Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 363

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
М.А. Афонасова
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Допущено советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент организации»
Томск
ТУСУР
2009

УДК 005.342(075.8)
ББК 65.290-2-551я73
А94
Рецензенты:
Л.В. Земцова, канд. экон. наук,
Томск. политехн. ун-т;
Т.Д. Пшеничникова, канд. пед. наук, директор Филиала Сибирской академии государственной службы, г. Томск
Афонасова М.А.
А94 Менеджмент : учеб. пособие / М.А. Афонасова. –
Томск : Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектро- ники, 2009. – 250 с.
ISBN 978-5-86889-494-7
Освещены теоретические аспекты и основы общей практики менеджмента организации, современные управленческие техноло- гии, применяемые в новейшей практике управления организация- ми, действующими в условиях неопределенности внешней среды, повышенных рисков и угроз.
Изложены законы и принципы менеджмента, определяющие эффективность функционирования систем управления организа- циями, содержание процесса управления, современные методы и принципы построения и проектирования организационных структур управления. Приведены вопросы для самопроверки по ключевым положениям курса, а также задания к контрольной ра- боте.
Для студентов, обучающихся по направлению 080500 «Менед- жмент» и по специальностям 080505 «Управление персоналом»,
080502 «Экономика и управление на предприятиях машинострое- ния», 080507 «Менеджмент организации».
УДК 005.342(075.8)
ББК 65.290-2-551я73
ISBN 978-5-86889-494-7
© Афонасова М.А., 2009
© Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009

3
Введение
В современном мире, беспрецедентно сложном и неустой- чивом, одной из важнейших проблем становится выяв- ление механизмов и факторов социально-экономической стабильности и порядка, выработка эффективных методов управления организациями, обеспечение их устойчивого самоподдерживающегося развития в сложной динамичной среде.
Нарастающий дисбаланс темпов социальной, экономи- ческой и природной эволюции, значительное ускорение экономической и социальной динамики остро ставят перед
Россией проблему построения заново системы управления, которая соответствовала бы времени, отвечала достойно на глобальные вызовы и могла обеспечить стране достойное место в современном мире. Необходимость создания раци- ональной, эффективно функционирующей системы управ- ления страной — основное требование сегодняшнего дня.
Каждый управленец в той или иной степени причастен к решению управленческих проблем различной сложности и важности. От того, насколько успешное управленческое решение принято, зависит подчас и будущее всей орга- низации, и судьба людей, которыми мы непосредственно управляем, и, наконец, наша собственная судьба. Отсюда становится понятным, насколько важно уметь принимать верные, обоснованные управленческие решения.
Эффективное управление — это профессиональное управ- ление, осуществляемое специально подготовленными для этого людьми — менеджерами различного уровня, вла- деющими современными управленческими технологиями


Афонасова М.А. Менеджмент
4
и приемами выработки и принятия решений в любых сложных, новых и кризисных ситуациях.
Усложняющаяся практика последних лет заставляет пересмотреть традиционные методы регулирования, пе- реоценить значение существующих методов принятия ре- шений и активно развивать новые направления и новые эффективные технологии управления организациями на основе идей стратегического, инновационного и эволюци- онного менеджмента.
Цель настоящего учебного пособия — дать представле- ние как об основах и общей практике управления орга- низациями, так и о современных управленческих техно- логиях, применяемых в новейшей практике управления современными организациями, действующими в условиях неопределенности, повышенных рисков и угроз.
Предлагаемое учебное пособие ориентировано на при- мерную программу курса «Менеджмент» для студентов специальностей 080505 «Управление персоналом», 080507
«Менеджмент организации», а также студентов направ- ления 080500 «Менеджмент». Пособие подготовлено на основе многолетнего опыта преподавания дисциплин «Ме- неджмент», «Теория управления», «Стратегическое управ- ление», «Современные аспекты управления» в Томском государственном университете систем управления и радио- электроники.
Пособие может быть использовано также аспирантами и преподавателями, слушателями центров профессиональ- ной переподготовки специалистов по управлению, инсти- тутов повышения квалификации. Изложенный материал может быть полезен руководителям организаций и управ- ленческих подразделений предприятий в их практической деятельности.

5
1. Сущность и роль менеджмента
1.1. Истоки современного менеджмента
Управление, прежде чем оно оформилось в систематизи- рованную научную дисциплину и профессию, прошло мно- говековой путь и признано самостоятельной областью дея- тельности человека только лишь в ХХ в.
В условиях индивидуальной (или семейной) организа- ции производства и управления традиционными унаследо- ванными приемами, неизменными на протяжении многих поколений, в принятии управленческих решений преобла- дала интуиция.
Возникновение и объективная необходимость управле- ния как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства (рис. 1.1).
Первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потреб- ности развития в условиях промышленной революции.
Промышленная революция XVII–XIX вв. подчеркну- ла необходимость научного подхода к управлению. Раз- витие новой технологии впервые в истории сконцентри- ровало огромное число рабочих на фабриках массового производства товаров. Такое усложнение бизнеса оказало воздействие как на экономические, так и на социальные изменения. Увеличение товаров, услуг и числа людей на фабриках, естественно, вызывало новые, многоаспектные организационные проблемы. Эти изменения требовали более утонченного подхода к управлению людьми, созда- вая стимул к развитию современного профессионального


Афонасова М.А. Менеджмент
6
управления. Общество встало перед настоятельной необхо- димостью подготовки способных, обученных менеджеров.
????????????
????????
?????????
? ,? ,...,?
1 2
n
?????????
? ,? ,...,?
1 2
n
???????????
????????,
?? ??
????????
????????
???????????,
?? ??
????????
?? ?????? ????????
?. (???????)
XIX
XVII–XVIII ??.
(??????????? ???????????)
??????? ????
(???????? ??????? ????????????)
Рис. 1.1. Роль менеджмента в связи с ростом масштабов производства
Таким образом, в середине XIX века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура производства значительно изменилась.
Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это сло- во. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и во времена ра- бовладения. Но по-настоящему менеджмент начал форми- роваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, ко- торые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести к Успеху или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
Основная цель существования любого бизнеса и созда- ния любой фирмы — привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть

1. Сущность и роль менеджмента
7
в будущее, видя новые перспективы своего развития. Сущ- ность бизнеса состоит в постоянном совершенствовании са- мой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к достижению поставленных целей.
Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее — вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Также он немыслим без талант- ливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать задуманное.
1.2. Управление и менеджмент.
Основные понятия
Английское слово «менеджмент» своими корнями ухо- дит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила».
Первоначально оно относилось к сфере управления жи- вотными и означало искусство управления лошадьми.
Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и обозначает область науки и практики управления людьми и органи- зациями.
Понятие «менеджмент» (англ. manade) трансформирова- лось и в настоящее время отражает в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел
(бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких ре- зультатов труда в условиях конкуренции.
Английское слово менеджмент в упрощенном понима- нии — это умение добиваться поставленных целей, исполь- зуя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Управление в общем смысле чаще всего определяют как функцию, вид деятельности по руководству людьми в са- мых разнообразных организациях.
Таким образом, в самом общем смысле термины «ме- неджмент» и «управление» можно считать синонимами.
Однако, строго говоря, существуют два существенных от- личия в этих понятиях.
Во-первых, говоря «менеджмент», зарубежные спе- циалисты всегда подразумевают в центре этого процеса


Афонасова М.А. Менеджмент
8
фигуру менеджера — субъекта управления, человека, прошедшего специальную профессиональную подготовку.
Обезличенная система управления у них выражается тер- минами «администрирование», «администрация». В Рос- сии термин «управление» означает обезличенную систему управления.
Английское слово administration употребляется, если речь идет о формальных, единых для всех членов орга- низации правилах поведения и взаимодействия при вы- полнении ими своей работы, без учета индивидуальности сотрудников, т.е. администрирование предполагает отно- шение к сотруднику не как к индивидуальности, а как к элементу трудовых ресурсов, необходимых для достиже- ния поставленных целей. Менеджмент же, напротив, пред- полагает всесторонний учет индивидуальных особенностей сотрудников.
Во-вторых, менеджер — это профессиональный управ- ляющий, представитель особой профессии, а не просто ин- женер или экономист, занимающийся управлением в ор- ганизации.
Таким образом, менеджмент следует трактовать как профессиональное управление, осуществляемое специаль- но подготовленными людьми. Термин «управление» в переводе с латинского в буквальном смысле означает дея- тельность по руководству чем-либо. Практическое употре- бление данного термина чрезвычайно многообразно. При- ведем лишь некоторые определения.
Управление — это вид деятельности в системе разделе- ния труда, связанный с организацией целенаправленной деятельности в соответствии с объективными законами, лежащими в основе общества.
В кибернетическом смысле управление понимается как процесс целенаправленного воздействия на систему, в результате которого достигается ее упорядоченность и развитие в соответствии с поставленными перед ней це- лями. Это определение отражает, на наш взгляд, сущность и роль управления в функционировании и развитии любой социально-экономической системы.
Несколько слов о самом понятии «система». Чаще все- го под системой понимают совокупность взаимосвязанных

1. Сущность и роль менеджмента
9
и взаимозависимых элементов, рассматриваемую как еди- ное целое и предназначенную для достижения определен- ных целей. Совокупность системообразующих элементов будет рассмотрена в подразд. 2.3.
В приведенном выше определении под целью системы понимается некоторый результат (или их совокупность), для достижения которого элементы связываются в единое целое.
Любая система характеризуется своей величиной и слож- ностью.
Величина определяется количеством элементов, со- ставляющих систему; количеством взаимосвязей между элементами системы; количеством степеней свободы эле- ментов системы.
Сложность системы — понятие более многогранное, чем величина. Любая сложная система — это большая систе- ма, но не наоборот. До сих пор не определено само поня- тие «сложность системы». Поэтому можно говорить только о сравнительной сложности системы по какому-либо кри- терию. Примерами таких критериев могут быть следую- щие.
1. Невозможность математического описания поведения системы. Под математическим описанием здесь понимает- ся наличие алгоритма, позволяющего выяснить значение параметров системы в зависимости от величины внешних воздействий на эту систему. С этой точки зрения любая рукотворная система является простой. Например, даже поведение космического корабля легко описывается стро- го формализованными законами Ньютона и уравнениями классической механики. С этой же точки зрения любая биологическая система является бесконечно сложной, по- скольку невозможно представить себе математические ме- тоды, с помощью которых можно описать поведение пчелы или муравья. Несколько менее требовательным критери- ем сложности является стохастичность (вероятностный характер) поведения сложной системы, т.е. сложной яв- ляется система, поведение которой можно описать только вероятностными показателями. Причем часто это связано не с источником каких-либо случайных помех в системе, а с многообразием протекающих в ней процессов. Поскольку


Афонасова М.А. Менеджмент
10
далеко не все эти процессы и их результаты могут быть учтены, то возникает эффект вероятностной предсказуемо- сти поведения системы, что и определяет ее сложность.
2. Невоспроизводимость экспериментов над сложной системой. Это означает, что невозможно с помощью одних и тех же приемов и методов многократно получать от слож- ной системы желаемый результат. По сути, это свойство является следствием изменчивости (развития) системы, и чем сложнее система, тем более быстрыми темпами она меняется.
3. Отторжимость внешних воздействий, не способству- ющих спонтанному развитию (саморазвитию) системы. Это проявляется в том, что попытки управлять сложной систе- мой часто приводят к прямо противоположным результа- там.
По этой же причине отторжения неблагоприятных внешних воздействий большинство реформ, проводимых сверху, в любом государстве обречено на неудачу. Именно поэтому функции государства в социально ориентирован- ном обществе всегда ограничены.
Одним из самых сложных классов систем являются социально-экономические системы.
Считается, что если в сложной системе присутствуют элементы, наделенные сознанием, вступающие между со- бой в различные взаимодействия, то такие системы явля- ются социальными системами.
А если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ, то такие системы на- зываются социально-экономическими.
Примером сложной социально-экономической системы является организация, функционирующая во внешней среде.
Внешнюю среду организации можно разделить на эко- номическую, технологическую, социальную, политиче- скую, этическую и т.п.
Экономическая внешняя среда включает потенциаль- ных покупателей и их потребности; сложившийся уровень цен на продукцию; возможность получения инвестиций; рабочую силу нужной квалификации и производительно-

1. Сущность и роль менеджмента
11
сти в том регионе, где находится организация; правитель- ственную финансовую и налоговую политику; поведение конкурентов.
Технологическая внешняя среда представляет собой су- ществующие в обществе знания в отношении изделий, их дизайна и технологии изготовления. При этом под изде- лиями понимаются также информация и услуги. Значение этой среды огромно не только при изготовлении изделий, но и при управленческих инновациях (нововведениях).
Политическая внешняя среда включает существующую внешне- и внутриполитическую ситуацию в тех государ- ствах, на территории которых организация функциониру- ет; законодательство этих стран, разрешающее или запре- щающее определенные виды производств и реализацию определенных видов товаров.
Социальная внешняя среда включает развитость соци- альной инфраструктуры в тех регионах, где организация функционирует; господствующие в этих регионах обычаи и верования; уровень образования населения.
Этическая внешняя среда включает нормы личностно- го и межличностного поведения людей в регионе существо- вания организации.
Любая организация представляет собой сложную сис- тему, в которой можно выделить управляемую и управ- ляющую подсистемы. Их взаимодействие показано на рис. 1.2.
Именно на представлении организации как сложной социально-экономической системы, функционирующей в нестабильной динамической среде, базируется понимание менеджмента как искусства управления. Люди, работаю- щие в организациях, с их знаниями, умениями, профес- сиональными навыками, системой ценностей и предпочте- ний, — это главный фактор и важнейший стратегический ресурс, учет и использование которого требует не толь- ко научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Поэтому менеджмент сегодня принято рассматривать еще в одном аспекте — как искус- ство выполнения работы, которое должно опираться на способности эффективно применять накопленный опыт в практической деятельности.