Файл: Реферат по курсу Педагогическая психология.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Специальность: 031000

№ зачетной книжки: 786668

 
 

 

Реферат

по курсу «Педагогическая психология»

Тема: «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»
                                                                                 

 Выполнила: Кузьмина Е.В.

                                                                    Преподаватель: Зыбина Людмила Николаевна

 

 

Работа представлена _____________

Оценка_________________________

 

 
 

НОВОСИБИРСК

2020

Оглавление


Введение 2

1.Современные тенденции развития начального школьного образования 5

2.Возрастные и личностные особенности детей младшего школьного возраста 7

3.Педагогическая поддержка как современная образовательная технология 11

4.Особенности формирования позиции ученика в младшем школьном возрасте 14

Заключение 19

Список использованной литературы 20



Введение

Воспитание подрастающего поколения представляется одной из наиболее значимых задач в любом обществе. Однако, когда история меняет направление, происходят кардинальные перемены в общественной жизни людей, меняются требования к человеку, проблема воспитания приобретает особую значимость.

На сегодняшний день можно говорить о том, что мы оказались в ситуации, когда прежние стереотипы мышления начинают тормозить развитие общества, изменяются целевые установки деятельности, и, как следствие, меняются воспитательные и образовательные системы.

На сегодня перед образованием стоит цель воспитания полноценной личности, выявления творческих возможностей этой личности, сохранение при этом психического и физического здоровья людей.

Сегодня налицо достаточное количество положительных тенденций – педагоги могут свободно творить, создаются авторские школы, применяется зарубежный опыт обучения, родители могут выбрать педагогическую систему для своего ребенка.1

Разумеется, все это предполагает новые методы работы с учащимися, позволяющие оказать позитивное воздействие на взрослеющего человека, помочь ему разобраться в сложном мире, поспособствовать выработке его жизненной позиции. Т.е. речь идет о педагогической поддержке, которая заключается в совместном с ребенком определении его целей, интересов, путей преодоления проблем, которые ему мешают, в общении, в образе жизни и пр.


Главными целями воспитания становятся адекватные условия для развития индивидуально-личностных способностей детей, педагогическая поддержка индивидуальности, помощь в осознании ребенком его субъективного опыта.

Целью такого образования является поиск, поддержка, развитие механизмов саморазвития, самореализации, самовоспитания, а также иных, необходимых для становления самобытного образа, достойной жизни человека.

Личностно ориентированное воспитание вызывает к жизни необходимость создания адекватных педагогических технологий, основными чертами которых являются диалогичность, деятельностно-творческий характер, предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, создание условий для творчества.

Данные требования универсальны, что говорит о том, что любая педагогическая практика будет личностно-ориентированной, если станет отвечать данным требованиям, в том числе при педагогической поддержке формирования позиции ученика в младшем школьном возрасте. 2

Педагогическая поддержка рассматривается в качестве технологически обеспеченной системы педагогической помощи ребенку, обучающемуся в саморазвитии.

Технология педагогической поддержки является целенаправленной системой педагогических действий, которые обеспечивают формирование у ученика мотивационной и операциональной сторон осознанного управления собственного развитием.

Без специально подобранных методик педагогической поддержки формирования позиции ученика в младшем школьном возрасте данное формирование будет затруднено.

Это объясняется тем, что успешно сформированная позиция ученика в младшем школьном возрасте определяет успешность обучающегося в образовательном процессе. С поступлением ребенка в школу происходит переход к новой ведущей деятельности (учебной), что сильно влияет на становление детской личности. Именно школа становится центром всей жизни младшего школьника, с ней связаны новые переживания. Л. И. Божович подчеркивает, что гармоничная внутренняя позиция ученика нужна для освоения требований социума, в качестве личности, которая осваивает новую социальную роль, усваивает учебный материал и выполняет домашние задания, личности с оптимальным построением отношений с новыми людьми (педагог и одноклассники).



Вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.

Гипотеза: методики педагогической поддержки благоприятно влияют на формирование позиции ученика в младшем школьном возрасте

Целью работы является раскрытие сущности позиции ученика в младшем школьном возрасте, возрастных и индивидуальных особенностей.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть современные тенденции развития начального школьного образования;

2. Изучить возрастные и личностные особенности детей младшего школьного возраста;

3. Проанализировать педагогическую поддержку как современную образовательную технологию.



  1. Современные тенденции развития начального школьного образования


Как было отмечено во введении, сегодня наше общество находится в ситуации глубоких преобразований, которые неизбежно ведут к тому, что происходят изменения и в системе образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет начальное общее образование как образование, которое направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).3

В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование являются обязательными для всех граждан РФ.

Но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов.

В первый класс идут дети в возрасте 6-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов: чтения; азов математики; письма; труда; физкультуры; музыки; познания окружающего мира; искусства и хореографии; хотя бы одного иностранного языка.

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.


Сегодня в центр всех педагогических устремлений ставится личность учащегося, она в процессе обучающего воздействия должна приобрести гибкость, способность критично смотреть на мир, самостоятельность в принятии решений, способность адаптироваться к меняющейся внешней среды, быть социально-психологически компетентной, уметь прогнозировать и решать трудные ситуации межличностного общения, уметь работать в команде.4

Таким образом, внедрение новых подходов способствует выявлению и активизации внутреннего потенциала младших школьников.

От современных учителей во многом зависит, какими их ученики войдут в самостоятельную жизнь.

Перед ними стоит задача вовлекать учащихся в работу и позволять им принимать активное участие во всём, что происходит в классе. Создавать условия для развития у обучающихся внутренней мотивации и саморегуляции. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должно помочь не только учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критически мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную личность.

  1. Возрастные и личностные особенности детей младшего школьного возраста


Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной школы.

Данный возраст отмечается равномерным физическим развитием. Постепенно идет функциональное совершенствование головного мозга за счет развития аналитико-систематической функции коры, меняется соотношение возбуждения и торможения – процесс торможения становится всё более сильным, несмотря на то, что еще, как и в более раннем периоде, преобладает процесс возбуждения, дети в этом возрасте еще достаточно возбудимы и импульсивны.

Школьное обучение для младших школьников знаменует собой переход от игры к учебе, которая начинает становиться ведущей деятельностью младшего школьника, в этот период начинают формироваться основные психические образования.5

Постепенная выработка интереса к учебе, к приобретению новых знаний связано с чувством удовлетворения от полученных достижений.

Данное чувство должно быть подкреплено одобрением со стороны учителя, которое создаст условия для продвижения вперед.

Существенное воспитательное воздействие на детей этого возраста оказывает сама личность учителя, который становится для детей этого возраста непререкаемым авторитетом, что создает предпосылки для успешности обучения и воспитания в начальной школе.


Учеба в начальной школе позволяет стимулировать развитие психических процессов познания мира – восприятий и ощущений.

Дети младшего школьного возраста отличаются свежестью восприятия, его остротой, созерцательной любознательностью.

Между тем, в самом начале рассматриваемого возрастного периода восприятие еще недостаточно дифференцировано. Ребенок может спутать похожие буквы и цифры.

Восприятие в данный период развития ребенка больше связано с его практической деятельностью. Для ребенка восприятие предмета связано с какими-то действиями в отношении него, он должен его взять в руки, потрогать.

Характерной чертой восприятия в этом возрастном периоде является выраженная эмоциональность.

В процессе обучения ребенка восприятие постепенно перестраивается, поднимаясь на более высокую ступень развития, оно становится целенаправленным, приобретает характер управляемой деятельности.

Именно в этот период активно развивается внимание. Без формирования этой психической функции у детей обучение будет невозможно.

Постепенно увеличивается объем внимания, если в начале 1 года обучения школьники могут сосредоточиться на какой-либо деятельности 10-20 минут, то по мере развития внимания, способность ребенка к его концентрации существенно возрастает, растет также устойчивость, объем, переключение и распределение.

Между тем, произвольное внимание в этом возрастном периоде развито недостаточно.

Значительно лучше развито непроизвольное внимание – все, что дети видят нового, яркого, неожиданного, интересного – само собой привлекает их внимание.

На характер внимания оказывают влияние и особенности личности младших школьников.

Память – еще один значимый психологический параметр, необходимый для качественного обучения. Именно под влиянием возрастающей учебной нагрузки улучшаются и развиваются возможности памяти. Растет роль и удельный вес смыслового запоминания, развивается возможность к самостоятельному управлению своей памятью, регулированием ее проявлений.

Между тем, наиболее развита наглядно-образная память, более, чем словесно-логическая.

Основной тенденцией развития воображения в рассматриваемом возрасте является улучшение воссоздающего воображения, которое связано с представлением ранее воспринятого, либо с формированием образов на основании описания, схемы, рисунка и пр.