Файл: Управление социальнопсихологическим.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В нашем исследовании были применены бланковые методики – тесты.

Бланковыми называются такие тесты, при использовании ко­торых испытуемый получает тестовый материал в форме различ­ных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.

Тестами в психологии называют стандартизированные мето­дики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые ко­личественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств (26, С.47). Под стандартизированностью таких мето­дик имеется в виду то, что они всегда и везде должны приме­няться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при по­мощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностичес­ких методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделя­ются на группы по нескольким основаниям: по предмету тести­рования (тому качеству, которое оценивается с помощью данно­го теста); по особенностям используемых в тесте задач; по мате­риалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают сте­пень развитости у человека различных познавательных процес­сов), личностные и межличностные. По особенностям использу­емых задач выделяют практические, образные и словесные (вер­бальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляе­мого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки — на процессуальные тесты, тесты достиже­ний, тесты состояний и свойств.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъяв­ляются особые требования. Первое из них — социокультурная адаптированностъ теста. Это словосочетание означает соответ­ствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложив­шимся в том или ином обществе, где данный тест используется,
будучи заимствованным в другой стране. Если, например, создан­ный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словесно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обя­зательно должен быть социокультурно адаптирован. В против­ном случае, применяя его в первоначальном, неадаптированном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты, которые не будут соответствовать уровню развития мышления у жите­лей данной страны. И, наоборот, используя в качестве теста ин­теллекта такой, где преобладают задания на практическое мыш­ление, в стране с доминированием вербального интеллекта, мы там можем получить неадекватные показатели умственного раз­вития.

Если тест повторно используется в условиях, которые суще­ственно отличаются от тех, где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом или адаптация теста к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов, заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на ином языке. Перевод словесных фор­мулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию по­нятий. Для того чтобы в максимально возможной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, при­ходится иногда отказываться от буквального перевода и делать его относительно произвольным, близким не по значениям слов, а по их смыслам.

Второе требование к тестам — простота формулировок и од­нозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких мо­ментов (слов, рисунков и т.п.), которые могут по-разному вос­приниматься и пониматься людьми.

Третье требование — ограниченное время выполнения тесто­вых заданий. Полное время выполне­ния заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени челове­ку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно вы­соком уровне.

Четвертое требование — наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т.е. показатели, представ­ляющие большую совокупность людей, с которыми можно срав­нивать показатели данного индивида, оценивая уровень его пси­хологического развития. Норма теста обычно определяется в ре­зультате тестирования большой выборки испытуемых опреде­ленного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду дру­гих релевантных показателей.

Норма теста — это средний уро­вень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происхо­дят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллек­туального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уро­вень развития мышления людей значительно возрос. Существу­ет эмпирически установленное правило, в соответствии с кото­рым как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно ин­теллектуального, должны пересматриваться.

Процедура пересмотра существующих норм и установления новых типична и выглядит следующим образом. Сначала опре­деляется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста. Затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы под­бирается и посредством разработанного теста изучается доста­точно представительная выборка людей. Далее путем усредне­ния полученных на ней показателей определяется тестовая нор­ма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании тес­та для каждой включенной в него нормы обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда она была установлена.

Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, сущест­вуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие (26, С.53):

  1. Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необ­ходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

  2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию.

  3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независи­мо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способ­ного изменить результаты тестирования.

  4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тес­тирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены.


Прежде чем приступить к практическому тестированию, необ­ходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью про­водится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жиз­ни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, пси­холог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.

Для эмпирического изучения социально-психологического климата в коллективе были выбраны следующие методики: тест К.Томаса; экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С.Михалюк и А.Ю.Шалыто; опросник ПВ (психического выгорания). Исследование проходило в форме тестирования.

Социально-психологический климат в коллективе медперсонала центральной районной больницы мы оценивали по трём критериям (факторам): поведение в конфликтной ситуации, отношение медперсонала к своей работе и людям, с которыми они тесно сотрудничают.

1) Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С.Михалюк и А.Ю.Шалыто.

Проводимые исследования психологического климата по данной методике, как правило, преследуют две цели:

  1. подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

  2. выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Данная методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента
, выдерживался критерий «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнического компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».

2) Тест К.Томаса был использован для описания типов поведения медработников в конфликтных ситуациях. Его основные измерения составляют два независимых параметра:

- степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;

- уровень кооперативности, учёт интересов другой стороны.

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем, ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1, 0, -1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа – положительные, а третий имеет любой другой знак).

- отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа – отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком).

- неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Тип отношения к коллективу выводится аналогично процедуре, описанной выше. С учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) Полностью положительное;

2) Положительное;

3) Полностью отрицательное;

4) Отрицательное;

5) Противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат трактуется как весьма благоприятный, во втором – как в целом благоприятный, в третьем – как совершенно неудовлетворительный; в четвертом – как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.