Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансов акционерных обществ
1.1. Сущность акционерного общества
1.2. Особенности финансов акционерного общества
Глава 2. Практический пример анализа финансов акционерного общества (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ выпусков облигаций ОАО «АВТОВАЗ»
2.3. Рекомендации по привлечению капитала в ОАО «АВТОВАЗ» посредством выпуска облигаций
На основе двух подходов к характеристике собственности можно предложить следующее определение акционерной собственности. Акционерная собственность есть присвоение извлекаемой через посредника (наемных управляющих - предпринимателей) прибавочной стоимости титульными собственниками капитала и его распорядителями (группой наемных управляющих) в форме дивиденда, учредительной прибыли, вознаграждения за управление и других присущих для них формах, осуществляемое в ходе воспроизводственного процесса.
Из определения ясно, что место предпринимателя в акционерном обществе заняли наемные управляющие и в силу выполняемых ими функций они становятся субъектами присвоения акционерной собственности и в совокупности с акционерами составляют сложный, комбинированный субъект присвоения.
Эффективная деятельность предприятия, приносящая прибыль как его собственникам (акционерам), так и его руководителям (менеджерам), невозможна без привлечения заёмных денежных средств (заемного капитала)[18].
Условно основные источники привлечения инвестиций можно разбить на группы, представленные на рис. 1.
Исходя из тех целей, которые преследует предприятие (в лице её менеджмента и собственников), изначально рассматривается вопрос о пополнении собственных средств предприятия (за счёт средств акционеров и заинтересованных инвесторов) путём выпуска и размещения дополнительных акций, либо путём привлечения заёмных инвестиций (путём выпуска и размещения облигаций, выпуска векселя или получения банковского кредита)[19]. С одной стороны, всегда привлекательно получить дополнительное финансирование без необходимости его возвращать. Однако такие инвестиции практически всегда связаны с изменением структуры акционерного капитала, что, естественно, не всегда приветствуется акционерами предприятия.
Рис. 1. Источники привлечения инвестиций
Заёмные средства, во-первых, отягощают структуру баланса компании и, во-вторых, заёмные финансы предоставляются на двух основных условиях: возвратности и платности.
Иногда оптимальным способом привлечения инвестиций является использование так называемой гибридной формы, то есть организация выпуска облигаций, конвертируемых (обмениваемых) в акции общества. Такая конвертация проводится в порядке и в сроки, устанавливаемые предприятием – заёмщиком (как правило, при наступлении срока погашения облигаций их владельцам предоставляется право по своему усмотрению получить причитающиеся денежные средства или акции предприятия).
На сегодняшний день предприятия в зависимости от преследуемых целей и имеющихся возможностей при рассмотрении вопроса о привлечении заёмных инвестиций фактически встаёт перед выбором одного (или комбинированием нескольких) из источников заёмных средств: вексельный займ, банковский кредит, облигационный займ. Следует акцентировать внимание на том, что среди перечисленных источников привлечения заёмных инвестиций нет одного абсолютно оптимального для всех предприятий, каждый из указанных способов привлечения средств обладает своими плюсами и минусами. Например, оформление вексельного займа менее затратно и в части временного фактора (не требуется государственной регистрации выпуска ценных бумаг) и в части расходной составляющей (не требуется оплаты государственной пошлины как при организации облигационного займа). Однако вексельный займ не позволит привлечь предприятию такой объём инвестиций, который реально обеспечивает выпуск облигаций, кроме того, в отличие от облигационного займа, вексельный займ не создает общеизвестной позитивной кредитной истории.
При анализе источников финансирования бизнеса, прежде всего предприятию необходимо оценить свои цели (как краткосрочные, так и долгосрочные) и возможности. Если цель в сжатые сроки с минимальными затратами привлечь небольшой объём денежных средств – вексельный займ более оптимален, чем кредит в банке или выпуск облигаций. Если руководство предприятия ставит перед собой цель провести масштабную PR-компанию, создать рыночную (общеизвестную) кредитную историю, привлечь значительный объём инвестиций – наиболее оптимальным является вы пуск облигаций. На сегодняшний день облигации – один из самых эффективных финансовых инструментов, позволяющих привлечь необходимый предприятию объём денежных средств[20].
Обобщив все вышесказанное, можно сказать, что акционерное общество представляет собой одну из организационно-правовых форм юридического лица, позволяющую размещать ценные бумаги вообще, и единственный вид юридического лица, которое вправе выпускать акции. Акционерная собственность есть присвоение извлекаемой через посредника (наемных управляющих - предпринимателей) прибавочной стоимости титульными собственниками капитала и его распорядителями (группой наемных управляющих) в форме дивиденда, учредительной прибыли, вознаграждения за управление и других присущих для них формах, осуществляемое в ходе воспроизводственного процесса.
Глава 2. Практический пример анализа финансов акционерного общества (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)
2.1. Характеристика предприятия
Полное название и форма собственности организации: Открытое Акционерное Общество «АВТОВАЗ»
Сокращенное название - ОАО «АВТОВАЗ».
Место нахождения, почтовый адрес: 445024, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36.
Дата государственной регистрации: 5 января 1993 г., регистрационный номер – 2925.
ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет следующие виды деятельности:
- производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, товаров народного потребления и оказание услуг населению. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 800 тысяч автомобилей в год;
- проектную, научно-исследовательскую, проведение технико-экономических, технических и иных экспертиз и консультаций;
- строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы; производство продукции производственно-технического назначения;
- защиту сведений, составляющих коммерческую тайну, и иную конфиденциальную информацию;
- торговую, торгово-посредническую, закупочную, сбытовую;
- защиту сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации.
В настоящее время на ОАО «АВТОВАЗ» серийно выпускаются автомобили: семейство автомобилей LADA Priora; семейство автомобилей LADA Kalina; семейство автомобилей LADA Samara; семейство автомобилей LADA GRANTA.
Важнейшим показателем деятельности ОАО «АВТОВАЗ» является эффективность производства, то есть результативность ведения производственно-хозяйственной деятельности, отражающееся соотношением результатов хозяйственной деятельности и затрат труда и ресурсов, выражающим достигнутый уровень производительных сил и степень их использования. Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в 2010-2012 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
в 2010-2012 гг.
Показатель |
Единица |
2010 г. |
2011 г. |
6 месяцев 2012 г. |
Отклонение 2011/ 2010 |
Реализация |
|||||
Автомобилей |
шт. |
549 650 |
613 151 |
283 287 |
63 501 |
на рынке РФ |
шт. |
505 811 |
557 131 |
250 732 |
51 320 |
на экспортных рынках |
шт. |
43 839 |
56 020 |
32 555 |
12 181 |
машинокомплектов |
шт. |
77 626 |
127 251 |
64 543 |
49 625 |
Производство |
|||||
автомобилей |
шт. |
545 450 |
593 296 |
255 117 |
47 846 |
Производства ОАО «АВТОВАЗ» |
шт. |
545 450 |
561 669 |
239 482 |
16219 |
семейство LADA Kalina |
шт. |
112 811 |
148 985 |
64 063 |
36 174 |
семейство LADA Priora |
шт. |
123 876 |
151 781 |
68 122 |
27 905 |
семейство LADA Granta |
шт. |
— |
2 077 |
2 098 |
2 077 |
Производства ООО «ОАГ» |
шт. |
— |
31 627 |
15 635 |
31 627 |
машинокомплектов |
усл. м/к |
77 626 |
127 251 |
63 432 |
49 625 |
в т. ч. поставки для ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ» |
усл. м/к |
36 996 |
57 765 |
30162 |
20 796 |
Выручка |
млн. руб. |
137 027 |
174 846 |
76 932 |
37 819 |
Валовая прибыль Рентабельность по валовой прибыли |
млн. руб. % |
15 034 11,0 |
20 192 11,5 |
8 847 11,5 |
5 158 0,5 |
Прибыль от продаж Рентабельность по прибыли от продаж |
млн. руб. % |
4 599 3,4 |
4 659 2,7 |
2 154 2,8 |
60 -0,7 |
Чистая прибыль Рентабельность по чистой прибыли |
млн. руб. % |
2 472 1,8 |
3 106 1,8 |
1 385 1,8 |
634 - |
По итогам 2012 г. объем продаж автомобилей LADA, включая сборку ООО «ОАГ», составил 731 176 автомобилей, что на 34,05 % выше показателя 2010 г. и на 23,24 % выше, чем в 2011 г. На автомобильном рынке РФ наблюдается устойчивый рост, но он замедляется с каждым месяцем, что свидетельствует о стабилизации рынка. Выручка от реализации продукции ОАО «АВТОВАЗ» в 2012 г. составила 183 217 млн. руб., что превышает показатель 2010 г. на 33,71 %, а показатель 2011 г. на 4,79 %. Однако, затраты на производство и продажу продукции в 2012 г. росли большими темпами, чем выручка от продаж. Это негативным образом сказалось на валовой прибыли, которая в 2012 г. на 8,89 % ниже, чем в 2011 г., а также на прибыли от продаж, которая в 2012 г. снизилась относительно предыдущего года на 41,27 %. Чистая прибыль в 2012 г. составила лишь 211 млн. руб., что существенно ниже показателей двух предыдущих лет: на 91,46 % и 93,21 % соответственно.
Проведем анализ финансовых результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ». Источник информации – бухгалтерская отчетность ОАО «АВТОВАЗ», представленная в Приложении.
Из таблицы 2 видно, что в 2011 г. выручка от реализации по сравнению с 2010 г. увеличилась (с 137 027 млн.руб. до 174 846,00 млн.руб. на 31.12.2011 г.). За 2011 г. изменение объема продаж составило 37 819 млн.руб. Темп прироста выручки за 2011 г. составил 27,60 %. Валовая прибыль на 31.12.2009 г. составляла -10 234,00 млн.руб. В 2011 г. она возросла до 20 192 млн.руб., что следует рассматривать как положительный момент. Прибыль от продаж на 31.12.2009 г. составляла -19 963,00 млн.руб. За анализируемый период она так же, как и валовая прибыль, возросла и на 31.12.2011 г. прибыль от продаж составила 4 659,00 млн.руб. Следует отметить высокий уровень коммерческих и управленческих расходов в структуре отчета о прибылях и убытках организации. В 2009 г. их доля составляла 7,35 % от себестоимости реализованной продукции. В 2011 г. управленческие и коммерческие расходы возросли и составили уже 10,04 % от себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Таблица 2
Изменение отчета о прибылях и убытках в отчетном периоде по сравнению с базовым периодом, млн. руб.
Наименование |
31.12.2010 |
31.12.2011 |
31.12.2012 |
Темп прироста 2011/2010, % |
Темп прирост 2012/2011, % |
Выручка |
137 027 |
174 846 |
183 217 |
27,60 |
4,79 |
Себестоимость продаж |
121993 |
154 654 |
164 820 |
26,77 |
6,57 |
Валовая прибыль (убыток) |
15 034 |
20 192 |
18 397 |
34,31 |
-8,89 |
Коммерческие расходы |
4 573 |
6 720 |
7 022 |
46,95 |
4,49 |
Управленческие расходы |
5 862 |
8 813 |
8 639 |
50,34 |
-1,97 |
Прибыль (убыток) от продаж |
4 599 |
4 659 |
2 736 |
1,31 |
-41,28 |
Проценты к получению |
1 118 |
1 105 |
833 |
-1,16 |
-24,62 |
Проценты к уплате |
2 734 |
337 |
234 |
-87,67 |
-30,56 |
Доходы от участия в других организациях |
472 |
283 |
579 |
-40,04 |
104,59 |
Прочие доходы |
12 142 |
18 639 |
11 385 |
53,51 |
-38,92 |
Прочие расходы |
13 539 |
20 873 |
14 781 |
54,17 |
-29,19 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2 058 |
3 476 |
518 |
68,90 |
-85,10 |
Изменение отложенных налоговых активов |
551 |
379 |
886 |
-31,22 |
133,77 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
261 |
244 |
1205 |
-6,51 |
393,85 |
Текущий налог на прибыль |
4 |
- |
- |
- |
- |