Файл: Реферат по курсу Педагогическая психология.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14.

В практике начальной школы проявление позиции ученика обнаруживается редко. Даже в условиях специально организованного развивающего обучения, ориентированного на становление у детей полноценной учебной деятельности, она появляется далеко не у каждого ребенка. И все же это именно тот новый тип отношений младшего школьника к учению, делающий его подлинным субъектом учебной деятельности, потому что лишь позиция обучающегося превращает приобретение знаний во внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.

Практика демонстрирует, что формирование позиции ученика обычно бывает осложнено в следующих случаях:

когда дошкольника не приучили ограничивать собственные желания, преодолевать сложности. В связи с тем, что школа требует от ребенка непрерывных усилий, то он начинает активно противодействовать учению;

активно не желают учиться те дети, у которых дома сформировался страх перед школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебя заставят вести себя хорошо!» и т.п.;

сложно тем ребятам, которым, наоборот, рисовали школьную жизнь и их будущие успехи в весьма радужных тонах. Столкновение с действительностью в данном случае может вызвать настолько сильное разочарование, что у них появляется резко негативное отношение к школе15.

Таким образом, позиция ученика в младшем школьном возрасте — отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации.



Заключение


Центральным личностным новообразованием у выпускника дошкольного учреждения является стремление ребёнка занять новое социальное положение, образование внутренней позиции школьника.

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается ярко положительным отношением к школьно-учебной деятельности. Такая положительная направленность ребенка на школу - важнейшая предпосылка благополучного вхождения и адаптации к школьной действительности, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Формируется внутренняя позиция школьника в детском саду и в семье.

Внутренняя позиция школьника – как показатель личностной готовности к школе – включает в себя эмоциональную готовность – ребёнок позитивно относится к себе и результатам своей деятельности, другим детям, взрослым; умеет чувствовать настроение другого человека, умеет сотрудничать (блок МНЕ НРАВИТСЯ); социальную готовность – ребёнок готов самостоятельно взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми (блок на презентации Я ОБЩАЮСЬ); мотивационную готовность – он понимает, зачем ему нужно учиться и с желанием готов заниматься учёбой (блок МНЕ НУЖНО).


Список использованной литературы


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2016-2017 гг.)

  2. Байрслонова Р.Н. Современные тенденции развития образования: электронный ресурс. URL: https://урок.рф/library/sovremennie_tendentcii_razvitiya_obrazovaniya_162048.html. Дата обращения 28.11.2017.

  3. Баюкова Н. О. Педагогическая поддержка как условие обучения младших школьников: учебное пособие для студентов направлений подготовки бакалавров. – Магадан: СВГУ, 2012. – 147 с.

  4. Баюкова Н. О. Педагогическая поддержка как условие обучения младших школьников: учебное пособие для студентов направлений подготовки бакалавров. — Магадан: СВГУ, 2012. — 147 с.

  5. Ведешкина Е.А., Рамазанова Э.А., Парванян Р.Г. Субъектная позиция младшего школьника как предмет педагогического анализа // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13952 (дата обращения: 28.11.2017).

  6. Дереча И.И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт. – 2013. – № 5. – С. 1-6.

  7. Иванова И.В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика. // Педагогическое образование в России. - №, 2015. – С. 108-112.

  8. Карасева С.Н. Внутренняя позиция школьника 6-7летнего ребенка как базовый компонент развития личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27745 (дата обращения: 07.02.2019).

  9. Кутейникова Е.Е. Педагогическая поддержка социализации младших школьников: Дис. ... канд. пед. Наук. - СПб., 2002. - 212 c.

  10. Матвеева Н.И. Формирование субъектной позиции личности учащегося. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - №, 2009. – С. 90-93.

  11. Медникова Л.А. Формирование субъектной позиции младшего школьника в образовательном процессе. - Кострома, 2010. - 250 с.

  12. Остапенко Г. С. Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников / Остапенко Г. С., Самусева Г. В. // Мир психологии. – 2008. – № 2. – С. 167–172.

  13. Оськина Н.Г. Развитие субъектной позиции в младшем школьном возрасте как задача образовательного процесса. // Омский научный вестник. - №, 2012. – С. 207-210.

  14. Педагогическая поддержка младших школьников: электронный ресурс. URL: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/pedagogicheskaya-podderjka-mladshih-shkolnikov. Дата обращения 28.11.2017.

  15. Петрусевич А. А., Лоренц В.В. Практика современного образования: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 300 с.

  16. Развитие субъектной позиции учащихся: Опыт педагогического проектирования: учебно-методическое пособие/ М. Р. Битянова, Т. В. Беглова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – 212 с.

  17. Рожкова О. А. Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 6-7.

  18. Рожкова О. А. Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 6-7.

  19. Розенова М.И. Педагогическая психология. – М: МГУП, 2003.

  20. Салмина Н.Г., Иванова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов - Культурно-историческая психология - 2007. № 1. – С. 56-62.

  21. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2012. – 72 с.

  22. Сумановская Г.Х. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы: электронный ресурс. URL: https://doc4web.ru/pedagogika/statya-pedagogicheskaya-podderzhka-mladshih-shkolnikov-usloviya-.html. Дата обращения 28.11.2017.

  23. Сырицына С.И. Психологические особенности детей младшего школьного возраста (выступление на МО учителей начальных классов): электронный ресурс. URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550258/. Дата обращения 28.11.2017.

  24. Чеснокова Т. Д. Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 307-310.

  25. Шереметова Н. В. Педагогическая поддержка успешности в обучении младших школьников // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2008. – № 60, вып. 24. – С. 239-242.




1 Педагогическая поддержка младших школьников: электронный ресурс. URL: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/pedagogicheskaya-podderjka-mladshih-shkolnikov

2 Сумановская Г.Х. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы: электронный ресурс. URL: https://doc4web.ru/pedagogika/statya-pedagogicheskaya-podderzhka-mladshih-shkolnikov-usloviya-.html

3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2016-2017 гг.), ст. 66.

4 Байрслонова Р.Н. Современные тенденции развития образования: электронный ресурс. URL: https://урок.рф/library/sovremennie_tendentcii_razvitiya_obrazovaniya_162048.html

5 См.: Розенова М.И. Педагогическая психология. – М: МГУП, 2003.

6 Сырицына С.И. Психологические особенности детей младшего школьного возраста (выступление на МО учителей начальных классов): электронный ресурс. URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550258/

7 Остапенко Г. С. Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников / Остапенко Г. С., Самусева Г. В. // Мир психологии. – 2008. – № 2. – С. 169.

8 Рожкова О. А. Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 6-7.

9 Ведешкина Е.А., Рамазанова Э.А., Парванян Р.Г. Субъектная позиция младшего школьника как предмет педагогического анализа // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13952 (дата обращения: 28.11.2017).

10 Карасева С.Н. Внутренняя позиция школьника 6-7летнего ребенка как базовый компонент развития личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27745 (дата обращения: 07.02.2019).

11 Матвеева Н.И. Формирование субъектной позиции личности учащегося. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - №, 2009. – С. 90-93.

12 Развитие субъектной позиции учащихся: Опыт педагогического проектирования: учебно-методическое пособие/ М. Р. Битянова, Т. В. Беглова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – 212 с.

13 Салмина Н.Г., ТИанова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов - Культурно-историческая психология - 2007. № 1. – С. 56-62.


14 Оськина Н.Г. Развитие субъектной позиции в младшем школьном возрасте как задача образовательного процесса. // Омский научный вестник. - №, 2012. – С. 207-210.

15 Медникова Л.А. Формирование субъектной позиции младшего школьника в образовательном процессе. - Кострома, 2010. - 250 с.