Файл: Блок 3 гр война до нач ВОВ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 396

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новая структура спецслужбы просуществовала полгода.

29 сентября 1938 г. было восстановлено Главное управление государственной безопасности НКВД СССР, начальником которого был назначен Л.П. Берия.

Структурно Главное управление государственной безопас­ности на этот раз состояло из шести отделов:

  • 1-й отдел (Охрана правительства);

  • 2-й отдел (Секретно-политический);

  • 3-й отдел (Контрразведывательный);

  • 4-й отдел (Особый);

  • 5-й отдел (Иностранный);

  • 7-й отдел (Шифровальный).

  • 6-й отдел, осуществлявший оперативное обеспечение ор­ганов милиции, пожарной охраны, райвоенкоматов и спортив­но-оборонительных обществ 28 декабря 1938 г. был расформи­рован с передачей функций во 2-й и 4-й отделы ГУГБ.

Начальником Управления был назначен В.Н. Меркулов.

В ГУГБ была также сформирована следственная часть (на­чальник В.Т.Сергиенко).

Оперативно-чекистские функции реализовывали также:

  • Главное экономическое управление (ГЭУ) и следчасть ГЭУ;

  • Главное транспортное управление (ГТУ) и следчасть ГТУ;

  • пять спецотделов — Учетно-статистический; Опертехники; Обысков, арестов и наружного наблюдения; Ла­боратория; Гохран (Государственное хранилище).

К началу 1940 г. произошли качественные изменения в структуре оперативного состава НКВД:

  • возросло число сотрудников, имевших высшее или спе­циальное (чекистское) образование;

  • около 60 % составляли сотрудники в возрасте от 25 до 35 лет;

  • повысилась доля русских, уменьшилась — евреев, латы­шей, поляков, украинцев и др.

Работникам НКВД были предоставлены определенные льготы: им присваивались особые (специальные) звания; они получали повышенную заработную плату; пользовались рас­пределителями продовольствия и ширпотреба, внеочередным обеспечением жильем.

На кануне ВОВ требовалось усиление органов государственной безопасности и их выведение из состава НКВД.

Первая реорганизация – 3 февраля 1941 года. НКВД был разделен на 2 наркомата. Был создан Наркомат Государственной Безопасности (НКГБ).

Функции НКГБ:

  • ведение разведывательной работы за границей,

  • борьба с подрывной, шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок;

  • охрана руководителей партии и правительства;

  • защита государственных секретов.

В структуру НКГБ входили 3 управления:

  • Первое управление, осуществляющее внешнюю развед­ку (бывший Иностранный отдел ГУГБ);

  • Второе управление, ведавшее контрразведкой;

  • Третье управление, ведущее секретно-политическую работу (бывший Секретно-политический отдел ГУГБ).

На правах управления действовали Следчасть и Управление Московского Кремля. Пять номерных отделов обеспечивали охрану правительства; статистический учет; обыски, аресты, наружное наблюдение; применение опертехники; шифроваль­ные работы. Действовали отдел кадров, Административно-хо­зяйственный и Финансовый отдел, Секретариат.


Нарком внутренних дел назначался одновременно замес­тителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР, курирующим работу НКВД, НКГБ, Наркоматов лесной про­мышленности, цветной металлургии, нефтяной промышлен­ности и речного флота.

Органы военной контрразведки (особые отделы) были переданы из системы НКВД в наркомат обороны (НКО) и наркомат военно-морского флота. Особые отделы упразднялись, а в военных наркоматах создавались третьи управления. После реорганизации в стране функционировали 4 самостоятельных органа государственной безопасности: НКВД, НКГБ, НКО, НКВМФ. Такие реорганизации оправданы и имели положительное значение, т.к. органы государственной безопасности освобождались от несвойственных функций по охране общественного порядка в составе НКВД, усилилось внимание к защите государственных секретов. Недостатки: реорганизация была проведены слишком поздно, и вместо ожидаемого совершенства и укрепления системы защиты государственных секретов много внимания уделялось организационной и хозяйственной работе по передаче зданий, документов, архива.

8 февраля 1941г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР было принято решение о передаче подразделений военной контрразведки из системы НКВД СССР в подчинение Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота СССР (Третьи управления НКО и НКВМФ). Задачи, решаемые военной контрразведкой, включали в себя борьбу с контрреволюцией, шпионажем, ди­версией, вредительством и всякого рода антисоветскими про­явлениями в Красной Армии и на Военно-Морском Флоте; выявление и информирование Народного комиссариата обо­роны и Народного комиссариата Военно-Морского Флота о всех недочетах в состоянии частей армии и флота и о всех имеющихся компрометирующих материалах и сведениях на военнослужащих армии и флота. Таким образом, в результа­те реорганизации НКВД СССР образца 1934 г. в стране ста­ли функционировать сразу четыре самостоятельных органа охраны государственной безопасности, общественного по­рядка, контрразведывательного обеспечения Красной Армии и Военно-Морского Флота: НКВД СССР, НКГБ СССР, Тре­тьи управления НКО и НКВМФ.

Для координации и взаимодействия этих органов поста­новлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 февраля 1941 г. был образован Центральный Совет в составе наркомов государ­ственной безопасности и внутренних дел, начальников тре­тьих управлений НКО и НКВМФ. Аналогичные советы в составе руководителей местных органов НКГБ СССР и НКВД СССР и начальников соответствующих периферий­ных органов третьих управлений НКО и НКВМФ образовы­вались на местах в военных округах.

Аппарат НКВД составлял, согласно штатному расписа­нию, 10 тыс. сотрудников, НКГБ—11 тыс. Общая числен­ность центрального аппарата обоих наркоматов сократилась почти на 10 тыс. человек, при этом Главное экономическое управление (ГЭУ) и Главное транспортное управление (ГТУ) были упразднены. Накануне войны ликвидация этих опера­тивных подразделений ослабила работу контрразведчиков, поскольку именно узлы связи, важнейшие коммуникации, оборонные предприятия и т. п. являлись объектами изучения немецкой разведки.



4.2. Основные мероприятия по совершенствованию защиты государственных секретов. Усиление режима секретности

В 1940 году была утверждена постановлением СНК СССР инструкция по ведению секретного делопроизводства и мобилизационных работ в учреждениях и предприятиях СССР. Это первая инструкция, где регламентировались вопросы не только СДП, но и вопросы организации и проведения закрытых совещаний и вопросы организации специальных работ. Инструкция устанавливала 2 степени секретности: С и СС. Инструкция включала раздел «О документах по особой важности совершенно секретным вопросам». Впоследствии, в конце 1940х годов был введен новый гриф – ССОВ.

В данный период продолжает применяться перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной 1926 года. Руководители центральных учреждений составляли перечень документов, переписка и обращение с которыми ведется в С и СС порядке. Такие перечни согласовывались с 7м отделом ГУГБ.

Подробно регламентировался порядок ведения секретного делопроизводства, допускались журнальный и карточный способ ведения учета, расширялся состав секретных подразделений (секретные архивы и секретные библиотеки), усиливалась централизация разрешительной системы доступа к секретным документам. Разрешение на доступ к секретным документам имели право осуществлять руководители высшего ранга.

С начала 30х годов усиливается режим секретности и охраны наиболее важных военных и промышленных объектов. К охране таких объектов привлекаются войска ОГПУ. Военизированная охрана передается в ОГПУ. 25 февраля 1932 года СНК СССР утвердил перечень предприятий и сооружений, имеющих исключительное значение для обороны страны, подлежащих передаче под охрану войск ОГПУ (~500 предприятий). Этим же вопросам посвящено специальное постановление ЦК ВКПБ от 11 июля 1934 года «Об усилении охраны военных заводов». С 1934 года на предприятиях, выпускающих военную продукцию, устанавливался особый режим секретности, и вводилась должность директора по найму и увольнению.

В 1939 году в системе НКВД создано новое главное управление «по охране особо важных предприятий».


4.3.Усиление цензуры

В 30е годы усиливаются требования к обеспечению цензуры. В 1930 году была осуществлена реорганизация Главлита. 6 сентября 1930 года было принято специальное постановление секретариата ЦК ВКПБ «О Главлите». Центральный аппарат Главлита освобождался от оперативных работ по предварительному просмотру печатного материала. В целях предварительного контроля создавался институт уполномоченных Главлита. Штат уполномоченных Главлита вводился непосредственно в издательствах. Функции Главлита:

  1. Общая координация всех видов цензуры.

  2. Руководство деятельностью уполномоченных Главлита.

  3. Последующий контроль за выходящей литературой.

  4. Разрешение и запрещение изданий и издательств.

  5. Издание правил и распоряжений в области цензуры.

  6. Разработка совместно с другими ведомствами перечня сведений, являющегося по своему содержанию государственной тайной.


19 сентября 1933 года принято постановление ЦК ВКПБ «О военной цензуре». Военная цензура была выведена в самостоятельный орган – аппарат уполномоченного СНК СССР по охране военной тайны в печати, непосредственно подчиненный правительству. В союзных республиках при руководителях Главлита республик создавались специальные отделы по военной цензуре, которые подчинялись уполномоченному СНК.

В 1935 году утвержден «Устав о дисциплине работников связи», в соответствии с которым работники учреждений связи обязывались хранить вверенную им государственную военную тайну.

8 июня 1941 года государственный комитет обороны принял постановление о мерах по усилению контроля почтово-телеграфной корреспонденции. В соответствии с этим постановлением во всех областях, находящихся на военном положении, вводилась цензура на все почтово-телеграфные отправления. Запрещалось сообщать в письмах и телеграммах любые сведение экономического, политического и военного характера. Осуществление военной цензуры возлагалось 3е управление НКО и НКВМФ.

В 1941 году СНК СССР принял новое положение об открытиях и технических изобретениях. Расширялся состав секретных изобретений. К секретным могли быть отнесены изобретения и усовершенствования в любой области деятельности, сохранение которых в тайне требовалось интересами государства.


4.4.. Ответственность за разглашение государственной тайны

8 июня 1934 года ЦИК принял постановление «О дополнении положения о преступлениях государственных статьями об измене родине». Это постановление было внесено в уголовные кодексы РСФСР и других союзных республик. Измена родине включала шпионаж и выдачу военной или государственной тайны. Мера ответственности: высшая мера; до 10 с конфискацией имущества. Наказание распространялось на членов семьи – лишение свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества; плюс – лишение избирательных прав и высылка.


5. Перестройка деятельности органов госбезопасности в предвоенные годы

Вторая мировая война, начавшаяся в сентябре 1939 года, внесла существенные коррективы в направления оперативной деятельности органов государственной безопасности. Прежде всего, важно отметить изменения в работе экономических подразделений. Главное экономическое управление НКВД СССР в течение 1940 года и до лета 1941 года уже в составе НКГБ СССР основное внимание сосредоточило на отраслях промышленности, обеспечивавших оборонный потенциал страны. Причины такой перестройки заключались, прежде всего в том, что в СССР был создан мощный экономический потенциал. Органы госбезопасности были не в состоянии в равной мере осуществлять контрразведывательное обеспечение работы промышленных объектов и информирование высшего руководства о состоянии развития практически всех отраслей народного хозяйства.


Уже в середине 1930-х годов были выделены почти 200 промышленных предприятий, составлявших оборонный комплекс страны, которые стали объектами постоянного внимания экономических подразделений НКВД, а с февраля 1941 года НКГБ СССР.

В течение 1939-1941 годов происходила определенная перестройка деятельности особых отделов. Трения между НКО и НКВД СССР были связаны с независимостью особых отделов в армии от военного руководства. В январе 1939 года, после периода массовых репрессий, было принято решение о большем участии военного ведомства в формировании и осуществлении кадровой политики в органах военной контрразведки, и начальник особого отдела назначался совместным приказом НКО и НКВД. Была ликвидирована практика, существовавшая в период массовых репрессий, согласовывать с особым отделом назначения на большинство руководящих должностей в частях Красной Армии, что вызывало законное возмущение наркома обороны и Главного политического управления.

Особые отделы вообще были выведены из подчинения Наркомата государственной безопасности. В наркоматах обороны и военно-морского флота были созданы Третьи управления, являвшиеся органами военной контрразведки. С переподчинением особых отделов военному ведомству правительство теряло возможность получения объективной информации о состоянии боеготовности Красной Армии и канал контроля за ходом выполнения правительственных решений, касающихся армии.

В апреле 1941 года была введена должность заместителя начальника Третьего управления, назначаемого приказом НКГБ СССР к подотчетного наркому госбезопасности. Сотрудникам Наркомата госбезопасности предоставлялись полномочия брать для расследования любые дела из Третьего управления НКО, связанные с контрреволюционными преступлениями, и разрабатывать их самостоятельно.

Таким образом, в подчинении военного ведомства органы военной контрразведки просуществовали чуть более двух месяцев, а затем вновь была в значительной мере восстановлена их независимость, которая являлась основой для объективного информирования руководства страны и проведения оперативных мероприятий без вмешательства военного командования.

В предвоенные годы значительные силы и средства органов госбезопасности были отвлечены на борьбу с антисоветскими организациями и вредительством в СССР, что объективно ослабляло другие направления деятельности.

В период с осени 1939 до лета 1941 года на территории Западной Украины и Белоруссии, прибалтийских государств управления НКВД проводили оперативные мероприятия по подготовке и проведению массовых депортаций населения, а также специальных операций по разгрому сепаратистских формирований. В общей сложности арестам и депортациям подверглись более 400 тысяч человек. В определенной мере мы видим повторение тех мер, которые происходили на территории советских республик в первые годы после Октябрьской революции 1917 года и в период массовых репрессий 1937-1938 годов. Существенным отличием стало резкое сокращение применения высшей меры наказания, поскольку социально-политическая обстановка в данных регионах не рассматривалась в качестве угрожающей для СССР.