Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Афонасова М.А. Менеджмент
244
Стратегическое управление — решение стратегиче- ских проблем на базе формирования стратегии, методов ее реализации и при необходимости введения корректив.
Стратегия — обобщенная модель действий, необходи- мых для достижения поставленных целей путем координа- ции и распределения ресурсов; набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Стратегия диверсификации — стратегический выбор альтернативы выхода организации на новые рынки с но- выми товарами.
Стратегия роста — стратегия, направленная на рост прибыли за счет повышения доходов, а не снижения из- держек.
Стресс — реакция человека на воспринимаемое им со- отношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворять этим требованиям.
Структура — состав и соподчиненность элементов (ком- понентов) системы для наилучшего достижения ее главной цели.
Тактика — методы, используемые для достижения стратегических целей.
Тенденция — выявление в результате анализа устойчи- вых соотношений, свойств, признаков, присущих системе; сложившаяся направленность процессов.
Управление рисками — процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, внешних и внутренних фак- торов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, оптимизация риска, его планирование, учет и контроль, мотивация и регулирование выполнения работ по управле- нию риском.
Управленческая решетка — схема, описывающая мо- дель менеджмента в зависимости от соотношения двух па- раметров: стремления к выполнению задания и внимания к отношениям между людьми.
Управленческий процесс — совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организацион- ной структуры. Управленческие процессы подразделяются

Термины и определения
245
на основные, вспомогательные и обслуживающие. В каче- стве предмета труда выступают управленческое решение, информация, нормативно-технический и управленческий документы.
Управленческое решение — результат анализа, про- гнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достиже- ния конкретной цели системы менеджмента.
Учет — функция менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менед- жмента на различных видах носителей.
Фактор — частный показатель объекта или процесса, протекающего в системе, который оказывает влияние на функцию.
Функциональные обязанности — изложенные в пись- менном виде задачи, обязанности и ответственность работ- ника.
Функциональный руководитель — менеджер, ответ- ственный за специализированную функцию управления, например маркетинг, персонал, производство и т.п.
Функция — этап процесса управления (стратегический менеджмент, маркетинг, планирование, организация про- цессов, учет и контроль, мотивация, регулирование).
Харизма — свойства личности, позволяющие ей ока- зывать влияние на других в отсутствие иных способов воз- действия.
Хозяйствующие субъекты — коммерческие организа- ции и их объединения (союзы и ассоциации), некоммер- ческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сель- скохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Целеполагание — установление целей функционирова- ния и развития организации и ее составных частей с уче- том их взаимосвязей и непротиворечивости.
Цель — выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение кото- рого обеспечит решение проблемы.


Афонасова М.А. Менеджмент
246
Ценности — компоненты социальной системы, наде- ляемые особым значением в индивидуальном или обще- ственном сознании и вследствие этого регулирующие об- щественное поведение.
Централизованная функциональная структура управ-
ления — организационная структура, базирующаяся на комбинации разделения труда по функциям и централизо- ванного принятия решений.
Экономические методы менеджмента — методы эко- номического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, та- моженной системы, экономических нормативов функ- ционирования организации, системы мотивации за каче- ственный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента.
Экономический эффект — разность между экономи- ей, полученной в результате внедрения организационно- технического мероприятия, и затратами на разработку и внедрение этого мероприятия за срок его действия.
Экономичность — показатель соотношения между объ- емом выпуска и требуемыми для его производства затра- тами.
Экономия — разность между нормой (нормативом) или удельным расходом какого-либо ресурса, элементом затрат или затратами на отдельной стадии жизненного цикла объекта до внедрения организационно-технического ме- роприятия и тем же показателем после его внедрения за определенный период.
Эффективность — показатель степени достижения ор- ганизацией своих целей. Характеризуется оптимальным соотношением между параметрами производства, исполне- ния обязательств и развития организации.

247
Оглавление
Введение .....................................................................3 1. Сущность и роль менеджмента
1.1. Истоки современного менеджмента .....................5 1.2. Управление и менеджмент. Основные понятия .....7 1.3. Старая и новая парадигмы управления.
Современная концепция менеджмента ............... 13 1.4. Менеджер — профессиональный управляющий .. 19 1.5. Характерные черты эффективного менеджмента 24 2. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами
2.1. Развитие теории и практики менеджмента......... 27 2.2. Школа научного управления............................. 31 2.3. Классическая (административная) школа управления ..................................................... 33 2.4. Школа человеческих отношений
(неоклассическая школа) и школа поведенческих наук ......................................... 37 2.5. Процессный подход к менеджменту .................. 39 2.6. Системный подход к управлению ...................... 42 2.7. Ситуационная концепция управления ............... 43 3. Принципы и функции менеджмента
3.1. Законы и принципы менеджмента .................... 48 3.2. Понятие и содержание процесса управления ...... 51 3.3. Основные функции менеджмента и их классификация ........................................ 55 3.4. Прогнозирование и планирование, их содержание и роль в процессе управления .... 59 3.5. Организация как функция менеджмента ........... 66 3.6. Мотивация персонала. Основные мотивационные теории .................................... 68 3.7. Координация как функция менеджмента ........... 75 3.8. Контроль. Виды управленческого контроля ........ 75 3.9. Интеграционные процессы в менеджменте ......... 78


Афонасова М.А. Менеджмент
248 4. Организационные отношения и организации в системе менеджмента
4.1. Сущность, основные характеристики и виды организаций .................................................... 85 4.2. Законы организации ........................................ 98 4.3. Жизненный цикл организации ......................... 99 4.4. Внешняя и внутренняя среда организации ....... 102 5. Организационные структуры управления
5.1. Понятия, принципы и подходы к построению структуры управления ................................... 106 5.2. Линейная и функциональная структуры управления, их разновидности ........................ 112 5.3. Проектная и продуктовая структуры управления ................................................... 117 5.4. Дивизиональная структура управления, ее особенности, преимущества и недостатки ........ 121 5.5. Матричная структура управления ................... 122 6. Основные методы, используемые в менеджменте
6.1. Общая характеристика и классификация методов управления ....................................... 125 6.2. Экономические методы управления ................. 126 6.3. Организационно-распорядительные методы управления ........................................ 128 6.4. Социально-психологические методы управления ........................................ 132 7. Моделирование ситуаций и разработка управленческих решений
7.1. Сущность и виды управленческих решений ..... 136 7.2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям .......................... 142 7.3. Процесс принятия решений ............................ 144 7.4. Информационное обеспечение управленческих решений ............................... 156 8. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
8.1. Понятие лидерства и власти ........................... 166 8.2. Формы власти и влияния ............................... 169

Оглавление
249 8.3. Стили управления .......................................... 172 8.4. Правила эффективного менеджмента ............... 179 8.5. Современные модели лидерства ....................... 180 8.6. Управление конфликтами............................... 187 9. Стратегический менеджмент
9.1. Сущность и содержание стратегии организации ................................... 192 9.2. Основные этапы стратегического управления ... 195 9.3. Классификация стратегий .............................. 204 9.4. Выбор стратегии организации ......................... 211
Заключение ............................................................. 220
Библиографический список ....................................... 221
Приложение 1. Задания к контрольной работе ............ 222
Приложение 2. Задание на курсовую работу ............... 236
Термины и определения ............................................ 239

Учебное издание
Афонасова Маргарита Алексеевна
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Корректор Л.И. Кирпиченко
Компьютерная верстка Е.Н. Ворониной
Подписано в печать 22.04.09. Формат 60х84/16.
Усл. печ. л. 14,65. Тираж 250 экз. Заказ 449.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
634050, г. Томск, пр. Ленина, 40.
Тел. (3822) 533018.