Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги играют важнейшую роль в формировании бюджета страны. За счет них обеспечиваются социальные выплаты, такие как: пенсии, стипендии, пособия, зарплаты работникам государственных учреждений (школы, больницы, университеты) и госслужащим. Так же за счет средств налогоплательщиков осуществляется строительство объектов, имеющих социальное значение. К примеру, детские сады, поликлиники, больницы и другие важные объекты. Исходя из вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что налоги представляют собой основу для устойчивого развития и функционирования любого государства.

Изучение налоговых систем развитых зарубежных стан, имеющих долгосрочный опыт в области налогообложения, позволяет позаимствовать лучшие достижения в этой области государственной деятельности.

Целью данной работы является изучение налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть налоговую систему РФ;

- выявить проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.

Объект исследования – налоговая система РФ.

Предмет исследования - налоговая система РФ и проблем ее совершенствования.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области налогов, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1. Налоговая система РФ

1.1 Налоговая система РФ как инструмент экономического регулирования

Государство осуществляет контроль за развитием экономической системы, а также всеми процессами, протекающими в сфере рыночных отношений. Для этого используются различные инструменты и рычаги воздействия на экономическую систему. Система налогообложения является одним из главных регуляторов рыночной деятельности в современном мире. От того насколько верно выстроена налоговая система зависит и степень развития и функционирования народного хозяйства.


Налоговая система в России - это перечень налогов и сборов, взимаемых в пользу государства, на основе Налогового Кодекса РФ. Во главе налоговой системы РФ стоит Государственная налоговая служба РФ. Все функционирование системы налогообложения основывается на действии Конституции РФ и Налогового Кодекса РФ. Структура налоговой системы России определена тремя ступенями, которые включают в себя платежи в федеральные, региональные и местные бюджеты, либо во внебюджетные фонды[1].

Каждый налог играет определенную роль в системе и выполняет определенную функцию. В целом же, вся налоговая система выполняет ряд важнейших функций:

  1. Фискальная функция. Смысл этой функции заключается в том что, взимаемые налоги являются источником государственных финансовых ресурсов, накоплением материальных благ, необходимых для дальнейшего распределения на определенные нужды государства. Фискальная функция формирует базу доходов бюджетов страны. Здесь же кроется определенная проблема, возможность и желание уплаты налогов гражданами напрямую зависит от уровня дохода населения, что может снизить уровень уплаты налогов в период кризиса и экономической нестабильности.
  2. Регулирующая функция. Данная функция связана с перераспределением собранных средств на дальнейшие нужды государства, а так же направления средств в отдельные отрасли и сферы народного хозяйствования. Также данная функция регулирует уровень дохода различных слоев населения.
  3. Социальная функция. Данная функция имеет тесную связь с фискальной и регулирующей функцией, так как налоговой базой в данном случае будет являться имущество и доходы физических и юридических лиц. Смысл этой функции заключается в том, что большую часть данного налога уплачивают люди с высоким уровнем дохода. Полученные денежные средства в большей степени перераспределяются в пользу малоимущих слоев населения в виде различных выплат и оказываемой материальной помощи со стороны государства.
  4. Контрольная функция. Данная функция создает базу для наблюдения и контроля за стоимостными пропорциями в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономической системы. Но данная функция ни как не связана с налоговым контролем осуществляемым органами государственного контроля[2].

Об эффективности функционирования налоговой системы можно судить на основе соблюдения определенных критериев и принципов. В основе выстраивания большинства действующих налоговых систем заложены идеи А. Смита, изложенные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:


  • принцип справедливости, который подразумевает что уплата налогов обязательная для всех граждан, и взимается согласно их доходам;
  • принцип определенности, означающий что сумма, подлежащая взысканию с плательщика, определена заранее, и заведомо известна плательщику;
  • принцип удобства, который подразумевает, что уплата должна взиматься в удобное для плетельщика время;
  • принцип экономии, который означает, что издержки формирующие сумму уплачиваемого налога должны снижаться, с целью экономии.

Основные принципы построения налоговой системы в РФ сформулированы в статье третей, части I Налогового кодекса РФ, которая устанавливает основные аспекты законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы.
  • Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и иных подобных критериев.
  • Не позволяется установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала или гражданства физических лиц.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут иметь произвольный характер.
  • Обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы, обладающие установленными кодексом признаками налогов и сборов, не может быть возложена, если они не предусмотрены им либо установлены в ином порядке, чем это определено в Налоговом Кодексе.
  • Акты законодательства должны быть сформулированы и составлены таким образом, чтобы каждое физическое лицо или организация могли точно определить, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке необходимо платить.
  • Все неустранимые сомнения, неясности и противоречия законодательных актов трактуются в пользу плательщика сборов (налогоплательщика).

Система налогообложения в России имеет ряд проблем, обусловленных спецификой Российского государства. К данным проблемам можно отнести:

Несовершенство законодательной базы. В данном случае имеет место быть нечеткость, неясность формулировок в Налоговом Кодексе, суть которых можно трактовать по- разному в различных ситуациях. Это может приводить к противоречию и путанице в нормативных документах. Несовершенство законодательной базы может усложнить понимание нормативных документов у налогоплательщика.

Проблема неплатежей. Эта проблема обусловлена двумя факторами: во первых, увеличение объема отсрочек по платежам предприятиям имеющим долг по платежам в бюджет страны, с целью сохранения выплат заработной платы сотрудникам. Предприятиям предоставляется рассрочка по платежам сроком на шесть лет, в последующие четыре года предприятие должно рассчитаться по начисленным пеням и штрафам. Однако даже на данных условиях не все предприятия способны погасить свои задолженности перед государством. Во вторых, отсутствие денежных средств на уплату налогов и низкая дисциплина налогоплательщиков, что обусловлено менталитетом населения, отсутствием воспитания налоговой культуры.


Трудности реализации механизма налогообложения. В данном случае речь идет о неэффективности работы некоторых элементов налоговой системы. В состав системы входит широкий аппарат таких ведомств как налоговая полиция, отделов УВД по экономическим преступлениям, а так же государственная налоговая инспекция. Не смотря на все усилия данных служб, процент не уплаты и укрывательства доходов от уплаты налогов и сборов в пользу государства не снижается[3].

Изменения, произошедшие в сфере налогообложения за последние пять лет - это результаты курса положенного в 2008-2010 годах. И работа в данном направлении ведется и в настоящий момент. После кризиса этих лет Правительство РФ берет курс в налогообложении на устранение последствий экономического кризиса, а также на создание благоприятных условий для восстановления экономических показателей. Сокращение объемов и темпов производства, снижение деловой активности в сфере бизнеса грозило государству ростом уклонений от уплаты налогов. За последние годы изменения коснулись следующих направлений:

Совершенствование налога на добавленную стоимость. Данный налог является очень важным источником дохода государственного бюджета. Совершенствование этого налога заключается в снижении уровня обременения им налогоплательщиков. Продолжается работа по оптимизации перечня документов, необходимых для обоснования применения нулевой ставки налога НДС к операциям, которые связаны с реализацией товаров, помещенных под таможенные режимы свободной таможенной зоны, экспорта, международного таможенного транзита. Также возврат НДС был ускорен до 20-30 под предоставление для налогоплательщиков банковских гарантий.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и единый социальный налог (ЕСН). Планируется упрощение порядка заполнения декларации, так как обычному налогоплательщику даже с высшим образованием сложно это сделать самостоятельно. Кроме этого, декларация включает в себя оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при осуществлении операций с ценными бумагами. Предполагается ввести налоговый вычет в размере до одного миллиона рублей при продаже ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, в том случае, если ценные бумаги были в собственности гражданина более года. Также Министерство финансов хочет избавить физических лиц, в том случае, если доходы налогоплательщика освобождаются от налогообложения, от обязательной подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В данный момент в Налоговом кодексе такого порядка не существует, а значит, гражданам пока еще нужно подавать декларации.


Замена земельного налога и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость. Основной задачей налоговой политики на 2009 - 2011 годы была предопределена замена земельного налога и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость. Был заранее разработан График выполняемых работ по принятию главы Налогового Кодекса, который предусматривал:

  • Разработку и принятие нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (2008 - 2012 годы);
  • Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотренного проектом N 445126-4;
  • Разработку нормативно-правовых актов необходимых для реализации положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (2008 - 2009 годы);
  • Информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008 - 2012 годы);
  • Определение эффективной налоговой ставки и налоговых льгот для исчисления местного налога на недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".

Сложность данных нововведений заключается в том , что для введения налога на недвижимость необходимо сформировать государственный кадастр недвижимости, формирование которого в настоящий момент еще не завершено. Также необходимо сформировать четкий порядок определения налогооблагаемой базы, в качестве которой должна будет выступать стоимость объектов недвижимости. Также в настоящий момент продолжает свое формирование методики кадастровой оценки недвижимости и разрабатываются нормативные документы[4].

В заключении можно сказать, что налоговая система является важным элементом по регулированию национальной экономики и правильная политика государства в сфере налогообложения способна обеспечить стабильный экономический рост. Так же стоит отметить, налоговая система это целый комплекс правовых и организационных баз, формирующих налоговую политику государства. В свою очередь, налоговая политика обеспечивает сбор необходимых средств в пользу государства и формирует финансовые ресурсы, необходимые стране для обеспечения экономического развития и которые впоследствии могут быть перераспределены в различные отрасли народного хозяйства и различным слоям населения. Данный аспект помогает поддерживать необходимые для стабильного развития экономики предприятия и организации, а так же поддерживать покупательную способность малоимущих слоев населения. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что налоговая система выполняет важную функцию регулятора всей экономической системы. В настоящий момент курс российской налоговой политики направлен на поддержание устойчивого экономического развития, поддержку инновационных площадок страны, а так же нацелен на противодействие кризисным ситуациям и снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако на практике предприятия малого и среднего бизнеса не чувствуют эффекта от нововведений в налоговой политике. Так же необходимо отметить прогнозы экспертов, в которых говорится о возможной тенденции повышения налоговых ставок, которая непосредственно связана с политическим кризисом на Украине, присоединением Крыма, а так же введением санкций в отношении отдельных отраслей Российской экономики иностранными государствами.