Файл: 1 Психология как наука. Этапы становления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91 Геронтопсихология. Поведенческие и когнитивные особенности пожилых.

Геронтопсихология — это наука, занимающаяся изучением психологических особенностей и проблем жизни старших возрастных групп. Пожилые люди имеют свои поведенческие и когнитивные особенности:

  1. Поведенческие особенности пожилых людей:

  • Снижение физической активности: пожилые люди часто становятся менее активными физически, что может привести к увеличению риска различных заболеваний.

  • Снижение социальной активности: пожилые люди могут испытывать чувство одиночества и изоляции, особенно если они потеряли близких людей или не могут поддерживать общение с другими.

  • Снижение способности к адаптации: пожилые люди могут испытывать трудности в адаптации к новым условиям и изменениям, таким как переезд или изменение жизненного стиля.

  1. Когнитивные особенности пожилых людей:

  • Потеря памяти: пожилые люди могут испытывать трудности со запоминанием новой информации и восприятием некоторых деталей.

  • Уменьшение скорости реакции: пожилые люди могут испытывать трудности с быстрым принятием решений и выполнением задач, требующих быстрой реакции.

  • Снижение концентрации внимания: пожилые люди могут иметь проблемы с концентрацией внимания на длительное время и легко отвлекаться.

  • Уменьшение способности к абстрактному мышлению: пожилые люди могут испытывать трудности с абстрактным мышлением и решением сложных задач.

  1. Психологические особенности пожилых людей:

  • Большая эмоциональная устойчивость: пожилые люди обычно более устойчивы к эмоциональным стрессам и трудностям, так как они имеют больший жизненный опыт.

  • Большая мудрость: пожилые люди часто обладают большим жизненным опытом и мудростью, которые могут помочь им решать сложные проблемы и принимать правильные решения.

  • Стремление к самореализации и удовлетворенности жизнью: многие пожилые люди стремятся к самореализации и удовлетворению от жизни, особенно если они чувствуют себя активными и полезными.

Учитывая эти поведенческие, когнитивные и психологические особенности, геронтопсихология помогает разработать программы для поддержания физического и психического здоровья пожилых людей, а также для обеспечения социальной поддержки.


92 Нормы врачебной и деловой этики в общении с коллегами, пациентами, должностными лицами.

Общение врачей с коллегами, пациентами и должностными лицами должно соответствовать определенным нормам врачебной и деловой этики. Ниже приведены основные нормы врачебной и деловой этики в общении:

  1. С коллегами:

  • Уважительное и доброжелательное поведение: врач должен быть уважительным и доброжелательным в общении с коллегами.

  • Конфиденциальность: врач должен соблюдать конфиденциальность при общении с коллегами и не разглашать информацию о пациентах без их согласия.

  • Взаимодействие и сотрудничество: врач должен сотрудничать с коллегами и обеспечивать эффективное взаимодействие для достижения общей цели - лечения пациентов.

  1. С пациентами:

  • Уважительный подход: врач должен проявлять уважение к пациентам и учитывать их индивидуальные потребности и желания.

  • Открытое и честное общение: врач должен общаться с пациентами открыто и честно, предоставляя им информацию о своем здоровье и методах лечения.

  • Конфиденциальность: врач должен соблюдать конфиденциальность и не разглашать информацию о пациентах без их согласия.

  1. С должностными лицами:

  • Профессиональный подход: врач должен действовать профессионально при общении с должностными лицами и соблюдать правила, нормы и законы, регулирующие медицинскую практику.

  • Уважительное поведение: врач должен проявлять уважение к должностным лицам и соблюдать деловые нормы этики при общении с ними.

  • Исключение коррупции: врач должен избегать любой формы коррупции при общении с должностными лицами и не использовать свое положение для личной выгоды.

В целом, эти нормы врачебной и деловой этики направлены на обеспечение высокого качества медицинской помощи и сохранение доверия пациентов и общества к медицинской профессии. Врачи, соблюдающие эти нормы, могут достигать лучших результатов и получать большее уважение и признание в своей профессии.


93 Влияние профессиональной деформации медицинского персонала на общение с больными и с коллегами.



Профессиональная деформация — это процесс, при котором медицинский персонал начинает испытывать различные эмоциональные и психологические проблемы в связи с работой. Она может негативно сказаться на общении медицинского персонала как с больными, так и с коллегами.

  1. Влияние профессиональной деформации на общение с больными:

  • Снижение эмпатии: медицинский персонал из-за перегрузки и частых стрессовых ситуаций могут стать менее эмпатичными к пациентам и неспособными к пониманию их чувств и эмоций.

  • Усталость и раздражительность: медицинский персонал, испытывающий профессиональную деформацию, может часто быть уставшим и раздраженным, что отрицательно сказывается на общении с пациентами и восприятии их нужд и проблем.

  • Критическое мышление: медицинский персонал со временем может стать более критическим к пациентам и более скептическим по отношению к их жалобам и проблемам.

  1. Влияние профессиональной деформации на общение с коллегами:

  • Недоверие: медицинский персонал, страдающий профессиональной деформацией, может испытывать чувство недоверия к коллегам, что может повлиять на качество взаимодействия и взаимодействия для достижения общей цели - лечения пациентов.

  • Конфликты: медицинский персонал со временем может начать конфликтовать с коллегами и отказываться от сотрудничества из-за усталости или неспособности эффективно работать в команде.

  • Негативное отношение: медицинский персонал может начать относиться к коллегам с негативом и оскорблять их, что может привести к тому, что коллеги перестанут уважать и доверять друг другу.

В целом, профессиональная деформация может значительно повлиять на общение медицинского персонала как с больными, так и с коллегами. Поэтому очень важно проводить специальные тренинги и переподготовку медицинского персонала с целью предотвращения профессиональной деформации и создания условий для эффективного взаимодействия.


94 Внешний вид и моральный облик врача. Клятва врача.

Внешний вид и моральный облик врача очень важны, поскольку пациенты ожидают от врача профессионализма, сострадания и доверия. Врач, выступая как общественный лидер, должен быть готов к тому, чтобы его внешний вид и поведение соответствовали высоким этическим требованиям профессии.

Внешний вид врача:

  • Одежда: врач должен носить чистую и опрятную одежду, которая отражает его профессиональный статус.

  • Гигиена: врач должен следить за своей гигиеной и поддерживать чистоту внешнего вида.

  • Улыбка: врач должен улыбаться и излучать доброжелательность, что помогает снять напряжение у пациентов и установить с ними положительный контакт.


Моральный облик врача:

  • Этика: врач должен следовать высоким этическим нормам и принципам, которые регулируют профессиональное поведение врача.

  • Сострадание: врач должен проявлять сострадание и понимание к пациентам, показывая свою заботу и поддержку в трудную минуту.

  • Доверие: врач должен заслуживать доверия пациентов и обеспечивать им конфиденциальность, честность и прозрачность лечения.

Клятва врача — это обязательство медицинского работника соблюдать высокие этические стандарты при выполнении своей работы. Клятва содержит формулировки ответственности врача перед своими пациентами, коллегами и обществом. Она направлена на то, чтобы врачи тщательно следили за своим поведением и профессиональной этикой, чтобы обеспечить высокий уровень медицинской помощи, безопасность и здоровье пациентов. Клятва врача помогает установить высокие требования к профессиональному поведению и подчеркнуть профессионализм врачей.


95 Социально-психологический климат в группе.

Социально-психологический климат в группе - это общая атмосфера, которая создается взаимодействием людей внутри группы. Климат в группе может иметь положительное или отрицательное воздействие на поведение и эффективность работы членов группы. Ниже перечислены основные факторы, которые определяют социально-психологический климат в группе:

  1. Взаимодействие между членами группы:

  • Уважительное общение: взаимодействие между членами группы должно быть уважительным и проявлять доброжелательное отношение друг к другу.

  • Открытое общение: в группе необходимо практиковать открытое общение для того, чтобы каждый член группы мог выразить свои мысли, идеи и мнения.

  1. Лидерство:

  • Доверие: лидер должен заслуживать доверия всех членов группы и показать свою способность принимать верные решения.

  • Поддержка: лидер должен поддерживать и содействовать членам группы, чтобы они могли достичь своих целей.

  1. Роли членов группы:

  • Ясность ролей: каждый член группы должен понимать свою роль и задачи в рамках группы.

  • Гибкость: члены группы должны быть гибкими, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям.

  1. Конфликты и напряжение:

  • Разрешение конфликтов: конфликты между членами группы должны разрешаться путем диалога, сотрудничества и компромиссов.

  • Снижение напряжения: члены группы должны находить способы для снижения напряжения и стресса, что поможет им сохранять эффективность работы.


Хороший социально-психологический климат в группе способствует увеличению мотивации членов группы и повышает производительность работы. В то же время, негативный климат может привести к снижению мотивации, конфликтам и недостаточной эффективности работы группы. Поэтому очень важно заботиться о создании положительного и продуктивного социально-психологического климата в группе.


96 Основные признаки коллектива.

Коллектив — это группа людей, которые работают вместе для достижения общих целей и задач. Основные признаки коллектива можно перечислить следующим образом:

  1. Общие цели и задачи: члены коллектива имеют общие цели и задачи, на достижение которых они направляют свои усилия.

  2. Взаимозависимость: члены коллектива зависят друг от друга и должны сотрудничать между собой, чтобы достичь общих целей.

  3. Разделение ролей: каждый член коллектива имеет свою определенную роль и задачи, необходимые для выполнения общих целей.

  4. Специализация: разделение ролей может привести к специализации, когда каждый член коллектива обладает уникальными знаниями и навыками, способными повысить эффективность работы коллектива.

  5. Взаимодействие: члены коллектива взаимодействуют между собой, обмениваются информацией и идеями, что помогает сохранять единство коллектива.

  6. Лидерство: в коллективе может быть лидер, который направляет его усилия и координирует работу членов коллектива.

  7. Разрешение конфликтов: конфликты могут возникать в коллективе, но члены коллектива должны уметь разрешать их путем диалога и компромиссов.

  8. Социальный климат: социально-психологический климат в коллективе может влиять на эффективность работы и мотивацию членов коллектива.

Коллектив имеет большое значение в достижении общих целей и задач. Хороший коллектив способен повысить производительность и эффективность работы благодаря сильному единству и взаимодействию между его членами.

97 Социально–психологический портрет лидера.

Социально-психологический портрет лидера является комплексной характеристикой личности, которая включает в себя общественные, психологические и профессиональные качества. Ниже перечислены основные признаки социально-психологического портрета лидера: