Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений на примере конкретной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, на практике нужно идти на компромисс между привлечением в группу экспертов специалистов, служебное положение которых дает им возможность иметь достаточно широкий кругозор, и таких специалистов, которые в состоянии потратить необходимое время для основательных ответов на вопросы анкеты. Оценка уровня последних может быть получена в отделах кадров, из отчетов о служебной карьере, росте оплаты труда, а также по характеристикам коллег[12].

Если же прогноз зависит не от знания организации, а требует широких знаний в определенной сфере, то специалистов следует искать вне организации. Подбор экспертов в таких условиях значительно усложняется.

Проблема составления списка возможных экспертов облегчается тогда, когда определенный вид экспертизы проводится многократно, а следовательно в организаторов экспертизы реестр экспертов. Иначе используют метод «снежного кома», когда экспертов подбирают, предлагая их конкурентам составить список лучших в конкретной области. Затем данные списки систематизируются и составляется экспертная группы.

В процессе проведения опроса могут возникнуть различные ситуации, на которые должны обращать внимание организаторы экспертизы.

Так, в некоторых случаях наблюдается значительная поляризация точек зрения специалистов, может объясняться, помимо прочего, наличием представителей различных научных школ в экспертной группе.

Для проверки готовности экспертов к проведению экспертизы рабочая группа нередко проводит своего рода тренировка[13].

Методическое обеспечение включает прежде всего разработку опросных анкет, составление инструкций по их заполнению, совокупность моделей и методик, необходимых для расчета системы показателей, которые используются в анкетном опросе.

При организации опросов следует учесть, что далеко не все эксперты в достаточной мере знакомы с содержанием и методикой использования экспертных методов. Поэтому в момент, когда анкета впервые направляется экспертам, к ней следует добавить короткое описание сути метода и инструкцию по заполнению анкет.

Обработка анкет связана с вычислением системы показателей, содержание которых позволяет сделать окончательные, обобщающие выводы по реализации поставленной задачи. Для этого необходимо, чтобы среди организаторов экспертизы были специалисты, которые в совершенстве владеют методикой обработки данных опросных анкет и содержанием рассчитанных показателей.


Организация любого исследования предусматривает формирование хорошо развитой информационной базы, состоящей из нормативно-справочной и переменной информации.

Нормативно-справочная информация - это словари, коды, классификаторы, различные инструктивные материалы по формированию, оформлению, заполнению и обработке анкет.

Переменная информация - это, прежде всего, данные, содержащиеся в заполненных анкетах.

Реализация метода экспертных оценок, как и другого метода прогнозирования, за отдельными исключениями, невозможна в широких масштабах и особенно в режиме реального времени без соответствующего программного обеспечения и технических средств - вычислительной техники, средств связи, оргтехники[14].

Программные средства должны обеспечить формирование и хранение массивов информации, выдачу их на печатающие устройства и мониторы по графику или по запросу.

Деятельность рабочей группы официально заканчивается после утверждения лицом, принимающим решение, итогового документа, научных и финансовых отчетов о проведении исследования, оплаты труда экспертов и сотрудников рабочей группы[15].

В завершение стоит отметить, что успешное проведение экспертизы во многом зависит от уровня организации работ по опросу экспертов. В процессе опроса следует создать благоприятный психологический климат между организаторами экспертизы и экспертами, что обеспечит заинтересованность и активное отношение к положительным результатам работы.

1.3 Разработка анкет и анализ результатов опроса

Информационным обеспечением проведения исследования методом экспертной оценки Делфи служат заполненные экспертами анкеты и таблицы.

Анкета - это специально составленный документ, в котором содержится заранее подготовленный набор вопросов, ориентированных на достижение цели экспертизы[16].

Анкеты и таблицы разрабатываются организаторами экспертизы и вместе с пояснительной запиской направляются каждому эксперту. . В пояснительной записке содержится цель исследования, описаны структура анкеты и способы заполнения таблиц

Анкета выступает инструментом для достижения целей и задач исследования. Единых правил оформления анкет нет. Форма и содержание их определяется особенностью объекта исследования, направлениями исследования и поставленной целью исследования.


Однако есть некоторые общие требования, которые нужно соблюдать, не учитывая специфику исследования: предлагаемые экспертам вопросы должны формулироваться так, чтобы эксперт мог предоставить им количественное выражение ответа.

Особое внимание следует обратить на корректность вопросов, содержащихся в опросной анкете. Они должны точно формулироваться, однозначно толковаться, быть сформулированы на основе общепринятой терминологии. Не допускается применение тяжелых слов, или таких, которые крайне редко встречаются в специальной литературе и общении экспертов.

Большое значение при оформлении анкет предоставляется рациональному формированию ее структуры, что зависит прежде всего от особенностей объекта исследования, цели и задач исследования. Структура определяет состав и последовательность размещения отдельных элементов опросной анкеты.

Элементы опросных анкет рекомендуется размещать в определенной последовательности:

сначала, перед вопросами размещается вступительный текст, где в общедоступной форме изложена цель исследования. Особые акценты расставляются на важнейшие проблемы будущего исследования.

За вступительным текстом последовательно размещаются отдельные вопросы, причем так, чтобы рядом было место для ответа на них. Возможны варианты, когда вопросы и ответы содержатся в отдельных таблицах.

Существует определенная иерархия размещения вопросов в зависимости от их сложности. Сначала эксперт знакомится с вводными вопросами, на которые он сможет легко и без проблем дать ответ. Первые вопросы как бы «разогревают» интеллект специалиста и настраивают его на более сложную работу.

Особое место в процессе проведения экспертизы занимает процедура оценки каждого вопроса по выбранной шкале оценок и соответствующих единицах измерения. Единицы измерения зависят, прежде всего, от задач (направлений) исследования[17].

Оформленная и заполненная согласно установленных требований анкета позволяет на следующем этапе экспертной оценки провести статистическую обработку материалов экспертизы и обобщить результаты расчетов.

Поскольку коллективная экспертная оценка предполагает несколько туров, требования к формированию анкет поэтапно меняются от тура к туру.

Первый тур опроса. Первая анкета может быть полностью безструктурной и поэтому допускает любые ответы. Это делается для того, чтобы не ограничить специалистов в жестких рамках ответов. Организаторы экспертизы не могут знать так глубоко и фундаментально исследуемую проблему, как специалисты в этой сфере. Возможность свободных ответов позволяет шире посмотреть на проблему, принять во внимание не обнаруженные ранее моменты, сопоставить причины и последствия исследуемой проблемы, сформулировать аргументы в пользу того или иного суждения и т.д.


После того, как результаты опроса вернулись руководителю экспертизы, последний должен их проанализировать, объединить в определенные группы, исключить второстепенные (с точки зрения руководителя группы) ответы и подготовить анкеты для следующего тура.

Второй тур опроса. Членам экспертной группы направляются уже более четкие вопросы и просят их дать свои оценки и по возможности обосновать ответы. Поэтому анкеты должны иметь систематизированные аргументы в пользу различных суждений и быть направлены на активное обсуждение этих аргументов. Важно, чтобы организаторы экспертизы давали комментарии этим аргументам и выносили на обсуждение полученные факты, которые бы способствовали более глубокому пониманию исследуемого явления.

После того, как результаты опроса второго тура вернулись руководителю экспертизы, необходимо обработать полученные материалы, рассчитать статистические характеристики и показатели степени согласованности мнений экспертов и подготовить материалы к третьему туру.

Третий тур опроса. Участники экспертизы получают анкету по результатам статистической обработки ответов второго тура опроса. Если оценки второго тура отдельных экспертов значительно отличаются от оценок большинства экспертов групп, то их просят обосновать свою точку зрения и оценить ответы экспертов, имеющих другое мнение.

Они могут иметь свои доказательства и возражения, так же, как они делали бы это при личном общении, но при этом их аргументы остаются анонимными[18].

После того, как перспективные оценки и новые аргументы членов экспертной группы вернулись руководителю экспертизы, он должен выполнить работу аналогично той, которая выполнялась после второго тура

- проанализировать и обобщить результаты опроса, рассчитать статистические показатели, подготовить анкеты для четвертого тура.

Четвертый тур опроса. Членам экспертной группы снова передают анкету с вопросами и результатами статистической обработки ответов третьего тура, причем ответы обобщены с обеих сторон[19].

Члены экспертизы должны принять во внимание свои аргументы и их критику. В зависимости от желания и потребности руководитель рабочей группы может попросить любого эксперта аргументировать свою точку зрения. Получив ответы четвертого тура, организаторы экспертизы обрабатывают их и делают окончательные выводы.

Как уже отмечалось, необязательно, чтобы любое исследование осуществлялось через четыре тура опроса. Если, например, эксперты договорились во втором туре, то опрос можно остановить.


Подытоживая сказанное, следует со всей определенностью утверждать,

что субъективный фактор накладывает на методы экспертных оценок, и в частности, на метод Дельфи свои особенности, которые существенно могут повлиять на результаты экспертизы. Это объясняется, прежде всего тем, что далеко не всегда можно учесть влияние, которое оказывают на экспертов организаторы опроса, составляя анкеты тем или иным образом. В таком случае появляется опасность подмены глубокого и всестороннего исследования явления субъективным подтасовкой фактов, обоснованных заранее сформулированным суждением. Поэтому соблюдение научной корректности на всех этапах проведения экспертизы является непременным условием получения научно обоснованных результатов исследования.

2. Применение метода «Дельфи» при принятии управленческих решений в компании «Харламов-спорт»

2.1 Общая характеристика деятельности компании

Юридический адрес: 241022, Россия, г. Брянск, пер. Тельмана, д. 15.

Сайт: http://www.harlamov-sport.com

«Харламов-спорт» - российский производитель (г. Брянск) товаров для спорта и снаряжения для единоборств. С 2002 года компания успешно работает на российском рынке, сотрудничая с магазинами, реализующими спортивные товары, инвентарь для единоборств.

Профессиональное снаряжение отличается повышенной прочностью и долговечностью. Компания производит в ассортименте следующие виды товаров: мешок боксерский, спортивный мешок детский, груша боксерская, спортивный мешок Конус, подушка настенная, макивара, лапы, спортивный мешок апперкот, платформа для пневматической груши регулируемая по высоте, фермы для подвески снарядов, маты гимнастические, мяч весовой, манекен борцовский различные металлоконструкции и другие товары.

Весь ассортимент продукции отличается высоким качеством и стабильным спросом, что подтверждается реальными отзывами спортивных федераций, клубов и силовых структур, на базах которых, снаряжение для единоборств используется с максимальной нагрузкой.