Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений на примере конкретной организации.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность методики, особенности постановки проблемы
1.2 Организация проведения экспертного опроса
1.3 Разработка анкет и анализ результатов опроса
2. Применение метода «Дельфи» при принятии управленческих решений в компании «Харламов-спорт»
Введение
В современных условиях в процессе поиска возможностей развития организаций важное значение приобретает дальнейшее развитие и совершенствование методологии принятия управленческих решений. Эти вопросы еще далеки от оптимального решения. Довольно часто в данной области используются методы экспертных оценок - они используются для прогнозирования событий будущего в условиях отсутствия или недостаточности статистических данных, а также применяются для количественного измерения таких событий, для которых не существует других способов измерения, например, при оценке важности целей. Иными словами, методы экспертных оценок применяются для количественного измерения событий в настоящем, так и в целях прогнозирования.
Цель курсовой работы состоит в практическом применении метода «Дельфи» в процессе принятия управленческого решения.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
определены сущность методики, особенности постановки проблемы;
рассмотрен процесс организации проведения экспертного опроса;
изучены особенности разработки анкет и анализа результатов опроса;
дана общая характеристика деятельности компании «Харламов-спорт»;
реализован процесс принятия решения относительно ассортиментного портфеля компании методом «Дельфи» и выполнен анализ полученных результатов.
Объект исследования – компания «Харламов-спорт».
Предмет исследования – процесс принятия управленческого решения с помощью метода «Дельфи».
Информационную базу исследования составляют научная и учебная литература по исследуемому вопросу, интернет-ресурсы, информация о деятельности предприятия предоставленная непосредственно её сотрудниками.
Основные методы исследования – обобщение, синтез, индукция, дедукция, метод «Дельфи»
Структурно работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты методики проведения исследований на основе коллективных экспертных оценок «Дельфи»
1.1 Сущность методики, особенности постановки проблемы
Процедура проведения экспертизы на основе метода Дельфи охватывает ряд этапов, последовательность и содержание которых определяется в соответствии с характером и сложностью изучаемого объекта (явления, процесса, проблемы).
К наиболее типичным этапам проведения экспертизы можно отнести[1]:
- постановка проблемы, ее теоретическая и логическая формулировки;
- формирование группы организаторов экспертизы;
- отбор экспертов и формирование экспертной группы;
- разработка опросной анкеты;
- определение количественных параметров по данным экспертного опроса;
-оценка степени согласованности мнений экспертов;
- анализ результатов экспертного опроса;
- точность и надежность оценок по методу Дельфи.
Решению любой проблемы обязательно предшествует четко определена постановка задачи. В постановке должны содержаться содержание проблемы, цель и назначение исследования, заказчики результатов исследования, ответственные за проведение исследования, сроки проведения исследования[2].
Корректно, точно сформулированная постановка; с учетом возможностей и условий реализации поставленной цели; организационное, техническое, математическое, информационное, программное, методическое и кадровое обеспечение экспертизы - все это способствует решению поставленных задач.
Постановка проблемы должна опираться на фундаментальные теоретические положения областей знаний, для которых проводится исследование, глубокие знания содержательной основы проблемы и формулироваться в соответствии с законами, категориями, природой показателей, характеризующих исследуемые проблемы[3].
В начале научного исследования следует выделить реальные и мнимые проблемы, которые можно свести к трем видам. К первому виду относятся проблемы, которые уже решены, однако в силу ряда причин ошибочно считаются еще не решенными, что может объясняться, например, отсутствием соответствующей информации. Ко второму виду мнимых проблем относятся те, для которых еще не созрели условия для их реального решения: невозможно с достаточной уверенностью утверждать ни о способах их решения, ни о потребностях в этом. И наконец, к третьей группе относятся проблемы, решение которых в настоящее время принципиально невозможно.
Самым эффективным способом отсеивания всякого рода ложных, мнимых проблем является их публичная, критическая оценка в процессе обсуждения. Однако решить эту сложную задачу на первому этапе удается далеко не всегда. Поэтому такие проблемы нередко оказываются и решаются в ходе проведения самой экспертизы[4].
Большое значение на первом этапе экспертизы придается анализу исследуемой проблемы. В процессе анализа необходимо ознакомиться с «предысторией» и современным состоянием проблемы, определить ее значение и доводы в пользу необходимости ее решения.
Сложные проблемы следует разделить на отдельные элементы, выявить «центральное звено», которое характеризует сущность проблемы, установить и проанализировать взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными элементами проблемы.
Наличие перечня отдельных элементов проблемы необходимо для того, чтобы определить число и профиль специалистов (экспертов), необходимых для решения исследуемой проблемы. Степень детализации проблем бывает разной, однако следует помнить, что с ее увеличением растут время и средства на проведение исследования.
Анализ проблемы начинается на первом этапе исследования и проводится непрерывно на всех этапах экспертизы. Глубокая теоретическая и логическая оценка проблемы, анализ объекта прогнозирования позволяет обеспечить условия для создания теоретической модели исследуемой проблемы[5].
Анализ объекта должен быть ориентирован на определение цели (целей) исследования-ожидаемого состояния объекта в будущем с определением возможного достижения конечного результата. Наличие четко сформулированных целей является непременным условием обеспечения успешного проведения экспертизы. Достижение определенной цели, небольшой или масштабной, вызывает необходимость затрат времени и ресурсов на проведение исследования и внедрение мероприятий по реализации его результатов.
Поэтому задача состоит в том, чтобы выбрать такое направление достижения цели, который учло бы реальные возможности и имеющиеся ресурсы организации, обеспечив при этом необходимое качество экспертизы.
1.2 Организация проведения экспертного опроса
Инициатором проведения экспертизы выступает лицо, принимающее решения (руководитель организации). Это же лицо определяет цели исследования и ориентировочный эффект, который должен быть достигнут в результате внедрения рекомендаций экспертизы.
Лицо, принимающее решение, своим распоряжением подбирает и формирует группу организаторов экспертизы, далее - «Рабочая группа», которая разрабатывает техническое задание (программу) проведения экспертного опроса[6].
Опыт показывает, что для успешного проведения экспертизы инициатива должна обязательно исходить от руководства организации, поскольку только таким образом можно обеспечить решение общих организационных и финансовых вопросов.
В техническом задании на проведение исследований должна содержаться развернутая программа организации экспертизы, которая включает:
- кадровое обеспечение исследования;
- отбор экспертов и формирование экспертной группы в зависимости от направления исследования;
- методическое обеспечение исследования;
- информационное обеспечение исследования;
- программное и техническое обеспечение исследования;
- стимулирование членов экспертной группы[7].
Кадровое обеспечение экспертизы заключается в формировании высокопрофессиональной рабочей группы. Руководство организации подбирает научного руководителя и секретаря рабочей группы; остальные состав рабочей группы формирует научный руководитель с согласия лица, принимающего решения[8].
На научного руководителя процесса возложена ответственность за организацию и проведения экспертного опроса на всех этапах экспертизы, в том числе за анализ собранных результатов опроса и формулировки выводов экспертной группы. Секретарь рабочей группы несет ответственность за ведение документации и решения организационных вопросов.
Для своевременного и квалифицированного проведения экспертного опроса в составе рабочей группы выделяются отдельные звенья: аналитическое, компьютерное, эконометрическое, организационное.
Аналитическое звено разрабатывает детальный сценарий проведение сбора и анализа экспертных оценок. Сценарий предусматривает конкретные методы обработки и анализа информации, которые выполняют эконометрическое и компьютерное звенья рабочей силы.
Аналитическое звено разрабатывает также методику опроса, подбор факторов, характеризующих исследуемую проблему.
Для того, чтобы способствовать эффективному и своевременному проведению экспертизы, рабочая группа заранее знакомит всех вовлеченных в экспертный опрос специалистов с целями исследования. Это позволяет специалистам экспертной группы условно представить себе правдоподобную модель исследуемой проблемы, созданной на первом этапе исследования, и создать условия для дальнейшего совершенствования[9].
На стадии формулирования постановки задачи необходимо четко определить, в каких направлениях осуществляется экспертиза: определение срока наступления определенного события; оценка оптимальной величины определенного параметра, характеристики объекта; выявления относительной важности отдельных факторов, параметров, направлений развития и тому подобное[10].
Субъективный фактор во многом определяет точность, достоверность, надежность и, что крайне важно, практическую ценность экспертизы. Это объясняется тем, что основным источником информации является эксперт, его суждения, качественные и количественные оценки.
В процессе эволюции экспертных оценок влияние человеческого фактора не только снижается, а, как показал опыт, непрерывно растет. Отсюда большая ответственность ложится на рабочую группу при формировании состава экспертной группы.
На стадии формирования экспертной группы организаторы экспертизы составляют список экспертов. С этой целью проводятся переговоры с потенциальными экспертами, определяются те, кто по тем или иным причинам отказываются от участия в экспертизе.
Отобрать группу экспертов, каждый из которых отвечал бы необходимым требованиям, практически невозможно. Это связано с тем, что большинство экспертов обычно делится условно на две категории - узкие специалисты и универсалы, то есть специалисты широкого профиля. Последние, в отличие от узких специалистов, в большей степени способны сформулировать перспективы и направления развития крупных объектов, сложных проблем, глобальных вопросов. Поэтому при отборе экспертов необходимо рациональное объединение как узких специалистов, так и универсалов, которые обладают способностью к смелости и воображению.
Задача формирования стабильной экспертной группы сводится по сути к определению размера и структуры группы и оценки компетентности экспертов.
В целом же проблема отбора экспертов для проведения экспертизы состоит из двух этапов[11].
На первом этапе, исходя из задачи экспертизы, необходимо определить собственно самих экспертов; на втором этапе из выявленных экспертов необходимо сформировать экспертную группу.
Выявление потенциальных экспертов в основном зависит от цели экспертизы. Если составления прогноза ориентировано на заинтересованности только отдельной организации (предприятия) и требует при этом глубокого знания ее истории, хозяйственной политики, производственных особенностей, то целесообразно использовать экспертов собственно самих организаций. Предпочтение следует отдавать тем специалистам, которые имеют свободное время, желание и высокий профессионализм. Следует остерегаться привлечение руководителей верхнего эшелона власти, если они слишком заняты и не имеют достаточного времени для осмысления и обоснования ответов. Оценки их в таких условиях будут поспешные, а утверждение их, как правило, оказывает психологическое давление на специалистов, находящихся на несколько ступеней ниже по служебному положению.