Файл: Актуальные проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт права
(наименование института полностью)
Кафедра «Уголовное право и процесс»
(наименование)
40.04.01 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки)
Уголовное право и процесс
(направленность (профиль))
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) на тему «Актуальные проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств»
Студент
С.Ю. Замараев
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Научный руководитель д-р юрид. наук, профессор, В.К. Дуюнов
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2020

2
Оглавление
Введение .................................................................................................................... 3
Глава 1 Понятие и общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств ........................ 8 1.1 Транспортная безопасность как объект уголовно-правовой охраны ........ 8 1.2 Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в уголовном законодательстве
Российской Федерации ....................................................................................... 15 1.3 Ответственность за посягательства на транспортную безопасность в истории российского законодательства ........................................................... 22
Глава 2 Проблемы квалификации преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств ...................... 31 2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ): вопросы квалификации ....... 31 2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ): вопросы квалификации .................. 45 2.3 Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1. УК РФ): вопросы квалификации ...................................................................................................... 54
Глава 3 Проблемы квалификации преступных посягательств на общие условия транспортной безопасности ................................................................... 62 3.1
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК): вопросы квалификации ........................................... 62 3.2 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ): вопросы квалификации ...................................................................................... 78 3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
(ст. 268 УК): вопросы квалификации ............................................................... 86
Заключение ............................................................................................................. 90
Список используемой литературы и используемых источников ..................... 94


3
Введение
Актуальность исследуемого вопроса. Транспортная сфера является одной из важнейших составных частей инфраструктуры российской экономики. Она оказывает весьма значительное влияние на экономическое и социальное развитие как всей России в целом, так и ее регионов, в частности.
Транспортная отрасль характеризуется повышенной опасностью. Да и вообще, как известно, любое транспортное средство уже само по себе является источником повышенной опасности, но характер и степень этой опасности неодинакова и зависит от вида транспорта и его характеристик.
Несмотря на то, что безопасное функционирование транспорта в первую очередь обеспечивают нормы позитивного регулирования,
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) был и по- прежнему остается одним из наиболее важных инструментов предупреждения преступных посягательств на сферу безопасности транспорта.
Проблема уголовно-правовой охраны безопасности движения и эксплуатации транспорта имеет важное значение, особенно в современных условиях. Поэтому, учитывая важность и общественную опасность посягательств на безопасное функционирование транспорта, законодатель при конструировании норм Особенной части УК РФ 1996 г. счел целесообразным выделить их в отдельную главу уголовного закона (27 главу).
Уголовное законодательство об ответственности за транспортные преступления динамично развивается. На протяжении последнего десятилетия законодатель последовательно вносил различные изменения и корректировки в уголовный закон в целях совершенствования уголовно- правовой борьбы с транспортными преступлениями.
Поскольку транспорт и объекты транспортной инфраструктуры очень уязвимы для внешних угроз и актов незаконного вмешательства, то в XXI

4 веке одной из актуальных проблем является борьба с различного рода внешним вмешательством в функционирование транспорта. И это вполне закономерно, поскольку вследствие таких посягательств наступают серьезные общественно опасные последствия. Наибольшую опасность представляют конечно же, террористические угрозы (например, в 2017 году террорист-смертник осуществил взрыв на станции метро в Санкт-
Петербурге; в 2013 году в Волгограде произошел двойной теракт, сначала террористы привели в действие взрывное устройство, заложенное в салоне в переполненного троллейбуса, а затем террорист-смертник привел в действие бомбу на железнодорожном вокзале Волгограда; в 2011 году террорист- смертник взорвал взрывное устройство, которое было начинено поражающими элементами в международном терминале аэропорта
Домодедово [36].
Учитывая эти обстоятельства, в 2014 году законодатель решил усилить уголовно-правовую охрану объектов транспортной инфраструктуры, чья охрана ранее не регулировалась нормами главы 27 УК РФ. В результате законодатель дополнил уголовный закон новой статьей - 263.1 УК РФ
(«Нарушение требований в области транспортной безопасности»).
В прошедшее десятилетие транспортные преступления демонстрировали неблагоприятную динамику и тенденции. Особую тревогу вызывало увеличение количества лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения или лиц, выполняющих работу, связанную с обеспечением безопасности в сфере транспорта в этом же состоянии. Например, в соответствии с данными статистики, в 2019 году 103 тыс. человек были привлечены к уголовной ответственности за различные транспортные преступления, предусмотренные 27 главой УК РФ. Из них 82 тыс. человек управляли транспортными средствами (речь идет не только об автомобилях, но и о других видах транспорта) или выполняли работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности в состоянии алкогольного опьянения и 1,5 тыс.


5 человек в состоянии наркотического опьянения. Эти красноречивые данные говорят о том, что 67% этих лиц не смогли должным образом обеспечить безаварийную и безопасную работу транспорта [19].
В результате, в 2014 году законодатель криминализировал уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и в УК РФ появилась ст. 264.1.
(«Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию»).
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере безопасного функционирования транспорта и транспортных систем.
Предметом исследования являются уголовно-правовые проблемы борьбы с транспортной преступностью, а также сложные проблемы, связанные с их квалификацией.
Целью исследования является проведение системного комплексного анализа наиболее сложных проблем квалификации транспортных преступлений.
Задачи работы:

исследовать проблему транспортной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны;

рассмотреть историческое развитие норм об ответственности за транспортные преступления в российском законодательстве;

проанализировать проблемы квалификации преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств

исследовать проблемы квалификации преступных посягательств на общие условия транспортной безопасности.
Научная новизна исследования. Одним из основных недостатков многих существующих работ, посвященных транспортным преступлениям, является то, что их авторы в основном акцентировали внимание на анализе

6 конкретных составов транспортных преступлений, а также рассматривали вопросы квалификации лишь отдельных составов транспортных преступлений.
В то же время очевидно, что на сегодняшний день назрела необходимость в проведении комплексного исследования проблем уголовно- правовой борьбы преступлениями в сфере транспортной безопасности, исследовании сложных вопросов их квалификации, критическом анализе существующей законодательной системы уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за транспортные преступления.
В этой связи научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем была предпринята попытка проведения именного такого комплексного и системного исследования.
Степень разработанности темы. На протяжении довольно долгого периода проблемы уголовной ответственности и борьбы с транспортными преступлениями являлись объектом изучения многих теоретиков и практиков уголовного права. Эти вопросы исследовались и освещались в монографиях, учебных пособиях и на страницах периодических юридических изданий. С нашей точки зрения, наиболее важными и заслуживающими внимания являются работы таких авторов как: Н.С. Алексеев, Н.Н. Белокобыльский,
М.С. Гринберг, Ф.А. Гусейнов, В.К.
Дуюнов, М.А. Ефимов, В.И. Жулев,
Б.Л. Зотов, К.М. Карацев, В.И. Касынюк, В.Е. Квашис, Е.В. Кичигин,
А.И. Коробеев, З.Г. Корчев, Д.Ю. Краев, А.С. Кузьмин, Б.А. Куринов,
В.В. Лукьянов, Ю.И. Ляпунов, И.Г. Маландин, В.Б. Малинин, Г.В.
Овчинникова, А.Ю. Пожарский,
С.В. Проценко, Н.И. Пикуров, Л.Ф. Рогатых,
В.П. Тихий, В.И. Ткаченко, С.В. Трофименко,
В.Е. Эминов, В.М. Хомич,
А.И. Чучаев и др.
По-прежнему являются востребованными и актуальными труды ученых советского периода развития уголовного права. Ценность этих работ заключается в том, что их авторы смогли заложить необходимую


7 теоретическую основу в теорию и практику уголовно-правовой борьбы с транспортными преступлениями.
К данным авторам относятся: Н.С. Алексеев, А.В. Галахова,
Н.Г. Иванов, А.С. Кузмина, В.В. Лукьянов, С.М. Корабельников, Б.А.
Куринов, В.В. Лукьянов, И.Г. Маландин.
Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

8
Глава 1 Понятие и общая характеристика преступлений против
безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
1.1 Транспортная безопасность как объект уголовно-правовой
охраны
В настоящее время, когда говорят о транспортной безопасности, то обычно прежде всего, имеют ввиду предотвращение актов терроризма на транспорте, поскольку транспортная сфера является очень привлекательной для террористических актов и диверсионных атак. Однако такое понимание транспортной безопасности является ошибочным.
Применительно к самой транспортной системе, понятие «транспортная безопасность» обладает весьма широким значением. В содержание этого понятия входит множество самых разных параметров. Это:

безопасность движения и эксплуатации транспорта;

технологическая безопасность;

экономическая безопасность;

пожарная безопасность;

экологическая безопасность;

физическая защита стационарных объектов;

обеспечение режима секретности;

охрана правопорядка;

страхование;

сопровождение грузов, пассажирских составов либо определенных лиц [1, c. 34].
При этом важно отметить, что если рассматривать транспортную безопасность в качестве объекта уголовно-правовой охраны, то не все указанные аспекты вписываются в это понятие. Необходимо иметь ввиду, что одной из особенностей уголовного права является то, что оно регулирует

9 только поведение людей. Сфера действия уголовного права не распространяется на те ситуации, которые так или иначе не являются производными от поступков человека.
Следовательно, если мы хотим установить уголовно-правовое содержание рассматриваемой категории, то необходимо убрать за скобки все угрозы, не связанные с человеческим фактором. Речь в данном случае идет о природно-климатических и техногенных опасностях и угрозах (например, пожары, стихийные бедствия, транспортные аварии, различные сбои в механизмах и системах транспортных средств и т.п.).
При рассмотрении содержания рассматриваемой категории необходимо учитывать, что в науке уголовного права уже давно и прочно сформировался термин «безопасность». Кроме того, следует также принимать во внимание, что в теории уголовного права безопасность принято классифицировать на общую и специальную безопасность. При этом под последней понимается безопасность в какой-либо области деятельности человека [39, c. 103].
Изложенное означает, что при создании эффективного механизма уголовно-правового обеспечения безопасности в сфере транспорта необходимо учитывать следующее обстоятельство. Следует проводить водораздел между теми аспектами, которые относятся к безопасности всего общества в целом (включая и транспортную безопасность) и теми аспектами, которые относятся исключительно к безопасному функционированию транспорта.
Нет сомнений в том, что одними из наиболее значимых угроз безопасности транспорта являются террористические и диверсионные угрозы. Применительно к транспорту не менее важное значение также имеют и различного рода криминальные посягательства на жизнь и здоровье граждан, а также охрана грузов и багажа от краж или повреждений. Однако если включить защиту от данных видов угроз в содержание транспортной безопасности, то это неизбежно приведет к тому, что данное понятие


10 смешается с общими категориями безопасности, которые в большей степени относятся не к транспортной безопасности, а к области охраны государства, общества и личности. Кроме того, в уголовном законе и так имеются положения, которые соответствуют каждому указанному аспекту. В УК РФ имеются соответствующие составы преступлений, связанных с совершением террористических актов (ст. 205 УК РФ) и захватом заложников (ст. 206 УК
РФ). Соответственно, нет никакой необходимости в том, чтобы отдельно выделять ответственность за совершение террористических актов на различных типах транспорта или за захват заложников на транспорте.
Все сказанное также целиком относится и к экономической безопасности, связанной с транспортом. Нет необходимости обособлять эти деяния в отдельную группу, поскольку в уголовном законе имеются нормы, предусматривающие уголовную ответственность за совершение преступлений против собственности, а также нормы, предусматривающие ответственность за совершение преступлений в области экономической деятельности.
Следовательно, если понятие «транспортная безопасность» толковать слишком широко (как это было показано в приведенном выше примере), то это неизбежно приведет к тому, что с уголовно-правовой позиции, представление об отношениях в области транспортной деятельности будет смешиваться с иными отношениями и в результате, особенности этих отношений будут принижены. Кроме того, такой подход также вступает в противоречие с принципом дифференциации уголовной ответственности.
Теперь, попытаемся определить, что же является безопасностью в области функционирования транспорта в уголовно-правовом аспекте.
Поскольку транспорт является источником повышенной опасности, то под безопасностью в сфере его работы следует признавать состояние защищенности исключительно от угроз, исходящих напрямую от транспорта, путей сообщения, а также элементов транспортной системы. Или если говорить другими словами - от взаимодействия с ними человека.

11
Из этого следует, что система транспортной безопасности априори подразумевает защиту от таких неблагоприятных факторов как аварии, катастрофы и других негативных факторов, причиной появления которых являются ошибки, связанные с нарушением режима эксплуатации путей сообщения, ошибки, связанные с управлением движением транспорта, а также ошибки, связанные с нарушением условий перевозки опасных грузов.
Многие ученые совершенно обоснованно указывают, что общие нормы недостаточно полно регулируют перечисленные аспекты [6; c. 38].
Далее попытаемся определить, какие уголовно-правовые средства необходимы для того, чтобы обеспечить рассматриваемый вид безопасности с наибольшей отдачей. Для того, чтобы это выяснить, следует сначала установить, какие вообще существуют источники, которые создают угрозу безопасному функционированию транспорта.
Природа взаимодействия между транспортом и человеком предполагает существование между ними контактов двух видов. Речь идет о внешнем и внутреннем контактах. Большая часть ученых считает, что в сферу действия внутреннего контакта подпадают действия лиц, чья деятельность напрямую связана с обеспечением безаварийной работы транспорта. Это такие участники транспортной системы, которые управляют транспортными средствами, обслуживают транспортные средства, эксплуатируют и ремонтируют пути сообщения, а также транспортное оборудование.
Что же касается внешнего контакта между транспортом и человеком, то он подразумевает оказание воздействия на безопасную работу транспорта со стороны лиц, чья деятельность непосредственно не связана с транспортной. Полагаем, что в круг таких лиц в первую очередь входят пассажиры, а также другие лица, которые при каких-либо обстоятельствах вступают во взаимодействие с транспортом, а также элементами транспортной системы с внешней стороны.