Файл: Блок 3 гр война до нач ВОВ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 404

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичный циркуляр был издан Президиумом ЦИК СССР 18.01.29г.

В циркуляре ВСНХ СССР от 05.07.29г. указывалось следующее:

  • допуск на заводы военной промышленности, а также на заводы, не являющиеся военными, но имеющие отдельные цеха по производству военной продукции, для ознакомления с производством может производиться в каждом конкретном случае только по согласованию с вышестоящей организацией;

  • лица, прибывающие в командировку на такие заводы, должны при себе иметь удостоверение о командировке с указанием в нем, что данное лицо по месту основной работы допущено к выполнению секретных и мобилизационных работ.

В дополнительном письме ВСНХ от 31.08.29г. разъяснялось, что этот порядок распространяется и на лиц, которые командируются с одного завода на другой, подчиненные одному ведомству.

Постановление Президиума ЦИК СССР от 4.04.27г.:

  • небрежность в деле постановки общей и противопожарной охраны предприятий приравнивалась к государственным преступлениям с предоставлением коллегии ОГПУ права выносить приговоры по таким делам внесудебным порядком вплоть до высшей меры наказания.

Постановление СНК СССР от 15.04.27г.:

  • ответственность за принятие мер по охране возложена на руководителей предприятий.

Постановление СНК СССР от 12.05.27г.:

  • для охраны предприятий и сооружений, имеющих особое значение для государства, формировалась военизированная вооруженная охрана;

  • ОГПУ по согласованию с заинтересованными ведомствами разрешалось заменять военизированную охрану войсками ОГПУ;

  • установление численности охраны по каждому предприятию возлагалось на ОГПУ совместно с ведомством по подчиненности предприятий;

  • проверка несения службы охраной возлагалась на ОГПУ. Личный состав бронировался за войсками ОГПУ.

  • Для остальных предприятий – гражданская охрана и милиция.

  • Постановления были приняты по результатам обследования предприятий особого государственного значения Центральной межведомственной комиссией при ОГПУ.


3.2. Формирование нормативной базы защиты информации

Государственные нормативные документы по вопросам ЗИ.

1926 год.

  • «Инструкция по ведению секретного шифровального делопроизводства».

  • «Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за постановкой секретного делопроизводства в учреждениях»

  • «Инструкция по ведению архивного делопроизводства и сдаче дел в органы Центрархива».

  • «Инструкция о порядке заготовления и конвертования корреспонденции, пересылаемым почтой».

1928 год.

  • «Инструкция по секретному делопроизводства».

  • «Инструкция по шифровальному делопроизводства».

1929 год.

  • «Инструкция местному органу ОГПУ по наблюдению за постановкой секретного мобилизационного и шифровального делопроизводства в учреждениях и организациях».

Все инструкции были разработаны спецотделом по ОГПУ.


В основном сформировалась нормативная база по вопросам организации и ведения секретного д/п. После этого ведомствам запрещалось самостоятельно разрабатывать ведомственные нормативные документы по вопросам СДП. Такими функциями обладал только спецотдел ОГПУ и спецотделения ОГПУ на местах.

22 ноября 1926г. Вторая сессия XII созыва ЦИК приняла новый Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1927г. В нем обобщен опыт судебных учреждений в области уголовного законодательства по вопросам ЗГТ и обеспечения безопасности государства за 1917-1926г.г.

В самостоятельную главу выделялись “Контрреволюционные преступления” (раньше совмещены с другими государственными преступлениями). К ним относились преступления против существующего государственного устройства и государственной власти. Самостоятельную главу составляли “Преступления против порядка управления”.

25 февраля 1927г. сессия III-го созыва ЦИК СССР приняла положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо опасных преступлениях против порядка управления). Оно действовало до “Закона об уголовной ответственности за государственные преступления”, принятого ВС СССР 25 декабря 1958г.

Положение о воинских преступлениях от 27.07.27г. не содержало статьи об ответственности военнослужащих за утрату документов, содержащих государственную тайну. Это положение появилось только в Указе Президиума ВС СССР от 9 июня 1947г. “Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну”.

В этот период Наркомат юстиции провел работы по проверке судебных дел, касающихся вопросов разглашения государственной тайны. По результатам проверки подготовлено письмо Наркомюста от 17.06.26г. № 23сс краевым, губернским, областным прокурорам и судам, прокурорам автономных республик (подписано зам. НКЮ и ст. помощник Прокурора Республики Н. Крыленко).

В письме отмечались недостатки в организации расследования по фактам утраты секретных документов. Судебные органы нередко передавали дела по вопросам разглашения государственной тайны в учреждения для решения вопросов в дисциплинарном порядке.

На основании таких проверок Президиум ЦИК СССР по представлению ОГПУ 26 мая 1927г. принял “СС” постановление “О мерах борьбы с преступлениями по секретным делам”:

  • усилилась ответственность за халатность и неприятие должных мер к сохранению секретной переписки от разглашения и утраты;

  • предоставлялось право ОГПУ рассматривать во внесудебном порядке дела по преследованию лиц, халатно относящихся к обращению с секретными документами (по соотв. ст. УК);

  • постановление объявлялось под расписку всем лицам, работающим с секретными документами.

Устанавливалась новая форма подписки о неразглашении ГТ.


При допуске к работам и документам: “…обязуюсь выполнять объявленные мне правила работы с секретными документами и все известные мне тайны нигде не разглашать. Мне известно, что за несоблюдение несу ответственность в соответствии с постановлением ЦИК”. При увольнении: “…обязуюсь не разглашать…, о новом месте жительства или временном местопребывании в течении 2-х лет своевременно предупреждать соответствующий секретный орган.

Предоставлялось право ОГПУ рассматривать во внесудебном порядке дела с нарушениями требований ведения секретного делопроизводства. Постановление объявлялось персонально под расписку всем лицам, имеющим доступ к секретным документам, и подписка о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, содержало пункт об ответственности.

В 1927г. при местных органах ОГПУ были образованы специальные межведомственные комиссии по борьбе с ди­версиями, на которые одновременно возлагался контроль за общей и противопожарной охраной промышленных пред­приятий и других объектов. Среди рабочих и служащих ста­ла проводиться разъяснительная работа о предупреждении диверсий и повышении политической бдительности. В ито­ге количество происшествий, «подозрительных на диверси­онные акты», существенно уменьшилось.

Летом 1927 г. в стране была введена система мер по засек­речиванию работы предприятий оборонной промышленности и усилена уголовная ответственность должностных лиц за нарушение секретного делопроизводства. ОГПУ при помощи осведомительной службы получало информацию о состоянии дел и недостатках в работе государственных учреждений, про­мышленных предприятий и кооперативных организаций, которая передавалась в Центральный комитет партии, пра­вительству, руководству региональных партийных комитетов для принятия мер партийного воздействия.

Повышенное внимание уделялось ОГПУ борьбе с фаль­шивомонетчиками и валютчиками. В 1923—1925 гг. в СССР были раскрыты более 100 центров по изготовлению фальши­вых денег и осуждены около 2 тысяч фальшивомонетчиков. Иностранный отдел вел разработку материалов в отношении фабрик для печатания советских денег, существовавших в Париже и Берлине в 1926—1927 гг.

В ходе индустриализации страны и перевооружения Красной Армии одной из важных мер по повышению обороноспособности государства прави­тельство выделило научно-техническую разведку. После об­суждения данного вопроса 30 января 1930 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) руководству ОГПУ было поручено активизировать деятельность разведки и приступить к систе­матическому добыванию за рубежом секретной научно-тех­нической информации.

В связи с приездом в СССР по приглашению советского правительства большого числа иностранных инженерно-тех­нических специалистов Экономическое управление органи­зовало за каждым, из них негласное наблюдение.


Решение указанных задач руководство ОГПУ поручило Иностранному отделу, сотрудники которого развернули ак­тивную деятельность. В короткий срок нелегальные резидентуры были созданы в США, Чехословакии, Австрии, Турции и ряде других стран. Уникальные разведывательные матери­алы были добыты чекистами в Великобритании, Франции, Германии и Китае.


3.3.Классификация и засекречивание информации

Перечень сведений, являющийся по своему содержанию специально охраняемым государственной тайной. Утвержден он был СНК 24 апреля 1926 года. Был разработан на основе постановления ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1925 года «О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, неподлежащих оглашению». На основе этого перечня 16 июня 1926 года был разработан «Ориентировочный перечень вопросов С, СС и НО переписки».

31 декабря 1927 года – издание «Основного перечня вопросов СС, С и НО переписки».

Секретные сведения разделялись на 3 группы:

  1. Военного характера.

  2. Экономического характера.

  3. Иного рода сведений.

Защищаемые сведения в области экономики:

  • Дислокация оборудования, состояния, финансирования, производительность всей военной промышленности.

  • Дислокация оборудования, состояния, финансирования, производительность остальной промышленности, касающейся обслуживания военной промышленности.

  • Методы производства, технология работы предприятий, занятых добыванием и обработкой редких химических элементов, используемых в военной промышленности.

  • Открытия, изобретения, технические усовершенствования в военной области.

По сравнению с положением о изобретениях 1918 года, расширяются права в этой области президиума ВСНХ и совета труда и обороны. Они имели право относить подобные изобретения к защищаемым. Расширяется состав защищаемой информации, касающейся взаимоотношений советской России с иностранными государствами. Защищались следующие сведения: переговоры и отношения с иностранными государствами, сведения о планах вводы и вывоза отдельных товаров, мероприятия и выступления СССР в области внешней политики и внешней торговли, если эти сведения не основаны на официально опубликованных данных.

Защищаемые сведения в области ЗИ:

  • Сведения о методах и мерах борьбы со шпионажем.

  • Государственные шифры и содержание шифрованной переписки.

  • Вопросы секретного делопроизводства.

Перечень 1926 года не объявлялся полностью в учреждениях, предприятиях и организациях. На его основе центральные учреждения должны были в течение 2х недель подготовить более детальный перечень, относящийся к конкретному ведомству. Перечень согласовывался, который согласовывался со спецотделом при ОГПУ и рассылался в конкретные учреждения, организации и предприятия.

Гриф НО (эквивалентен современному грифу «для служебного пользования») применялся к информации, не содержащей государственную тайну, но содержащий ведомственные временные секреты. Документы с таким грифом пересылались секретной почтой, а делопроизводство велось как и по несекретным документам.



4. Совершенствование системы защиты информации в 30-е годы и до начала ВОВ

4.1. Совершенствование структуры, задачи и основные мероприятия по реорганизации органов государственной тайны

В 30е годы расширяется состав несвойственных функций в органах государственной безопасности. Полномочия ОГПУ были значительно рас­ширены за счет передачи чекистскому ведомству функций охраны общественного порядка. С этой целью в составе ОГПУ образовывалась главная инспек­ция по руководству деятельностью милиции и уголовного розыска.

Особое место в деятельности органов ОГПУ к середине 30-х гг. начинает занимать борьба с государственными пре­ступлениями и, прежде всего, с изменой Родине. Каратель­ная политика советского государства в данной сфере была ужесточена, что нашло отражение в постановлении ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. Шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу карались высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах—лишением свободы на срок десять лет с конфискацией всего имущества. Те же пре­ступления, совершенные военнослужащими, карались выс­шей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфиска­цией всего имущества. В случае побега или перелета за границу военнослужащего совершеннолетние члены его се­мьи, если они чем-либо способствовали готовящейся или совершенной измене или хотя бы знали о ней, но не довели об этом до сведения властей, карались лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества. Осталь­ные совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на пять лет.

В 1931 г. в соответствии с требованиями «Инструкции по учету и агентурной разработке антисоветских и контрреволю­ционных элементов» были введены единые формы оператив­ного учета: агентурное дело, дело-формуляр, учетная карточ­ка. Подлежавшие учету граждане дифференцировались на две категории:

  • под литерой «А» (основной учет) проходили агентурные дела (по организациям, группам или лидерам неболь­шевистских партий) и дела-формуляры (на одного че­ловека), которые заводились на лиц, считавшихся наи­более опасными;

  • под литерой «Б» (предварительно-вспомогательный учет) проходили учетные карточки на лиц, сведения о которых поступали впервые.

Граждане, завербованные органами ОГПУ, подлежали сня­тию с оперативного учета.

Структура ОГПУ менялась весь период существования спецслужбы.

1. Секретно-оперативное управление.

На 1 декабря 1929 г., структура спецслужб ВЧК-ГПУ включало десять отделов (секретный, осо­бый, контрразведывательный, транспортный, иностранный, восточный, оперативный, информационный, центральной ре­гистратуры, политконтроля), которые позже стали самостоя­тельными подразделениями, что отражено в приведенной ниже структуре.