогообложением.

3. Необеспеченность экономических прав налогоплательщика в существующих механизмах исчисления налогов.

В настоящее время все закрепленные в НК РФ права налогоплательщика обеспечиваются корреспондирующими обязанностями налогового органа. Эта зависимость заложена в механизмы исчисления ключевых российских налогов. Однако истинная природа формирования прав и обязанностей налогоплательщика обусловлена функционированием самой налоговой системы. В ней механизм исчисления налогов основан на том, что те или иные суммы по любой сделке у одного налогоплательщика участвуют в увеличении налоговой базы (налога), а у другого (контрагента) - в ее (его) соответствующем уменьшении. Тем самым теоретически достигается нужная симметричность налоговой базы и налоговой выгоды налогоплательщиков - участников сделок. Опирается она на институты налогового контроля и санкций за совершение налоговых правонарушений. Именно мероприятия налогового контроля и санкции позволяют строить налогообложение на противопоставлении налогоплательщика и налогового органа, не связывая напрямую права и обязанности налогоплательщиков - участников сделок. Предполагается, что возможные меры государственного принуждения выступают достаточной мотивацией для надлежащего самостоятельного исполнения обязанности налогоплательщиком, получившим выручку от реализации товаров, работ, услуг.


Подобное регулирование приводит к тому, что налоговый орган выступает формальным источником, гарантирующим права налогоплательщиков, приобретающих товары, работы, услуги, на получение налоговой выгоды. Он обязан привлечь другого участника сделки к формированию налоговой базы и налогообложению. Однако в многочисленных случаях самостоятельного неисполнения последним собственных обязанностей, в том числе из-за отсутствия должного и требуемого налогового контроля, механизмы исчисления налогов деформируются и искажают налоговые отношения. Налоговая выгода одного участника сделки оказывается изолированной от налоговой базы другого. В итоге экономические права налогоплательщиков либо не обеспечиваются, либо обеспечиваются за счет налоговых поступлений не их контрагентов, а иных лиц, т.е. за счет других налогоплательщиков, не имеющих отношение к исполненным сделкам, что формирует и усиливает как кризисные явления в практике налогообложения, так и социальное неравенство.

Таким образом, все три рассматриваемые проблемы напрямую связаны между собой. Для их экономического решения предлагается следующее.

Во-первых, ввести в налоговую систему РФ принцип «ответственности налогоплательщика за свободный выбор», распространяющийся на организации и индивидуальных предпринимателей. Эти субъекты в рыночной экономике, планируя свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и свободно, в своей воле и в своем интересе, выбирают контрагентов, заключают те или иные договоры, формулируют их условия, а значит, несут все риски, с ней связанные. Соответственно негативные для налогообложения последствия предпринимательской деятельности могут и должны быть возложены только на сами организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся контрагентами, а не на непричастных к их сделкам третьих лиц.

Во-вторых, предложить налогоплательщикам - участникам сделок, самостоятельно обеспечивающим симметричность между налоговой базой и налоговой выгодой, налоговые преференции в виде снижения сумм уплачиваемых налогов. Здесь важно решать задачу снижения налоговой нагрузки организаций и индивидуальных предпринимателей не абстрактно, в виде уменьшения до какого-то определенного процента доли налогов в ВВП, а комплексно в зависимости от устранения уклонения от уплаты налогов, сокращения объемов «теневой» экономики, обеспечения всеобщности и справедливости налогообложения.

В-третьих, изменить модель налогового контроля. По своему функциональному предназначению налоговый контроль у подавляющего числа организаций и индивидуальных предпринимателей может касаться только вопросов симметричности налоговой базы и налоговой выгоды у налогоплательщиков - участников сделок. Даже при ограниченности такой модели налогового контроля это самое рациональное его построение, способное эффективно сузить ненаблюдаемую экономику и теневые доходы. Здесь высокая мера контролируемости замкнутых потоков стоимости может резко повысить прозрачность налоговой системы РФ. Поэтому в перспективе налоговый контроль за симметричностью налоговых обязательств контрагентов должен стать главной формой налогового контроля, а формирование обеспеченных экономических прав налогоплательщика - его основной задачей.


В-четвертых, сократить сферу применения и число санкций в налоговой системе РФ. На налогоплательщиков - участников сделок, самостоятельно обеспечивающих симметричность между налоговой базой и налоговой выгодой, санкции распространяться не должны. Соответственно устраняется командный стиль управления экономикой.

В итоге выстраивается действенный рыночный механизм саморегулирования, избавляющий налогообложение от необеспеченных экономических прав налогоплательщика и асимметричности между налоговой базой и налоговой выгодой, формируются экономические условия, делающие невыгодным нарушения НК РФ и создающие в обществе атмосферу нетерпимости к налоговым правонарушителям. На смену безразличию приходит прямая заинтересованность налогоплательщика в выборе контрагента и полном исполнении им обязанности по уплате налога. По сути, появляется новая система контроля, базирующаяся на самостоятельной взаимной заинтересованности участников сделок, а не на маловероятной выездной налоговой проверке и неэффективных санкциях.

Все это создает условия для гораздо более справедливого распределения налоговой нагрузки в РФ, снятия социальной напряженности, формирования определенности предпринимательской деятельности, стимулирования экономического роста и полной занятости.

2.2 Анализ зарубежных систем налогообложения с целью возможности совершенствования налоговой РФ

Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания 2-й мировой войны и в 80-е гг. прошлого века. Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок.


Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения существующих налоговых систем, их достоинств и недостатков, с целью поиска вариантов для совершенствования налоговой системы России. Объектом исследования являются экономические системы развитых стран, таких как США, Германия, Франция и Швеция. Предмет исследования - системы налогообложения в этих зарубежных странах. Цель исследования заключается в рассмотрении и анализе налоговых систем зарубежных стран, их сравнении, выдвижении рекомендаций по совершенствованию российской системы налогообложения.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена. По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Итак, едва можно точно определить дату возникновения первых налогов. Одно не вызывает сомнений - прототипы налогов появились вместе с первыми организационными формами управления человеческим обществом[7].

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером. Именно на этом этапе в зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы их взимания.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды.

Необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Поданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.


В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось поступлением военного времени. По свидетельствам историков персидский царь Дарий (IV век до нашей эры) брал налоги, даже евнухами.

Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительную денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армии, на возведение укреплении вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминают ныне существующие налоги. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регамии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком и семейным положением (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV-III вв. до нашей эры развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Октавианом Августом (63 г. до н.э. - 14 г.н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения.