Файл: Управление мотивацией сотрудников на предприятиях ГиРБ ..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Управление мотивацией и стимулированием труда на предприятиях ресторанного/гостиничного бизнеса
1.1. Современные подходы к мотивации персонала
1.2. Особенности материальной мотивации в индустрии гостеприимства
1.3 Особенности нематериальной мотивации в индустрии гостеприимства
2. Анализ управления мотивацией сотрудников отеля IBIS МОСКВА ПАВЕЛЕЦКАЯ
2.1 Общая характеристика компании отеля «Ibis Москва Павелецкая»
2.2 Система оплаты труда в компании «Ibis Москва Павелецкая»
2.3 Система нематериальной мотивации в компании «Ibis Москва Павелецкая»
Данные на таблице 1 показывают, что на «Ибис Москва Павелецкая» структура персонала за период с 2016 – 2018 года изменилась значительно. Наблюдается тенденция к общему снижению численности персонала. Впервые снижение было зафиксировано в 2017 году. Фактическая численность персонала снизилась на 27 человек. В середине года было изменено штатное расписание, с целью оптимизировать работу персонала и сократить расходы. Практически все службы отеля столкнулись с сокращением кадрового состава. Количество управляющих (менеджеров) в 2018 году сократилось на 6 человек, это и руководители различных служб. Категория горничные была сокращена на 5 человек, другие специалисты – 15 человек.
В целом обеспеченность персоналом «Ибис Москва Павелецкая» показывает уменьшение фактической списочной численности не только в динамике, но и по плановым показателям. Так в 2018 году не восполнено 6 трудовых единиц.
Рассмотрим уровень образования сотрудников ООО «Ибис Москва Павелецкая». Негласной политикой «Ибис Москва Павелецкая» принято использовать только кадры, которые получили образование выше общего, т.е. обучались в колледжах, техникумах, институтах и так далее. Исключение возможно только для соискателей, которые на данный момент обучаются в институте. Такие будущие специалисты могут занимать низшие должности. Для детального ознакомления уровня образования в «Ибис Москва Павелецкая» составим таблицу 2.
Таблица 2 – Ряд распределения по образованию
Образование |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Среднее общее |
20 |
24,6 |
12 |
19,7 |
15 |
26,3 |
Среднее профессиональное |
24 |
29,0 |
15 |
30,9 |
10 |
21,7 |
Высшее |
35 |
46,4 |
25 |
49,4 |
27 |
51,9 |
ИТОГО: |
79 |
100 |
52 |
100 |
52 |
100 |
Как видно из таблицы 2 данные показатели наиболее стабильны. Преимущественно в «Ибис Москва Павелецкая» работают специалисты, имеющие высшее образование их доля составляет 51,9%. Если сопоставить с другими годами, то доля от общей численности возросла, но не значительно, на 5,5 %. Не «профессионалов» в отчётный период стало меньше, в 2018 их доля 26,3, а в 2016 году – 24,6. Связанно это, с внешними факторами. Все больше специалистов стремится к получению высшего образования.
На данный момент 12 человек обучаются для повышения своего уровня образования.
Отметим, что важную роль в управлении персоналом гостиницы играет корпоративная культура, которая в «Ибис Москва Павелецкая» рассматривается как один из ключевых инструментов влияния на состояние конкурентоспособности и эффективной работы персонала.
Также корпоративная культура компании не обходится без командных корпоративных мероприятий по значимым для компании и коллектива датам, таким как:
- День рождения компании;
- Дни рождений сотрудников;
- Достижение компанией поставленных финансовых целей;
- Календарные праздники (Новый год, 8 марта, 23 февраля).
Особое значение уделяется корпоративным документам компании, в которых прописаны положения кадровой политики. К ним относятся:
- Положение о премировании;
- Положение о корпоративных праздниках;
- Положение о карьерном повышении;
- Положение об организационной структуре.
«Ибис Москва Павелецкая» имеет клановый тип корпоративной культуры и обладает следующими признаками:
- руководители компании берут на себя роль воспитателей и курируют сотрудников в процессе работы;
- в коллективе прослеживается высокий уровень взаимопомощи и сплоченности;
- в компании приветствуется самосовершенствование персонала, проводятся обучающие тренинги, семинары, выдается профессиональная литература;
- проводятся мероприятия, направленные на повышение корпоративной культуры.
Таким образом, корпоративная культура компании является позитивной и оказывает стимулирующее воздействие на деятельность и развитие организации.
2.3 Система нематериальной мотивации в компании «Ibis Москва Павелецкая»
В «Ибис Москва Павелецкая» с целью совершенствования системы мотивации рекомендуется шире использовать неэкономические методы мотивации. В связи с этим необходимо внедрить систему обучения персонала, что окажет положительное воздействие на их удовлетворенность трудом.
Цель системы обучения: повышение производительности труда в «Ибис Москва Павелецкая» предлагается к внедрению система обучения персонала и ее аудита.
Цель аудита корпоративного обучения – это повышение отдачи от инвестиций в развитие персонала «Ибис Москва Павелецкая» и организации путем оценки и выявления ресурсов повышения социально-экономической эффективности корпоративного обучения.
Задачи аудита системы обучения в «Ибис Москва Павелецкая» являются:
- оценка и выявление ресурсов повышения компетентности персонала;
- оценка и выявление ресурсов повышения производительности труда;
- оценка и выявление ресурсов сокращения издержек на обучение;
- оценка и выявление ресурсов повышения отдачи от инвестиций в развитие персонала.
Например, в определении потребности в обучении, в повышении квалификации персонала ООО «Ибис Москва Павелецкая» принципиально отталкиваться от стратегических, долгосрочных целей организации. Именно они задают требования к уровню квалификации сотрудников в долгосрочной перспективе. Диагностика потребности в системе может реализовываться по результатам периодической аттестации персонала в ООО «Ибис Москва Павелецкая», оценки текущей работы сотрудника и отзывам непосредственного руководителя.
Ниже представим графически программу совершенствования использования персонала с помощью методов внутрифирменного обучения и повышения квалификации кадров в «Ибис Москва Павелецкая» (Приложение 4).
Затраты на внедрение системы обучения представим в таблице 3.
Таблица 3 – Затраты на внедрение предложений по обучению и аттестации сотрудников в «Ибис Москва Павелецкая» в тыс. руб.
Предложенные мероприятия |
Затраты за квартал |
Создание центра внутрифирменного обучения (приглашенные преподаватели + специалисты отеля) |
50 |
Введение единовременного поощрения за обучение |
20 |
Мероприятия по обучению руководящего состава
|
50 |
Итого |
120 |
Теперь рассчитаем ожидаемый экономический эффект от предложенного мероприятия.
Прибыль от предлагаемых мероприятий (Э):
(1)
Где Тд – дополнительный доход, тыс. руб.;
Vp – расходы на проведение мероприятий, тыс. руб.;
Vд – дополнительные расходы по приросту объема услуг, тыс. руб.
Э = 854309,7 * 0,33 / 100 – 120 = 2699,2 тыс. руб.
Таким образом, экономический эффект предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы мотивации в «Ибис Москва Павелецкая» ожидается на уровне 2699,2 тыс. руб.
Срок окупаемости проекта:
(2)
Где Т – срок окупаемости проекта, квартал.
Т = 120 / 2699,2 = 0,04 (квартала).
Таким образом экономический эффект внедрения системы обучения ожидается на уровне 2699,2 тыс. руб. Проект окупится за 0,04 квартала. Как видим, проект имеет экономическую и социальную значимость.
Невысокий показатель экономического эффекта от предложенного мероприятия объясняется тем, что программа по совершенствованию системы мотивации в «Ибис Москва Павелецкая» должна быть долгосрочной и не должна ограничиваться 1 кварталом.
Таким образом, мотивирование работников гостиничного бизнеса на примере отеля «Ибис Москва Павелецкая» могут отличаться. Так, для каждого отдельного работника нужно подбирать и применять конкретную технологию или инструмент мотивации, исходя из особенностей его характера, условий жизни, социального статуса, ценности карьеры и тому подобное.
Выявлено, что в отеле «Ибис Москва Павелецкая» корпоративная культура компании является позитивной и оказывает стимулирующее воздействие на деятельность и развитие организации.
Заключение
Таким образом, проведя анализ особенностей теорий мотивации персонала и их применения в гостеприимстве (на примере гостиницы), можно прийти к следующим выводам:
Проблема трудовой мотивации являлась актуальной всегда: поднимался вопрос о том, каким образом следует повлиять на подчинённого, чтобы его деятельность была благоприятной для компании.
Многие учёные разрабатывали модели мотивации персонала, которые легли в основу управления большинства компаний. Это исследования таких известных учёных как А. Маслоу, Ф. Герцберга (двухфакторная модель), В. Врум (теория ожидания), С.Адамс (теория справедливости) и другие.
Наибольший интерес авторов работы вызвали две содержательные теории: иерархия потребностей А. Маслоу и теория потребностей К. Альдерфера, поскольку они наиболее точно раскрывают потребности, побуждающие людей действовать определённым образом и влияющие на мотивационный процесс работы.
Итак, мотивацией персонала называется процесс побуждения работников к повышению производительности, основанный на долговременном воздействии на сотрудника в целях развития его трудового потенциала.
Для стимулирования труда работников руководство «Ибис Москва Павелецкая» использует экономические, социальные и административные методы мотивации.
Наиболее значимым экономическим методом мотивации в «Ибис Москва Павелецкая» является заработная плата.
Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Выговора выносятся на основании рапортов линейных руководителей.
Выявленные негативные факторы позволили нам сформировать комплекс рекомендаций, направленный на повышение эффективности трудовых ресурсов – построение системы обучения персонала «Ибис Москва Павелецкая» и ее аудита.
Экономический эффект внедрения системы обучения ожидается на уровне 2699,2 тыс. руб. Как видим, проект имеет экономическую и социальную значимость. Невысокий показатель экономического эффекта от предложенного мероприятия объясняется тем, что программа по совершенствованию системы мотивации в «Ибис Москва Павелецкая» должна быть долгосрочной и не должна ограничиваться 1 кварталом.
В заключении можно сделать вывод, что правильно спланированная мотивационная и стимулирующая деятельность в любом предприятии может значительно повысить производительность труда и качество работы персонала гостиниц, что скажется улучшении работы предприятия в основном.
Таким образом, цель работы – анализ технологии мотивации и стимулирования труда персонала в отеле Ibis Москва Павелецкая – достигнута.
Задачи: рассмотреть понятие, сущность, системы мотивации и стимулирования труда, их значимость в кадровом менеджменте; выявить формы, методы, инструменты мотивации и стимулирования персонала гостиниц; определить технологии мотивации и стимулирования труда персонала гостиниц; провести анализ и совершенствование технологий мотивации, стимулирования персонала отеля IBIS МОСКВА ПАВЕЛЕЦКАЯ – решены.
Список используемых источников
- Багринцева Н. Д., Владимирова О. Г. Способы мотивации персонала гостиничного комплекса как основная составляющая экономики труда // Экономика. Социология. Право. – 2016. – С. 21-23.
- Балашова Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. – М.: Вершина, 2017. -–280 с.
- Василенко З. В., Мацикова О. В., Болашенко Т. Н. Проектирование объектов общественного питания. – Минск: Высшая школа, 2013.
- Виноградова М. В. , Панина З. И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2014.
- Елисеенко В. А. Мотивация и стимулирование труда работников в сфере инновационной деятельности / В. А. Елисеенко, В. И. Мухина, Г. Н. Литвиненко // Colloquium-journal. – 2019. – № 3-7 (27). – С. 4-5.
- Гудин Ф. И. Необходимость мотивации персонала для повышения качества обслуживания в гостиничных комплексах //Менеджмент предпринимательской деятельности. – 2016. – С. 68-69.
- Заложнев Д.А. Модели систем оплаты труда: монография/ Заложнев Д.А, Новиков Д.А. — М.: ПМСОФТ, 2009.— 192 c.
- Зайцева Н.А. Особенности стимулирования персонала в гостиницах: российский и зарубежный опыт //Сервис в России и за рубежом. -2013. – No 7. — С. 64-71.
- Исмаилова А. З. Мотивация персонала индустрии гостеприимства //Наука сегодня: проблемы и перспективы развития [Текст]. – 2016. – С. 31-35.
- Коваленко М. А. Международные и российские тенденции вознаграждения. Мотивация и оплата труда. 2012. – №4. – С. 292 – 296.
- Лытнева Н.А., Парушина Н.В. Организация документирования движения кадров и расчетов по заработной плате // В сборнике: Менеджмент предпринимательской деятельности Материалы Международной пятнадцатой научно-практической конференции. 2018 . С. 190-193.
- Овчинникова О.А., Парушина Н.В. Трансформация отчетности для отражения интеллектуального капитала // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016 . № 4 (126). С. 77-79
- Павлова М., Никольская Е. Ю. Особенности системы управления персоналом в индустрии гостеприимства // Инновационная наука. 2016. №3–1. С. 174–182.
- Парушина Н.В., Лытнева Н.А., Кулик И.О. Контроль управления эффективностью труда работников сферы предпринимательства: оплата труда // Среднерусский вестник общественных наук. 2016 . Т. 10. № 6. С. 329-336.
- Парушина Н.В. Формирование успешной стратегии бизнеса на основе анализа данных и профессиональные компетенции сотрудников при проведении внутреннего аудита // В сборнике: УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Сборник по материалам Гайдаровских чтений. В 2-х томах. Под редакцией С.В. Приходько. 2018 . С. 136-139.
- Попов Л. А. Никольская Е. Ю. Современные кадровые технологии в индустрии гостеприимства. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. 40 с.
- Пряжников, Н. С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. С. Пряжников. – М. : Издательство Юрайт, 2018 . – С. 125- 126.
- Экономика труда : учебник для академического бакалавриата / М. В. Симонова; под общ. ред. М. В. Симоновой. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – С. 201-202.
- Колтаков А. А. Технологии и методы мотивации труда персонала в государственных и муниципальных учреждениях (на примере Ненецкого краеведческого музея) // Молодой ученый. — 2017 . — №21. — С. 383-387. — URL https://moluch.ru/archive/125/34531/ (дата обращения: 28.11.2019).
- Литвиненко Г. Н. Материальное стимулирование труда работников / Г. Н. Литвиненко, А. П. Соколова, А. В. Карманова, Н. Д. Карманова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ, 2018. – №10(134). – С. 801-811. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/10/pdf/64.pdf 872
- Отель «Ибис Москва Павелецкая» Режим доступа: https://hotel-paveletskaya.ru/
- booking.com Режим доступа: https://www.booking.com/hotel/ru/ibis-moscow-paveletskaya.ru.html