Файл: Тема Общие вопросы государства и права Правовое государство и гражданское общество.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Процессуальные проступки – это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе. (неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда).

2.Юр ответственность: понятие, основание, виды

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.
Виды юридической ответственности

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:
Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел.

Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.

Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.

Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.

Материальная ответственность — заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.


Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.

Основания юридической ответственности делятся на две группы: фактические, юридические.
Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.

Юридическими основаниями являются:

- наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);

- наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);

- отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности.
Например, истечение сроков давности, примирение с потерпевшим могут быть основаниями для освобождения лица от юридической ответственности. Законодатель разграничивает обстоятельства, исключающие преступность деяния и основания для освобождения от ответственности. Например, исключают ответственность крайняя необходимость и необходимая оборона. Такое четкое разграничение характерно только для уголовного права. Не вдаваясь сейчас во все отраслевые подробности, заметим просто, что привлечь лицо к ответственности можно только тогда, когда данный случай не урегулирован особыми юридическими нормами, которые содержат указания на любые обстоятельства, исключающие возможность применения мер юридической ответственности.

- наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.

Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

3. Законность и правопорядок

Законность – это фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на сознание и поведение людей. Законность – это политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

 Сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений. Законность неотторжима от общеобязательности права, это условие жизни государственно-организованного общества. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности последнего. Понимаемая как метод государственного руководства, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами – путем принятия правовых актов и обеспечения их неукоснительной реализации. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни.

Законность выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем участникам общественной жизни, урегулированной правом:

- воплощение идеи господства права в жизни общества, государства;

- верховенство закона;

- равенство всех перед законом;

- неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права;

- обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод;

- надлежащее правильное и эффективное применение права;

- последовательная борьба с правонарушениями;

- недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Подлинная, реальная законность должна строиться на определенных принципах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Такими принципами являются единство законности, всеобщность законности, целесообразность законности. Единство законности означает, что законность должна быть одна для всей страны, понимание и применение законов должны быть одинаковыми на всей ее территории. Всеобщность законности характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности. Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.


Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически. Чтобы правовые предписания выполнялись, необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию. Среди гарантий законности различают общие условия и специальные средства. Общие условия – это объективные условия общественной жизни: экономические, политические, идеологические, социальные и правовые. Специальные средства обеспечения законности – это организационные и юридические средства. Юридические гарантии – это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности. Это средства выявления правонарушений, средства предупреждения правонарушений, средства пресечения правонарушений, меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений, юридическая ответственность, процессуальные гарантии, правосудие. Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование специальных подразделений.

Результатом законности является правопорядок – объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности субъектов права. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Это порядок, предусмотренный нормами права. Он возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. Правопорядок обеспечивается государством. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых обеспечивает определенность общественных отношений. Правопорядок не совокупность единичных актов поведения, различных отношений. Это система отношений, основанная на единой сущности права. Он возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов и обладает устойчивостью. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на всей территории государства.


Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако, в отличие от правопорядка, общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и др.