Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Афонасова М.А. Менеджмент
12
???????????
??????????
???????????
??????????
???????
??????????
? ??????? ?????
????????
???????
??????????
? ?????????
???????????
??????????
? ????????????????
?????????
? ????????????
???????
??????????
? ????????? ? ???????
?????????
??????? ?
????????????
???????????? ??????
??????
???????-
??? ? ??-
???????
?????????? ? ???????????
?????????? ??????? ?????
????????
Рис. 1.2. Модель организации как сложной системы
Менеджмент в специальной управленческой литературе рассматривается с различных позиций. На рис. 1.3 пред-
???????????
??????????
???????????
??????????

1. Сущность и роль менеджмента
13
ставлены наиболее часто встречающиеся подходы к опре- делению сущности и содержания понятия «менеджмент».
??????????
??????????????? ???
???????????????? ????????????
????? (??????? ????????????? ??????)
????? ??? ??????? ??????????
????????? ?????????? ??????
??????? ??????????
??????? ????????
?????????????? ???????
????, ??????????? ????????????
1.3. Составляющие понятия «менеджмент»

1.3. Старая и новая парадигмы управления.
Современная концепция менеджмента
Уходит в прошлое доминировавшая более 100 лет па- радигма (модель) управления. Ее основу составляла уве- ренность в том, что для понимания динамики поведения любой сложной системы достаточно изучить свойства ее частей. Новая парадигма управления требует понимания сущности отдельных элементов на основе анализа динами- ки системы в целом.
Традиционная модель управления нацеливала внима- ние менеджеров исключительно на экономические цели.
Новая модель, отражая растущую интеграцию экономи- ческих и социальных процессов, вводит в круг целей ме- неджера и социальные задачи — обеспечение занятости, гуманизацию условий труда, расширение участия в управ- лении и др.
Современная концепция менеджмента сформирова- лась под воздействием объективных изменений в мировом

Афонасова М.А. Менеджмент
14
общественном развитии. Главными факторами этих из- менений явились научно-технический прогресс и кон- центрация научного и производственного потенциала.
В последний период в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на про- грессивных технологиях. Производство все больше ориен- тировалось на специализированные запросы потребителей, то есть на небольшие по емкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних предприя- тий, к усложнению системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев бизнеса, как гиб- кость, динамичность и адаптивность к требованиям внеш- ней среды.
Основные положения новой системы взглядов были сформулированы в 70–80-е годы ХХ века. Заключаются они в следующем:
• предприятие — это открытая система, рассматривае- мая в единстве факторов внутренней и внешней среды;
• ориентация не на объемы выпуска, а на качество про- дукции и услуг, на удовлетворение потребителей;
• ситуационный подход к управлению, признание важ- ности быстроты и адекватности реакции;
• главный источник прибыли — люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;
• система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотива- цию работников и стиль руководства.
Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления. Были сформулированы новые принципы:
• лояльность к работающим;
• ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
• коммуникации, пронизывающие фирму по горизонта- ли и вертикали;
• атмосфера в фирме, способствующая раскрытию твор- ческого потенциала работающих;
• установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;


1. Сущность и роль менеджмента
15
• своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
• методы работы с людьми, обеспечивающие их удов- летворенность работой;
• непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
• этика бизнеса — золотое правило менеджмента;
• честность и доверие к людям;
• опора на фундаментальные основы менеджмента — качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресур- сов, персонал;
• качество личной работы и ее постоянное совершенство- вание.
Таким образом, можно утверждать, что в соответствии со старой парадигмой в системе управления приоритет- ными считались расширение (производства), количество,
конкуренция, доминирование, самоутверждение. Новая концепция управления выдвигает в качестве приоритетов
сохранение, кооперацию, качество, партнерство, инте-
грацию (табл. 1.1).
Специалисты и исследователи отмечают, что в настоя- щее время происходит революция в менеджменте в связи с радикальной сменой парадигмы управления и изменени- ем подходов и принципов управления современными орга- низациями в условиях нестабильности и неустойчивости внешней среды.
Таблица 1.1
Основные положения старой и новой парадигм управления
Старая парадигма
Новая парадигма
1. Предприятие — «закры- тая» система, цели, задачи и условия деятельности ко- торой достаточно стабильны
1. Предприятие — «откры- тая» система, рассматри- ваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
2. Рост масштабов производ- ства и услуг
2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удо- влетворение потребностей

Афонасова М.А. Менеджмент
16
Окончание табл. 1.1
Старая парадигма
Новая парадигма
3. Рациональная организа- ция производства, эффек- тивное использование всех видов ресурсов и повы- шение производительности труда как главная задача менеджмента
3. Ситуационные подходы к управлению, признание важ- ности быстроты и адекватно- сти реакций, обеспечиваю- щих адаптацию к условиям внешней среды
4. Главный источник приба- вочной стоимости — произ- водственный рабочий и про- изводительность его труда
4. Главный источник приба- вочной стоимости — люди, обладающие знаниями и обеспеченные условиями для реализации их потенциала
5. Система управления, по- строенная на контроле всех видов деятельности, нормах, стандартах исполнения
5. Система управления, построенная на повыше- нии роли организационной культуры и нововведений, мотивации работников и стиля руководства
В центр стратегической концепции управления ста- вится человек, который рассматривается как наивыс- шая ценность для организации (ранее это были ресурсы, организационно-техническая сторона, маркетинг).
Итак, для мирового опыта управления организациями сегодня характерны две ведущие тенденции.
1. Внимание к личности работника. Осознание того, что от внимания к человеку, от создания благоприятных усло- вий для его труда, отдыха и развития в решающей степени зависит производительность, эффективность, процветание фирмы и нации в целом.
2. Осознание того, что управление — наука и профес- сия, которая нисколько не проще и не легче других (инже- нера, строителя и др.), и требуется не меньше усилий для ее освоения. Поэтому необходимо повышение внимания к подготовке профессиональных менеджеров.
Начало «тихой управленческой революции» совпало с вступлением общества в информационную стадию. На


1. Сущность и роль менеджмента
17
смену старому, традиционному направлению в менед- жменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели, и относительно новому, поведенче- скому, представленному японской моделью менеджмента
(табл. 1.2), приходит неформальное направление, кото- рое принято характеризовать как мягкий эволюцион- ный менеджмент, или «информационное» направление
(рис. 1.4).
Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезно и в российской практике.
Таблица 1.2
Японская и американская модели менеджмента
Японская модель менеджмента
Американская модель менеджмента
1. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия
2. Коллегиальная ответствен- ность
3. Нестандартная гибкая структура
4. Неформальная организа- ция контроля
5. Коллективный контроль
6. Замедленные оценка рабо- ты сотрудника и служебный рост
7. Основное качество руко- водителя — умение осущест- влять координацию действий и контроль
8. Ориентация управления на группу
9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллеги- альному результату
1. Индивидуальный характер принятия решений
2. Индивидуальная ответ- ственность
3. Строго формализованная структура управления
4. Четко формализованная процедура контроля
5. Индивидуальный кон- троль управления
6. Быстрая оценка резуль- тата труда, ускоренное про- движение по службе
7. Главное качество руководителя — профессионализм и инициатива
8. Ориентация управления на отдельную личность
9. Оценка управления по индивидуальному резуль- тату

Афонасова М.А. Менеджмент
18
Окончание табл. 1.2
Японская модель менеджмента
Американская модель менеджмента
10. Личные неформальные отношения с подчиненными
11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы
12. Подготовка руководите- лей универсального типа
13. Оплата труда по по- казателям работы группы, служебному стажу и т.д.
14. Долгосрочная работа руководителя в фирме
10. Формальные отношения с подчиненными
11. Деловая карьера обуслов- ливается личными результа- тами
12. Подготовка узкоспециа- лизированных руководителей
13. Оплата труда по индивидуальным достижениям
14. Найм на работу на корот- кий период
?????????? –
???????????
??? ?????????
??????????
?????????? ??????????? ?? ?????
? ??????????? ?????
?????????? ?????????? ? ?????????
????????????? ????????????
????????????? ?????????????????,
?????????????? ??????? ????????
??????? ???, ??? ????? ???????????????
?? ???????????? ???????????
?????????? ????????????? ?????
? ???????? ? ???????????
?? ????????? ?????
??????????? ?????????????
?????????? ? ????????????
?????????? ??? ????????
???????????? ? ???????????
???????
???????? ? ????????? ???
? ???????? ????????? ???????
Рис. 1.4. Современная модель менеджмента


1. Сущность и роль менеджмента
19
Основные характеристики современной модели ме- неджмента: ориентация на эффективность и конкуренто- способность; использование новейших информационных технологий и компьютерной техники для моделирования ситуаций и принятия решений; мягкое информационное воздействие в соответствии с внутренними тенденциями развития системы; внимание к персоналу как главному источнику прибыли.
1.4. Менеджер — профессиональный
управляющий
Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:
• способ, манера общения с людьми;
• власть и искусство управления;
• особого рода умение и административные навыки;
• орган управления, административная единица.
В Словаре иностранных слов «менеджмент» толкует- ся как «управление производством» и как «совокупность принципов, методов, средств и форм управления производ- ством с целью повышения его эффективности».
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.
Субъектом данного процесса является менеджер.
Менеджер — это специалист, профессионально зани- мающийся управленческой работой в конкретной сфере деятельности.
Профессиональное занятие означает, что этот специа- лист прошел специальную профессиональную подготовку, занимает постоянную должность на предприятии и наде- лен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.
По сравнению с другими видами труда в организации, труд менеджеров имеет ряд специфических особенностей:
• он представляет собой умственную, творческую ра- боту;

Афонасова М.А. Менеджмент
20
• он участвует в создании материальных благ и оказа- нии услуг опосредованно, через труд других работников;
• предметом труда является информация;
• средствами труда являются средства работы с инфор- мацией — организационная и вычислительная техника;
• результатом труда является управленческое решение.
Чтобы выполнять свои функции, менеджер должен иметь специальные знания и обладать способностью ис- пользовать их в повседневной работе по управлению орга- низацией.
Требования к профессиональной компетенции менедже- ра можно условно разделить на две группы. Первую со- ставляют знания и умения выполнять профессиональную
работу в управлении. Эта группа включает:
• умение обосновывать и принимать решения в ситуа- циях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
• информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие (состояние исследований, техники, технологий, конкуренции, динамики спроса на продукцию);
• знакомство с опытом менеджмента в других организа- циях и отраслях;
• способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение методами по- вышения эффективности управления;
• умение использовать современные информационные технологии, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований связана со способностью ме- неджеров работать с людьми и управлять самим собой
(самоменеджмент). В данную группу входят:
• высокое чувство долга и преданность делу;
• честность в отношениях с людьми и доверие к парт- нерам;
• умение четко выражать свои мысли и убеждать;
• уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;