Файл: Тема Общие вопросы государства и права Правовое государство и гражданское общество.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав); те, для реализации которых государство должно много сделать, которые требуют серьезных материальных и административных ресурсов. Например, право на справедливый (а значит – независимый, компетентный и т.п.) суд предполагает множество вещей – высокую зарплату судей (для их независимости), оборудование зданий судов, обеспечение всех судей правовой базой, систему обучения и профессиональной аттестации судей и т.п. И это – позитивная обязанность государства.

3. Законотворческий процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  1. законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

  2. рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

  3. принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются,

  4. если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

  5. одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

  6. подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

  7. опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).


Принципы законодательного процесса:

  1. Принцип демократизма означает обязательность выявлять и выражать в законах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, благополучием, культурой, нравственным здоровьем и т.п.

  2. Принцип законности предполагает, что законодательные акты должны приниматься строго в пределах компетенции законодательного органа, в установленном порядке соответствовать конституции страны и актам вышестоящей юридической силы закона.

  3. Принцип гуманизма в законодательном процессе означает направленность закона на обеспечение и защиту достоинства человека, прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей.

  4. Принцип научности как принцип законодательной деятельности диктует необходимость научной проработки законов, учета научных знаний о необходимости принятия закона, а также социологических данных, учета прогноза последствий принятия того или иного акта.

  5. Принцип профессионализма предполагает необходимость соблюдения в законодательном процессе канонов и правил законодательной техники.

  6. Некоторые исследователи (напр., А.Б. Венгеров) также выделяет принцип исполнимости - необходимость при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному НПА действовать, быть реализованным.

Иные принципы: логичность, последовательность, ответственность

4. Правовой статус органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но вместе с тем обладают правовым статусом. Правовой статус органов местного самоуправления означает, что в законодательстве закреплено их право вступать в правоотношения с органами исполнительной власти, а также право быть носителями государственно-управленческих полномочий.

5. Источники административного права


Административное право — отрасль права, которая регулирует права и обязанности юридических и физических лиц в их отношениях с органами исполнительной власти.

К основным источникам административного права относится Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Кодекс административного судопроизводства, акты субъектов РФ, подзаконные акты: указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства.




6. Административное правонарушение и административная ответственность

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность – это юридическая ответственность, заключающаяся в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного взыскания.

Признаками административного правонарушения (проступка) являются:

1) общественная опасность;

2) противоправность;

3) виновность;

4) наказуемость.

Общественная опасность административных проступков заключаются в том, что они посягают на нормальный ход общественных отношений в сфере государственного и общественного порядка, прав и свобод граждан.

Например, в нарушении общественного порядка и безопасности при совершении хулиганских действий, в возникновении угрозы жизни и здоровью человека при управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и др.

Противоправность административного проступка состоит в том, что он представляет собой деяние, запрещенное законом или иным нормативным актом.

Например, нарушение правил охоты, продажи продовольственных и непродовольственных товаров и т. п.

Виновность при совершении административного проступка состоит в том, что ответственность за его совершение наступает только при наличии вины лица, то есть умысла или неосторожности.

Некоторые административные правонарушения могут быть совершены с умышленной формой вины, то есть, когда лицо сознавало противоправный характерсвоего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к нимбезразлично ( ст. 2.2. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011)).

К таким правонарушениям относятся - умышленное создание помех для дорожного движения, умышленное невыполнение требований прокурора, злостное неповиновение требованию работника полиции, мелкое хулиганство и т. п.

Неосторожность как форма вины предполагает, что лицо, совершившее административное правонарушение предвидело возможность наступления вредных последствийсвоего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий 
либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Примером административного проступка, совершенного с неосторожной формой вины может послужить передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления им, при которой водитель может рассчитывать на предотвращение аварийной ситуации на дороге, самонадеянно полагаясь на свой большой опыт и малую интенсивность движения.

Наказуемость административного проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушения возможно лишь в том случае, если за это действие предусмотрено наказание статьей Кодекса об административных правонарушениях или наказание установлено иным нормативным актом.

Состав административного проступка образуют четыре элемента.

1) объект правонарушения — охраняемые законом общественные отношения в той или иной области, на нормальный ход которых посягает противоправное действие.

Например, объектом правонарушения, предусмотренного ст. 115 КоАП РФ - нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, является безопасность дорожного движения;

2) объективная сторона — все противоправные действия или бездействия, которыми нарушаются установленные правила поведения.

Например, объективной стороной указанного выше административного правонарушения являются следующие действия:

- превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;

- несоблюдение требований дорожных знаков и разметки проезжей части;

- перевозки грузов;

- пользования внешними световыми приборами;

- ремнями безопасности и др.

Совершение противоправного бездействия может выражаться, например, в не включении на транспортном средстве фар ближнего света в условиях недостаточной видимости, в темное время суток, а также в дневное время.

3) субъект правонарушения — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 2.3. КоАП РФ) за определенную категорию правонарушений, к которым, в частности, относятся:

- нарушение правил дорожного движения;

- мелкое хулиганство;

- нарушение режима государственной границы Российской Федерации.

Законодательство устанавливает ряд дополнительных гарантий прав несовершеннолетних
, предусматривая возможность рассмотрения дел об административных нарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних, (ч.2 ст.2.3. КоАП РФ);

- в отношении несовершеннолетнего не может быть применен административный арест в качестве меры наказания (ч.2 3.9 КоАП РФ);

- смягчающим вину обстоятельством рассматривается недостижение таким лицом совершеннолетия.

В полной мере ответственность за совершенное административное правонарушение наступает в отношении лиц, достигших 18-летнего возраста и обладающих в соответствии с законодательными актами РФ административной дееспособностью в полной мере;

4) субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение виновного к своим поступкам, выражающимся в двух формах вины: умысла или неосторожности.

Все вышеперечисленные признаки в совокупности определяют состав административного правонарушения и являются основанием возникновения административной ответственности.

В зависимости от объекта административного правонарушения их можно разграничить на следующие виды:

1) Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и норм).

2) Административные правонарушения, посягающие на собственность (мелкое хищение имущества, нарушение права государственной собственности на леса, воды).

3) Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, нарушение пожарной безопасности в лесу).

4) Административные правонарушения в области промышленности (нарушения, связанные с использованием газа, повреждение электрической сети, осквернение, разрушение памятников истории и культуры).

5) Административные правонарушения в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства (нарушение правил безопасности полетов, повреждение телефонов-автоматов, нарушение правил пользования жилыми помещениями).

6) Административные правонарушения в области торговли и финансов (нарушение правил торговли, уклонение от подачи декларации о доходах).

7) Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок управления (неповиновение работнику полиции, нарушение таможенных правил, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах).