Файл: Доменные имена как объекты интеллектуальной собственности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 423
Скачиваний: 11
Введение
Актуальность. Мы живем в 21 веке – веке информации и технологий. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, относятся к числу наиболее актуальных и важных как в теоретическом аспекте, так и с позиции судебной практики. В российском гражданском праве правовая природа доменного имени не определена. Доменное имя то признают объектом права интеллектуальной собственности, то исключают его из норм ГК РФ. Вместе с тем спорные отношения в связи с использованием доменных имен возросли в судебной практике, что требует разработки единого механизма защиты указанных объектов. Такой механизм возможен только при выработке единого понимания понятия и правовой природы доменного имени.
Доменные имена стали ценным коммерческим активом, так как фактически они являются средствами индивидуализации для бизнеса в сети Интернет, что неизбежно влечет коллизии между ними и имеющими правовую охрану другими средствами индивидуализации. Перечень охраняемых в соответствии с частью четвертой ГК РФ результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации установлен пунктом 1 статьи 1225 ГК РФ и содержит шестнадцать объектов. Необходимо отметить, что за рамками части четвертой ГК РФ (п. 1 ст. 1225) оказались такие объекты, как рационализаторские предложения, открытия, доменные имена, названия СМИ, наименования некоммерческих организаций, названия морских и речных судов, названия лекарств.
Цель работы – исследовать доменные имена как объекты интеллектуальной собственности.
В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:
1) рассмотреть природу и особенности доменных имен как объектов интеллектуальной собственности;
2) исследовать правовую природу доменных имен;
3) рассмотреть проблемы правовой защиты доменных имен.
Объектом исследования являются доменные имена как объекты интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является проблемы правовой защиты доменных имен.
Научно-методическая основа работы. Для написания работы были изучены нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Правовое регулирование доменных имен
1.1. Доменные имена: природа и особенности
Появление Интернета кардинальным образом изменило жизнь людей, однако отношения, складывающиеся в сети Интернет, на сегодняшний день законодательно не урегулированы. В связи с этим особо остро стоит вопрос о правовом статусе доменных имен. Во-первых, актуальность приобретает проблема соотношения доменных имен со средствами индивидуализации. Во-вторых, ввиду отсутствия законодательного регулирования распространенным явлением становится киберсквоттинг. Наконец, во всем мире злободневной является проблема судебной защиты доменных имен.
Переходя к вопросу о правовой природе доменного имени, отметим, что мнения ученых существенно разделились. Многие убеждены, что доменное имя является объектом интеллектуальной собственности, должно охраняться законом и, следовательно, необходимо внести существенные изменения в действующее законодательство. По мнению М. С. Азарова, доменное имя является средством индивидуализации, не предусмотренным ГК РФ, но законодательно допустимым[1]. Более того, и в некоторых судебных актах данная точка зрения находит подтверждение. К примеру, в постановлении ВАС РФ[2] было признано, что доменные имена фактически трансформировались в средства, выполняющие функцию товарного знака, и которые дают возможность отличать товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других физических и юридических лиц. Таким образом, суды склонны сопоставлять доменные имена со средствами индивидуализации[3].
Однако, обратим внимание на то, что ни одна страна мира официально не признает доменное имя в качестве средства индивидуализации, поэтому полагаем, что приведенное мнение не соответствует действующему законодательству.
Другие же, напротив, считают, что доменное имя просто является средством адресации, подчеркивая при этом, что произошло законодательное признание доменного имени в качестве одной из возможных форм использования (как незаконного, так и законного) товарного знака, но не признание однородности доменного имени и товарного знака и пополнение перечня законодательно охраняемых средств индивидуализации.
Мы согласны с указанным мнением. Действительно, доменные имена выполняют функцию, схожую с товарным знаком, позволяют отличать однородные товары и услуги различных компаний, однако едва ли можно говорить о том, что доменное имя представляет собой такое же средство индивидуализации, как и товарный знак, фирменное наименование, коммерческое обозначение. Полагаем, что доменное имя не может являться объектом интеллектуальной собственности, так как основной его функцией является адресация пользовательских запросов в Интернете и идентификация информационных ресурсов в Интернете[4].
Итак, доменное имя, обладая высокой коммерческой ценностью, имеет первенствующее значение для развития бизнеса. Практически каждая компания имеет свой собственный сайт, на котором рекламирует свои услуги, занимается интернет-торговлей, что способствует значительному увеличению объема реальной прибыли[5]. В связи с этим участились случаи незаконного использования обозначения товарного знака правообладателя в доменном имени[6].
К примеру, нередко бывает так, что компания хочет зарегистрировать доменное имя, идентичное ее товарному знаку, но оказывается, что оно уже зарегистрировано. Это явление представляет собой киберсквоттинг.
Киберсквоттинг — это американский термин, определение которого есть в Законе США о защите потребителей от киберсквоттинга 1999 г. Киберсквоттинг — это незаконная регистрация и использование в Интернете доменных имен, включающих товарный знак. Одним из признаков киберсквоттинга является недобросовестность. Презюмируется, что администратор действует недобросовестно, если умышленно регистрирует или использует доменное имя, сходное до степени смешения с общеизвестным товарным знаком с целью его дальнейшей продажи, сдачи в аренду или передачи права использования любым другим способом законному правообладателю или конкуренту.
В современном мире масштабы киберсквоттинга значительно возросли: есть целый рынок доменных имен, на котором за огромные деньги продаются доменные имена. Связано это с тем, что предпринимателям купить доменное имя гораздо проще и дешевле, нежели обращаться в суд за защитой права[7].
Почему же стороны редко обращаются в суд?
Во-первых, не всегда понятно, к кому следует предъявить требование о пресечении действий по незаконному использованию доменного имени. По общему правилу, требование должно быть предъявлено к администратору доменного имени, ведь именно он недобросовестно использует доменное имя[8]. В то же время многие убеждены в том, что требование должно быть предъявлено к регистратору доменных имен, однако регистратор лишь закрепляет доменное имя за тем или иным владельцем. Тем не менее, не исключено, что именно регистратор намеренно зарегистрировал доменное имя с целью его дальнейшей перепродажи. В таком случае требование должно предъявляться к нему.
Во-вторых, к кому предъявлять требование о возмещении убытков за незаконное использование доменного имени[9]. Как показывает практика, данное требование может быть предъявлено солидарно как к регистратору, так и к администратору доменного имени[10].
В-третьих, на практике не всегда ясно, признается ли факт регистрации интернет-сайта с доменным именем, сходным до степени смешения с товарным знаком, незаконным использованием.
Открытым остается вопрос и о том, влияет ли на разрешение спора момент регистрации доменного имени: ранее или позже регистрации товарного знака.
Исходя из судебной практики, сама по себе регистрация доменного имени, сходного с товарным знаком, не подтверждает наличие прав и законных интересов в отношении доменного имени и не может быть признана нарушением прав. Тем более законодательством не предусмотрен такой способ защиты прав, как аннулирование права владения доменным именем.
В последнее время влияние Интернета на развитие бизнеса существенно возросло. Вследствие этого актуальной является проблема правового регулирования доменных имен[11].
Данный институт абсолютно не урегулирован на законодательном уровне: до сих пор официально не определен правовой статус доменного имени и не выработано единого определения, способного его охарактеризовать как с технической, так и с правовой стороны[12].
Полагаем, что доменное имя не должно приравниваться к средствам индивидуализации, поскольку основной его функцией является адресация. Тем более в зарубежном законодательстве доменное имя нигде не признается в качестве средства индивидуализации. Поэтому его можно рассматривать лишь как способ осуществления исключительного права на средство индивидуализации.
Также представляется необходимым подробно регламентировать процесс регистрации доменных имен с соблюдением прав третьих лиц, установить порядок привлечения к ответственности регистратора и администратора за нарушения права на доменные имена[13].
1.2. Правовая сущность доменных имен
Российский законодатель не разделяет понятия «домен» и «доменное имя». Стоит отметить, что в свое время в проект части четвертой ГК РФ были включены нормы, касающиеся доменных имен, однако из окончательной редакции принятой части 4 гл. 76 ГК РФ они были вычеркнуты[14]. Первый закон, в котором дано определение доменного имени, – это Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 ноября 2012 г. Данным Федеральным законом ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[15] была дополнена пунктом 15. В нем сказано, что доменное имя – это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет. Более того, название ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ указывает на то, что доменное имя позволяет идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено[16].
Из данного Федерального закона следует, что назначение домена – это не только получение доступа к информации, но и ее идентификация. Такая позиция разделяется многими учеными. В частности, А. Серго пишет, что домен (доменное имя) – это условное обозначение, предназначенное для индивидуализации информационных ресурсов в компьютерной сети Интернет[17]. Такая же позиция высказывается В. О. Калятиным: «Доменные имена, по существу, являются новым средством индивидуализации с особым правовым режимом»[18]. Данный закон разделяет понятия «доменное имя» и «сетевой адрес». В силу п.16 ст.2 Закона «О защите информации» [19], сетевым адресом является идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему». Так как данный закон больше направлен на регулирование информации, то в нем ничего не говорится об индивидуализирующей функции доменного имени, но, исходя из определения, можно сделать вывод, что адресация сайта влечет за собой и его идентификацию, а, следовательно – индивидуализацию. Порядок адресации должен обеспечивать уникальность используемых сетевых адресов и возможность однозначной идентификации субъекта соответствующих правоотношений, то есть владельца Интернет-сайта, а, следовательно, и самого Интернет-сайта[20].
Согласно правилам регистрации доменных имен, в доменах RU и РФ, разработанным Координационным центром национального домена сети Интернет, «доменом является область (ветвь) иерархического пространства доменных имен, обозначаемая уникальным доменным именем и обслуживаемая набором серверов DNS» [21].
Доменное имя упоминается в ст.ст. 1484 и 1519 ГК РФ[22], согласно которым товарный знак и наименование места происхождения товара могут быть использованы путем размещения их в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Используя буквальное толкование нормы права, можно прийти к выводу, что доменное имя является одним из способов адресации в сети Интернет[23]. Проанализировав данное определение, можно прийти к выводу, что оно слишком узкое и не раскрывает все сущности доменного имени, а рассматривает лишь одну из его сторон. Закон «О защите информации» прямо не называет функцию доменного имени, но её можно сформулировать из понятия доменного имени, приведенного в п.15 стать и 2. Основываясь на данной статье, функцией доменного имени является адресация сайта в сети Интернет в целях обеспечения доступа информации, размещенной в сети Интернет. Адресация – присвоение каждому Интернет-сайту уникального символьного обозначения в воспринимаемой человеком форме для быстрого его поиска и обеспечения доступа.