Файл: Реферат по курсу Педагогическая психология.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воссоздающее воображение может быть усовершенствовано путем адекватного отражения действительности.

Развивается также творческое воображение.

Одной из значимых психических функций в младшем школьном возрасте становится мышление. Постепенно заканчивается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Конец младшего школьного возраста знаменует собой формирование индивидуальных различий между детьми. Психологи выделяют «теоретиков» или «мыслителей», легко решающих учебные задачи в словесном плане, «практиков», которые должны получить опору на наглядность и практические действия, «художников» с ярким образным мышлением. Между тем, большинство детей имеет относительное равновесие между этими видами мышления.

Вне зависимости от возраста, когда ребенок идет в 1 класс, он переживает личностный кризис, когда рождается социальное «Я». Кризис 7 лет заключается в происходящих внутренних изменениях, когда меняется уровень самосознания ребенка, и он начинает осознавать себя не только, как сын или дочь своих родителей, но также и друга, ученика, одноклассника, партнера по игре и пр.

Ребенок начинает осознавать свое социальное Я, кто он есть в обществе, как общество относится к нему. Для него становится значимым, как он общается с окружающими его людьми, как они общаются с ним.

Формирующаяся личность младшего школьника начинает приобретать внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружающему миру и к самому себе.6

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии детей: преобразуется познавательная сфера, формируются личностные особенности, складывается система отношений со сверстниками и взрослыми. Начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В нем определяются главные изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности добавляются психологические образования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников, которые являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем этапе возраста.


  1. Педагогическая поддержка как современная образовательная технология


В последнее десятилетие в системе образования складывается особая культура помощи младшему школьнику в начальной школе – это педагогическая поддержка. Ребенок, приходя в школу, в новую для себя среду, вынужден решать новые задачи, реализовать свои индивидуальные цели развития, социализации, что может быть адекватно осуществлено при помощи педагогической поддержки со стороны учителя.

Эта поддержка и создается с целью создания благоприятных условий для того, чтобы школьник мог успешно учиться и развиваться.

Исследователями (Е. А. Александровой, М. Р. Битяновой, О. С. Газмана, В. В. Игнатовой, Е. А. Козыревой, И. П. Липского, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Н. А. Сенченко и др.) установлена прямая связь педагогической поддержки с иными категориями гуманистической педагогики.

Процесс педагогической поддержки строится на основе гуманистической межличностной основе общения учащихся и учителей.

Под ней понимают постоянное присутствие учителя в жизни младшего школьника, помощь ему во всех аспектах учебы и воспитания, а не единовременную помощь в затруднительных случаях.

Таким образом, педагогическая поддержка начинает выступать как длительный процесс, который ориентирован на целостное развитие личности ребенка.

Педагогическая поддержка отличается от сопровождения тем, что она не имеет такой степени видимого участия педагога в индивидуальном образовании ребенка, и характеризуется увеличением способности детей к самостоятельному решению своих личностных и учебных проблем.

То есть педагогическая поддержка означает создание условий, которые будут благотворно воздействовать на развитие младшего школьника и состоит из ненавязчивого содействия этому развитию, с акцентом на самостоятельности детей.7

Выбор используемых тактик обусловлен готовностью детей к самостоятельному решению задач. Это может быть максимальная помощь взрослого в случае, если школьник неспособен справиться с задачей самостоятельно, и поддержка, участие, позволяющие ребенку проявить самостоятельность, и скрытое присутствие учителя, когда ребенок самостоятельно справляется со сложностями.

Можно выделить три основных направления изучения процесса педагогической поддержки. К ним относятся:



1) поддержка как воспитание (В. П. Бондарев, И. А. Липский, М. И. Рожков). Здесь поддержка заключается в том, чтобы создать условия для наиболее успешного развития ребенка;

2) поддержка как защита (С. В. Дудчик). Здесь поддержка состоит в обеспечении безопасности ребенка, соблюдении интересов и прав ребенка в процессе его жизненного и личностного самоопределения.

3) поддержка как индивидуализация (Е. А. Александрова, М. Р. Битянова, С. К. Турчак и др.). Здесь поддержка выступает в виде перманентной готовности взрослого к адекватной реакции на запрос ребенка о взаимодействии с ним, утверждение собственной его состоятельности.

Таким образом, педагогическая поддержка заключается в создании положительных условий для развития детей, которые состоят из атмосферы психологической и физической безопасности младших школьников, обеспечения их интересов, учета индивидуальности.

В целом, данный процесс является объединением тактик, используемых в педагогической деятельности, которые направлены на создание учителем условий для перспективного и актуального развития младшего школьника, заключающихся в содействии развитию его способностей в процессе воспитания.

Логика педагогической поддержки заключается в последовательности педагогических условий от диагностических программ, подготовки педагогов к данной деятельности, до контроля достижений, а также последующего обсуждения итогов этой деятельности.

Сущность педагогической поддержки состоит в активном присутствии рядом с ребенком, помощи ему в сложных ситуациях, поддержки в самостоятельных действиях.

Именно в этом и видится основная цель педагогической поддержки.8

Таким образом, педагогическая поддержка понимается в качестве деятельность, располагающейся в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности, как деятельности приобщения, формирования учащегося средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности отдельного ученика.

  1. Особенности формирования позиции ученика в младшем школьном возрасте


Ребенок попадает в школу, и его жизнь меняется. Новый режим, новое окружение, новые занятия. К таким изменениям нужно быть готовым не только детям, но и взрослым, потому что именно взрослые в этот сложный момент, оказывая поддержку и понимание, способны нивелировать трудности и помочь
9.

В контексте первого года обучения в школе можно говорить о важности формирования такого личностного конструкта, как позиция школьника. Под данным термином в широком смысле понимается система потребностей и установок ребенка, связанных со школой. Его начинает привлекать школьный тип взаимоотношений со взрослыми, содержание занятий, формы их проведения. Говорить о сформированности внутренней позиции школьника можно в том случае, если ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и обязательному событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; чувствует необходимость учения10.

Трудности, возникшие у ребёнка в школе, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника. У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания.

Ребёнок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определённые задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Социально-педагогические условия, задаваемые ему школьной средой, с одной стороны, выступают как основной гарант достижения этих целей, а с другой — накладывают определённые ограничения, задают конкретные пути достижения ребёнком его целей.

Начинает формироваться позиция школьника еще в дошкольном возрасте (3-6 лет) через сюжетно-ролевую игру, когда мальчики и девочки воображают себя учениками и учителями и стараются воплотиться в жизнь все, что знают о школе. Родителям стоит уделить внимание осведомленности детей о школьной жизни уже на этом этапе.

Когда ребенок попадает в школу, формирование роли ученика находит свое продолжение. На этом этапе, когда первоклассник сталкивается с действительностью школьной жизни, переживает тревоги и страхи, успехи и радости, родитель может повлиять на отношение к школе и учению своими реакциями на все это многообразие проявлений.


Что же может сделать родитель, чтобы учение и школа стали важны для ребенка?

  1. Подчеркивать важность событий, происходящих в школе. Это можно сделать, просто внимательно выслушав ребенка, задав вопросы о его переживаниях и достижениях.

  2. Акцентировать внимание на том, что поступление ребенка в школу – это радостное и значимое событие для всей семьи.

  3. Проявлять уважение к учебной деятельности. Для ребенка теперь учеба - основная форма работы, требующая усилий. На первый взгляд простые вещи для взрослого могут оказаться сложными для ребенка и то, что он справляется, - повод его уважать и хвалить.

  4. Хвалить ребенка перед другими людьми так, чтобы он мог услышать это.

  5. При высказывании похвалы стоит помнить, что оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении конкретного задания.

  6. Необходимо давать ребенку возможность соотносить цели, которые он ставит перед собой (научиться писать, складывать и т.п.), с результатами своей деятельности (этому научился, а этому еще нет) и с прилагаемыми им самим усилиями («потому что задача очень трудная» или «потому что не был настойчивым, не постарался»).

  7. Укреплять стремление самостоятельно учиться через совместную деятельность в поисках материала11.


К семи годам, поступая в школу, ребенок начинает соотносить свои представления, чувства, эмоции и знания о школьном мире с услышанным ранее о школе. Начало обучения помогает ему усвоить свою новую социальную роль, он признает важность учения в качестве социально значимой деятельности. Внутренняя позиция ребенка выходит на новый социальный уровень и приводит к осознанию им собственного нового социального образа «Я».

Формирование позиции ученика основывается на его самооценке, понимаемая в качестве способности учащегося оценивать собственные знания и умения, собственную деятельность и ее результаты и в том числе оценивать собственные личностные качества и свое поведение12.

У первоклассников чаще всего высокая (обычно, немного завышенная) самооценка. Ребята высоко оценивают собственную деятельность и ее результат, поскольку они прикладывают много усилий для достижения результата. Кроме того, самооценка младших школьников опирается на мнение других (ровесников и взрослых). Это трудное время для них по причине того, что взрослые пытаются много хвалить младшего школьника, тем самым повышая и немного идеализируя его самооценку.

Понятие «позиция школьника» включает в себя психолого-педагогический статус школьника и систему психолого- педагогических требований к обучению, поведению и развитию ребёнка.

Психолого-педагогический статус школьника представляет собой совокупность характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде 13.

Ребенок выстраивает позицию обучающегося, когда перестает функционировать в учебной ситуации в качестве «школяра», точнее сказать «знающего, как надо делать» (делать необходимо так, как сказал учитель). Это означает, что при встрече с задачей нового типа младший школьник прекращает действовать по старым, непригодным образцам и начинает искать новые способы действий и (или) начинает строить новые отношения со взрослыми и (или) с иными обучающимися, вместе с которыми он сможет отыскать недостающие способы действия. Главным психологическим механизмом подобного поведения является индивидуальная способность младшего школьника устанавливать границы своих возможностей, отделять то, что он знает и умеет, от того, чего не знает и не умеет. «Итог начального образования - это ребенок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) „Я могу или не могу решить эту задачу?»; б) «Чего мне недостает для ее решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается!..», а с конкретным запросом на со­вершенно определенную информацию или способ действия»