Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Религия может значительно влиять на формирование личностной жизненной концепции человека, на тип ее социальной активности, отношение к различным бытовым и служебным ситуациям. В то же время уровень религиозности, способность организовывать жизнедеятельность согласно религиозным постулатам значительно зависит от базовых личностных особенностей.

В последнее время утверждается мнение, согласно которому попытки проследить прямое влияние религии на личность не дают содержательных результатов. По мнению В.И. Гараджи, это связано с тем, что большинство людей не выбирает себе религию сознательно, а усваивает ее в процессе воспитания, впитывая в рамках семейного воспитания.

Если же выбор веры происходит в зрелом возрасте, то он, как правило, обусловлен целым комплексом факторов: социальных, психологических, духовных. Поэтому попытки доказать существование прямых связей между религией и личностью, ее характеристиками не являются плодотворными.

С этой точкой зрения можно согласиться на том основании, что действительно сложно понять влияние конкретной религии на личность, проследить механизмы этого влияния, так как причина и следствие в данном случае достаточно далеко отстоят друг от друга. Тем не менее, немногочисленные работы, указывающие на такую взаимосвязь, существуют.

В частности, В.И. Гараджа ссылается на ранние исследования атеистически настроенных американских психологов и социологов, которые сформировали представление о религиозной личности как догматической, нетерпимой, социально пассивной, склонной к конформизму. В этом контексте исследователи усматривают влияние религии на личность в том, что религия прививает верующим систему ценностных ориентаций, которая ставит на первое место пропагандируемые религией иллюзорные, вытекающие из веры в сверхъестественное, ценности. Это означает, что в глазах верующего земная жизнь лишается значения и главной целью своей жизни он считает спасение в загробном мире.

На другом полюсе проблемы исследования влияния религии на личность находятся работы, в которых предпринимаются попытки экспериментально подтвердить, что религия (в частности, христианство) способствует формированию позитивных личностных качеств, благодаря своим специфическим функциям. Например, такая попытка была предпринята в исследовании, проведенном О.А. Бобровской и Н.Г. Осуховой. Исследователи поставили задачу изучения личностных особенностей верующих людей в сравнении с людьми нерелигиозными. В качестве объекта была выбрана такая личностная характеристика, как субъективный образ мира. В точки зрения авторов, это интегративное образование включает в себя прошлый жизненный опыт человека, образы, схемы, представления о мире, о себе, которые постепенно приобретают относительную устойчивость и определяют для человека то, как он смотрит на мир, что воспринимает от него и как затем взаимодействует с ним. Образ мира определяет особенности восприятия человека и регулирует его деятельность и поведение.


В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности образа мира религиозных людей:

  • более высокий уровень развития эмпатии, чувствительности, эмоциональной сферы;

  • преобладание позитивного «образа Я», который приводит к устойчивости этого образа, уверенности в себе, способности адекватно реагировать в неизвестных обстоятельствах. В целом, в религиозной группе принятие себя имеет более высокий уровень, чем в нерелигиозной;

  • позитивное отношение к другим: развитое доверие, открытость, эмоциональная значимость контактов с окружающими, чувствительность во взаимоотношениях;

  • для образа окружающего мира характерна определенность, четкость координат при более высоком, чем в контрольной группе, уровне доверия к миру, который представляется «добрым», «принимающим», «теплым» (условно можно говорить о более оптимистичном и гуманистичном образе мира).

Преобладающими ценностями в отношениях с миром оказались ценности добра. Верующие обладают и большей гибкостью, способностью к развитию, во взаимоотношениях с миром; религиозные люди обладают способностью более полно и осмысленно проживать настоящее.

Авторы работы делают вывод о том, что в целом влияние религии на личность позитивно. Для верующих людей религия выполняет функцию удовлетворения базовых потребностей, дает представление о нравственных ориентирах, является способом самопонимания и самостроительства, формирует определенные личностные характеристики.

Представляют интерес результаты психосемантического исследования верующей и неверующей молодежи, проведенного О.В. Митиной, В.Ф. Петренко, Т.Г. Свечниковой. Было доказано, что неверующие девушки стремятся к большей социальной и семейной независимости, но при этом большинство из них не забывает об общечеловеческих ценностях; верующие девушки, будучи включенными в светское общество, усваивают транслируемые им ценности эмансипации. Именно поэтому резких различий в данном исследовании отмечено не было. Главные отличия двух выборок состоят в вопросах жесткого следования и исполнения традиций и обычаев православного христианства. Было выявлено, что наибольшие различия у верующих и неверующих девушек отмечаются при сопоставлении образов «индивидуального идеала», «идеала с точки зрения общества», «антиидеала», в то время как различия социально-типажных образов было значительно меньшим. Именно различия в идеалах наиболее различают верующих и неверующих, а не их поведение в социуме.



Глобализация в современном мире резко обострила проблему национально-культурной идентичности, которая сегодня превратилась в одну из важнейших проблем, тревожащих не только культурологов, но и политиков, общественных и религиозных деятелей, прогрессивно мыслящих представителей естественнонаучного знания. Глобализация утвердила в качестве базового принципа сосуществования различных культурных миров принцип мультикультурализма, который ее идеологами рассматривается как императив государственной культурной политики, осуществляемый в информационном обществе.

Мультикультурализм как социальное явление характерно для поликультурного общества, развивающегося в условиях культурной глобализации, высокого уровня миграционных процессов, развития культурно-информационного пространства, нового этапа распространения Интернета в условиях глобализации. Глобальный мир действительно является глобальным в понимании объективной взаимозависимости народов, наращивание единых, сквозных, транснациональных измерений и пространств, переплетение их историй, рост влияния внешних (экзогенных) факторов на национальный и культурное развитие, постепенное формирование мультикультурного пространства. Еще Э. Гидденс отмечал, что возникновение признаков глобализации и развитие этого процесса тесно связано с развитием современного общества и моделей государств-наций, рефлексивно реагирующих на исторические события. Мультикультурализм – это многоплановое социальное явление, охватывающее все сферы жизни человека и общества, человека и природы, человека и человека. Процессы мультикультурного общества развиваются на всех уровнях: локальном, национальном, субнациональном, супранациональном, глобальном.

Понятие мультикультурализма как сложного социального феномена детерминировано развитием миграционных процессов, связанных с многообразием культур, отражающие процесс диалога культур и цивилизаций, глобализацией культуры, определяется информационными технологиями, языковым, этнокультурным, региональным плюрализмом, культурным разнообразием современного поликультурного общества. 

Мультикультурализм связан с различными аспектами – этнокультурными, этническими, религиозными, языковыми, естественно-историческими, влияющие на различные сферы существования человека. Мультикультурализм как социальный феномен проявляется в космополитизме и культурном разнообразии, глобальном распространении информации, потреблении массовой продукции, появлению феномена «культурного гражданства», формировании геополикультурних ареалов. Мультикультурализм как сложный социальный процесс затрагивает отношения между религиями и этносами, культурами и цивилизациями, традиционными и современными ценностями, различными культурными и религиозными ориентациями, стилями жизни и культурными идеалами и традициями.




Самостоятельная работа 1 по изучению темы «Культура и этнос как системообразующие понятия межкультурной компетентности».
Задание 1. Разработать сравнительную таблицу «Типы культур».

Автор / год создания

Название типологии

Краткое содержание

Плюсы

Минусы

















Задание 2. Составить терминологический словарь по теме.

Задание 3. Разработать аннотированный каталог.

Задание 4. Провести обзор интернет сайтов и составить каталог интернет-ресурсов.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме «Культура и этнос как системообразующие понятия межкультурной компетентности».
Разработка сравнительной таблицы «Типы культур»

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух и более предметов, понятий или состояний, теорий, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение каждого из них.

В процессе работы студент должен:

  • Самостоятельно найти из источников литературы и интернет-сайтов типологии культур,

  • Классифицировать их по времени возникновения, авторству, содержанию;

  • Конкретизировать «+» т «- « каждой из представленной типологии;

  • Оформить сравнение в таблице.

КИМ сравнительной таблицы

Параметр

Оценка

В таблице представлены все известные в науке типологии культур (не менее 10), правильно идентифицировано авторство, сформулирована суть, развернуто определены положительные и отрицательные стороны, приведены примеры из практики

5

В таблице представлены все известные в науке типологии культур (не менее 10), правильно идентифицировано авторство, сформулирована суть, кратко сформулированы положительные и отрицательные стороны, отсутствуют примеры из практики

4

В таблице недостаточно представлены известные в науке типологии культур (менее 7), правильно идентифицировано авторство, сформулирована суть, кратко и с ошибками сформулированы положительные и отрицательные стороны, отсутствуют примеры из практики

3

В таблице недостаточно представлены известные в науке типологии культур (менее 7), неправильно идентифицировано авторство, недостаточно четко сформулирована суть, отсутствуют оценки «+» и «-»

2