Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания (Теоретические положения оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью проведения всестороннего, системного, и объективного анализа проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений, прежде всего, в правовом, криминалистическом и организационно-управленческом аспектах.

Процесс доказывания при расследовании преступления является краеугольным камнем любого уголовного дела. В последнее время идея использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), вплоть до придания им значения судебных доказательств, не только активно развивается, но и находит свое выражение на практике. В этой связи первостепенное значение приобретают вопросы правового обеспечения и механизмы использования материалов оперативных разработок в уголовно-процессуальной деятельности. Не случайно заместитель Генерального прокурора РФ В.В. Колмогоров писал, что «... приоритетное значение в доказывании по уголовным делам должно придаваться использованию возможностей оперативно-розыскной работы для установления события и обстоятельств преступления, личности преступника, а также результатов оперативно-розыскных мероприятий»[1]. Становится очевидным, что универсальность уголовного процесса, как способа познания преступлений, является в настоящее время скорее историческим а не гносеологическим фактом, поэтому использование оперативно-розыскной деятельности для обеспечения назначения уголовно-процессуальной деятельности в настоящее время является необходимым.

Однако, несмотря на очевидную необходимость использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам, до сих пор не разработан единый механизм перевода результатов ОРД в доказательства. В основном результаты оперативно-розыскной деятельности используются для принятия решений на стадии возбуждения уголовного дела при проверке поступившего сообщения о преступлении. Однако, современные подходы к разрешению проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальной деятельности, как и ранее, основываются на аксиоме безусловного ее приоритета в производстве фактоустанавливающей информации.

Состояние изученности проблемы. Проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальной деятельности привлекла внимание многих исследователей. Немалый вклад в развитие теории и практики уголовно-процессуального использования результатов оперативно-розыскной деятельности внесли ученые, специализирующиеся в области уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, а также в сфере науки управления: Д.И. Бедняков, Е.А. Доля, В.М. Тертышник, С.А. Шейфер, А.Н. Мусаткин, Ю.П. Гармаев, К.К. Горяинов и др.


Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных исследуемой проблеме, эффективность использования оперативно-розыскной информации для достижения целей уголовного процесса остается на низком уровне.

Объектом исследования является деятельность правоохранительных органов по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальной деятельности.

Целью исследования является разработка научных рекомендаций, использование которых способствовало бы разрешению ряда теоретических и правовых вопросов, направленных на восполнение пробелов и противоречий в теории уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности.

Исходя из указанной цели, в дипломном исследовании поставлены следующие основные задачи:

1. рассмотреть понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности;

2. показать оперативно-розыскную деятельность как государственно-правовую функцию, ее задачи и принципы;

3. раскрыть понятие и содержание оперативно-розыскных мероприятий;

4. рассмотреть и раскрыть формы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальной деятельности:

- как повод и основание для возбуждения уголовного дела;

- для формирования доказательств;

- для подготовки и осуществления следственных и судебных действий.

Теоретические и методологические основы исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной деятельности, криминалистике, иным областям научного знания, в которых рассматривались вопросы, связанные с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью в контексте использования результатов ОРД при расследовании преступлений.

Нормативная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, уголовным, уголовно-процессуальным кодексами, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и другим законодательством Российской Федерации.

Структура исследования определяется поставленной целью и конкретными задачами, включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Содержание глав соответствует конкретным задачам исследования.


1. Теоретические положения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

Возникновение теории оперативно-розыскной деятельности было продиктовано объективной необходимостью распространения накопленного опыта борьбы с преступностью и среди оперативных работников. Интересные теоретические предложения по изучению преступности, личности преступника, тактике применения оперативно-розыскных средств и методов содержались в работах ученых-криминалистов С.М. Потапова, П.С. Семеновского, В.Л. Санчева, И.Н. Якимова и др.[2] Ими были обобщены особенности процесса расследования многих уголовных преступлений, результаты оперативной работы, обнаружены соответствующие закономерности, подчеркнута самостоятельность оперативно-розыскной деятельности. Профессор И.Н. Якимов, уже в то время отождествляя разведывательную (негласную) работу с розыскным искусством, отмечал: «...розыскное искусство, как всякое искусство, имеет свою теорию, может быть еще не так глубоко разработанную... и свою пока не особенно богатую литературу»[3].

История становления и развития оперативно-розыскной деятельности отражает особенности преступности как крайне опасного, отрицательного явления в общественной жизни, приобретающего в разные исторические периоды различную направленность. В свою очередь, с изменением характера преступности менялся и характер деятельности правоохранительных органов. Накопление профессионального опыта привело к совершенствованию стратегии и тактики разведывательно-поисковой работы.

Прежде чем уточнить современное понятие оперативно-розыскной деятельности, отметим, что в нормативных актах и специальной литературе, изданной до 1958 г., для обозначения такой деятельности оперативных аппаратов употреблялись термины «негласное расследование» (Положение об уголовном розыске от 5 октября 1918 г.), «уголовно-розыскная работа», или «уголовный сыск», в дальнейшем укоренился термин «агентурно-оперативная» или «оперативная» работа. Все перечисленные термины, по сути, обозначали одну и ту же деятельность специальных служб по осуществлению негласных мероприятий в целях борьбы с преступностью. Разнобой в терминологии являлся прямым следствием отсутствия в УПК РФ 1926 г. упоминания об оперативно-розыскных мерах. Термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и УПК РСФСР от 27 октября 1960 г. Именно в уголовно-процессуальном законодательстве впервые содержалось указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших.[4]


В настоящее время понятие «оперативно-розыскная деятельность» определяется в статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В ней сказано, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[5].

Деятельность как таковая – это занятие, труд, а оперативно-розыскная – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в оперативно-розыскной деятельности[6].

В «узком» смысле слова оперативно-розыскная деятельность – это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющих собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно - значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств (т.е. речь идет об Уголовно-розыскной деятельности)[7]. В «широком» смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных субъективных элементов – цели.[8] Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).


Использование в определении оперативно-розыскной деятельности (в «узком» смысле слова) фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств, подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать, прежде всего, те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством.[9]

История российских правоохранительных органов и мировой опыт борьбы с преступностью показывают, что оперативно-розыскная деятельность является одной из обязательных государственно правовых норм борьбы с преступностью. Она социально обусловлена, поскольку ориентирована на выполнение социально полезных задач и является одной из разновидностей правоохранительной функции государства.

Одной из наиболее характерных черт оперативно-розыскной деятельности является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления. Под гласной следует понимать деятельность, в ходе которой должностные лица оперативного подразделения открыто (гласно) представляют интересы соответствующего правоохранительного органа, не скрывая своих целей. К негласной деятельность относятся действия субъектов оперативно-розыскной деятельности, при которых они скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам либо осуществляют их в тайне от окружающих граждан и, прежде всего, от лиц, причастных к преступлениям.[10]

Специфика оперативно-розыскной деятельности определяется в том, что она осуществляется посредством проведения специальных действий (операций) – оперативно-розыскных мероприятий. Перечень этих мероприятий, составляющих содержание оперативно-розыскной деятельности закреплены в ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

1.2 Оперативно-розыскная деятельность как государственно-правовая функция, ее задачи и принципы

Исследование сложной системы правоохранительных функций органов внутренних дел обнаруживает, что оперативно-розыскная функция имеет возможность защищать общество от противоправных посягательств, выявление, предотвращение и раскрытие которых классическими методами расследования недостаточно эффективно. И криминалистика, и уголовный процесс, и административная деятельность, в силу своей правовой природы, лишены возможности применять негласные методы. В то же время криминально активные лица принимают меры по нейтрализации действий правоохранительных органов путем: