Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ЖЕСТЫ И ПОЗЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим

19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть

20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние

21. Я контролирую выражение чувств на своем лице

22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство

23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций

24. Если надо, я могу разозлить человека

25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние

26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю

27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это

28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился

29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса

30. Я не умею управлять эмоциями других людей

31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда

32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые

33. Мне трудно справляться с плохим настроением

34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает МП +

35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям

36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями

37. Я умею контролировать свои эмоции

38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно

39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую

40. Если близкий человек плачет, я теряюсь

41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины

42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

43. Я не умею преодолевать страх

44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает

45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить

46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

Обработка и интерпретация результатов теста.

Таблица сырых баллов

Вариант ответа

В прямых значениях

В обратных значениях

совсем не согласен

0 баллов

3 балла

скорее не согласен

1 балл

2 балла

скорее согласен

2 балла

1 балл

полностью согласен

3 балла

0 баллов


Межличностный ЭИ

Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

МЭИ = МП + МУ

Внутриличностный ЭИ

Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.

Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

Нормы

Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения - от 31 до 70%, высокие значения - от 71 до 90%, очень высокие значения - от 91 до 100%.

Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение

Нормы

Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения - от 31 до 70%, высокие значения - от 71 до 90%, очень высокие значения - от 91 до 100%.
 

Стенайны

Сырые баллы по шкалам

МЭИ

ВЭИ

ПЭ

УЭ

1

31 и меньше

28 и меньше

31 и меньше

29 и меньше

2

32–34

29–32

32–34

30–32

3

35–37

33–36

35–37

33–36

4

38–40

37–40

38–40

37–40

5

41–44

41–44

41–44

41–44

6

45–47

45–48

45–47

45–47

7

48–51

49–53

48–51

48–51

8

52–55

54–57

52–56

52–56

9

56 и больше

58 и больше

57 и больше

57 и больше


7.1 Анкета-тест, выявляющая уровень понимания невербальных сигналов[18]

1. Вы считаете, что мимика и жесты - это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего сознания.

Считаете ли вы, что у лиц женского пола мимика и жесты более выразительны, чем у мужчин:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями?

а) радостно кричите "Привет!";

б) сердечным рукопожатием;

в) приветствуете их сдержанным движением руки;

г) целуете друг друга в щеку.

. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же?

а) качают головой;

б) кивают головой;

в) морщат нос;

г) морщат лоб;

д) подмигивают;

е) улыбаются.

. какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна по вашему мнению?

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) углы рта.

. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?

а) на то, как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем "сигналам", которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

а) словам;

б)"сигналам";

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?

а) смотрите совершенно спокойно;

б) закрываете глаза при особо страшных сценах.

. Можно ли контролировать свою мимику?

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а)"подсмотрены" у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены от природы.

. Многие люди утверждают, что правая и левая сторона лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

После статистической обработки результатов анкеты, можно судить, насколько верно участники коллектива воспринимают невербальные "сигналы" своих товарищей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время у людей повысился интерес к невербальному общению, частности к его эмоциональному аспекту. До этого было понятно, что экспрессивность и ее выражение служит важным социальным фактором. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно управлять не вербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.[19]

Человек, как социальное существо, должен уметь вести себя подобающе в сообществе с другими людьми, это является самым важным фактором, который дает возможность построить устойчивые отношения, построить карьеру способствует достижению взаимопонимания. А чтобы, правильно выстроить свое поведение, как раз и надо понимать эмоциональное состояние другого человека. Интерпретация же этих невербальных сигналов — это достаточно сложный процесс, так как есть выражение лиц или жесты, которые универсальны, но есть также манера поведения, связанная с какой-либо ментальностью.

Подводя итоги этого исследования, надо отметить, что выражение эмоций, которые передаются невербальным путем, играет важную роль в процессе взаимодействия людей. Такие средства невербальной коммуникации как внешность, мимика, взгляд, позы, жесты, поведение человека в пространстве, представляют собой своеобразный язык чувств и являются продуктом общественного развития. Все они дополняют портрет личности и делают его целостней.

БИБЛИОГРАФИЯ

1) Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.

2) Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 1989.

3)Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Лабунская В.А. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986.

4) Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.

5) Кэррол, Э. Изард Психология эмоций / Кэррол Э. Изард. - М.: Питер, 2007.

6) Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009.

7) Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб. : Издательство «Союз», 2004.


8) Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. – СПб. : Речь, 2005. – 324 с.

9) Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

10) Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Биркенбил В. СПб. Питер Пресс, 1997. - 224 с.

11) Г.Е. Крейдлин. Невербальная семиотика / Г.Е. Крейдлин. Москва: Новое литературное обозрение 2000.

12) С Дерябо В Ясвин Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства/ С Дерябо В Ясвин 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.

13) Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006.

14) Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с.

  1. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.

  2. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 1989.- 64 с.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.

  4. Кэррол, Э. Изард Психология эмоций / Кэррол Э. Изард. - М.: Питер, 2007. - 62 c.

  5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Лабунская В.А. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 100.

  6. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 55.

  7. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 26.

  8. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. – СПб. : Речь, 2005. – 324 с.

  9. Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

  10. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Лабунская В.А. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 102.

  11. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Биркенбил В. СПб. Питер Пресс, 1997. - 224 с.

  12. Г.Е. Крейдлин. Невербальная семиотика / Г.Е. Крейдлин. Москва: Новое литературное обозрение 2000ю с 46-58

  13. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 87с.

  14. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. –78 с.

  15. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Биркенбил В. СПб. Питер Пресс, 1997. - 224 с

  16. С Дерябо В Ясвин Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства/ С Дерябо В Ясвин 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.

  17. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.

  18. Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с.