Файл: Тест ваш образ жизни (Качан Л. Г. Формирование современных знаний о здоровье и зож. Метод пособие. Новокузнецк, 2002. С. 45).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы 4, 5, 6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.
Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся.

Варианты ответов. Номера предложений и баллы, им соответствующие.


Варианты ответов

Вопросы, баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

4

0

5

5

3

5

3

3

0

Б

5

4

2

4

5

1

3

3

3

В

5

4

3

3

5

0

5

2

3

Г

4

5

3

5

3

3

0

5

5

Д

3

4

5

3

0

3

5

0

3

Е

3

-

2

4

2

-

2

1

1

Ж

3

-

3

4

1

-

1

-

3

З

-

-

-

0

-

-

-

-

5

Блоки

1

2

3



Показатели мотивации


Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются,

I, II, III — показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый её уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Сумма баллов итогового уровня мотивации

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников;

I — очень высокий уровень мотивации учения (72-85);

II — высокий уровень мотивации учения (55-71);

III — нормальный (средний) уровень мотивации учения (42-54);

IV — сниженный уровень мотивации учения (30-41);

V — низкий уровень мотивации учения (до 29).
Уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о способности к целеполаганию.

Анализ данных по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.
Поскольку III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферу, то в поэлементном анализе, оценив характер выбранных мотивов, мы получим возможность увидеть, какие мотивы характерны для ребят. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех видов мотивов по всей выборке школьников. После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих.

Условные обозначения видов мотивов:

у — учебный мотив; с — социальный мотив; п — позиционный мотив; о — оценочный мотив; и — игровой мотив; в — внешний мотив.
IV содержательный блок анкеты (вопросы 10, 11,12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации учения.
Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учёбе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (№16, 17, 18).



Варианты ответов, выбранные учащимися по трём названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учёбе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в -5 баллов.
Таким образом, руководители школы и учителя могут с большой долей достоверности определить с помощью этой диагностики, сколько в классе или школе учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, сколько со средним и низким

АНКЕТА4

Напряженность функционального состояния (для учащихся начальных классов)

Школа Класс Дата заполнения

Имя _____________ лет ____________

Посещает группу продленного дня (да, нет)

Наблюдение за состоянием ребенка дома (заполняется родителями)


Характеристика поведения и состояния ребенка

Нет, редко

Иногда

Да, часто



1 балл

2 балла

3 балла

1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не высыпается, плохое самочувствие, болит живот, голова и т.п.)










2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписание уроков, требует постоянного контроля родителей










3. После школы вялый, сонный или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный










4. Настроение преобладает пониженное, неустойчивое, повышенная плаксивость










5. Жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту










б. К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть











7. Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхами. Часто просыпается, «крутиться» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей










8. Отмечается подергивание век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч и т.п.), заикание, боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства и др., навязчивости, вредные привычки (кусает ногти, карандаш, сосет палец, «шмыгает» носом и т.п.), энурез










9. Дома постоянно возбужден, не может организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, капризы, упрямство, неадекватные реакции на бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий)










10. Болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя










11. Отказывается делать уроки, «торгуется», ставит массу условий. Не может организовать себя, отвлекается, из-за чего на домашние задания уходит несколько часов. Часто не помнит, что задали на дом, какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль родителей










Суммарный балл





Анализ анкеты 4 (проводится педагогом, психологом, врачом)

Анкета позволяет выявить степень функционального напряжения организма ребенка.

Перед тем как дать анкету для заполнения родителям, необходимо проинструктировать их, объяснить, что анкета заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели. Критерии оценки есть в анкете.

В каждой анкете подсчитывается суммарный балл. Если суммарный бал меньше 15 — состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, напряжение отсутствует. Если суммарный балл от 15 до 20, то у ребенка наблюдается умеренное напряжение организма. В таких случаях следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают у учащегося. Если суммарный балл больше 20, то это свидетельствует о значительном функциональном и эмоциональном напряжении, ухудшении психологического состояния. В этом случае рекомендуется обратиться за консультацией к психологу и врачам специалистам.

В сводную таблицу (5.10) по каждому классу вносят индивидуальные данные (балл по каждому показателю и суммарный балл). Вычисляется процент учащихся, имеющих суммарный балл 20 и меньше 20 и количество детей с суммарным баллом больше 20.

Результаты экспериментальной апробации системы индикаторов оценки деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся показали, что суммарный балл выше 20 отмечен у незначительного процента учащихся большинства общеобразовательных учреждений. Мы считаем, что в таком случае причины значительного функционального и эмоционального напряжения организма следует искать не в школе.
Результаты анализа анкеты наблюдений за состоянием ребенка

Таблица 5.10

Фамилия, имя учащегося

Показатели

Суммарный балл



1

2

3

4

5

б

7

8

9

10



1.


































2.


































3.


































4.


































.

.

30.