Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования нижегородский государственный педагогический университет имени козьмы минина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2. Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении

Организация образовательной деятельности в любом учреждение основывается на ФГОС. Основу в дошкольном учреждении составляет ФГОС ДО. Он имеет некоторые отличия от других ФГОС.

Модель организации образовательной деятельности включает в себя:

  • Совместную деятельность детей и взрослых, в которой выделяется непрерывность образовательной деятельности. Основными ее формами являются: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность и коммуникация (разговор, беседа), эксперименты, проектная деятельность, общение (беседа, разговор) и решение образовательных задач в различных процессах;

  • Развивающая и пространственная среда, отвечающая требованиям самостоятельной деятельности детей.

Кроме того, выделяются основные принципы дошкольного образования по ФГОС ДО, далее некоторые из них:

  1. Амплификация (обогащение) развития ребенка благодаря полноценному проживанию всех этапов детства дошкольного возраста;

  2. Содействие и сотрудничество между детьми и взрослыми в процессе развития ребенка и взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

  3. Ознакомление с социокультурными нормами, семейными, общественными и национальными традициями, приобщение к ним.

  4. Формирование познавательных интересов и познавательной активности ребенка в различных видах деятельности;

  5. Учет этнокультурного и социального контекста развития ребенка;

  6. Формирование учебной деятельности в соответствии с индивидуальностью каждого ребенка;

  7. Поддержка спонтанности, активности и компетентности детей различными способами, поддержка детей в проявлении самовыражения в деятельности.

  8. Соответствие дошкольного образования возрасту (оптимизация условий, требований, методов, особенностей возраста и развития ребенка), методы обучения с учетом особенностей ребенка;

  9. Сотрудничество между образовательной организацией и семьей.

Кроме принципов ФГОС, дошкольные учреждения должны также придерживаться намеченных направлений развития: социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие. познавательное развитие. (подробнее в ч. 1.3 первой главы)


Существует периодизация психического развития Д. Б. Эльконина, которую он подробно описывает в своей работе “Детская психология”. Эта периодизация используется за основу и во ФГОС ДО:

1) период младенчества, охватывающий первый год жизни;

2) период раннего детства — от 1 года до 3 лет;

3) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. [7, с.21]

Каждому периоду принадлежит соответствующий возрасту, физическому и психическому развитию вид деятельности. Это уже было описано в пособии Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю., Чеснокова Г. С “Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие”.

  1. Младенческий возраст (2 мес. – 1 год)

Должно быть непосредственное эмоциональное общение со взрослым; манипулирование предметами; познавательно-исследовательские действия; восприятие музыки, детских песен, стихов; двигательная активность; тактильно-двигательные игры.

  1. Ранний возраст (1 год – 3 года)

Предметная деятельность с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; восприятие смысла музыки сказок, стихов рассматривание картинок; двигательная активность.

  1. Дошкольный возраст (3 года – 8 лет) игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; изобразительная деятельность; музыкальная деятельность; двигательная активность ребенка. [15, c.12]

Одним из главных этапов организации образовательной деятельности дошкольного учреждения является разработка развивающей предметно-пространственной среды (или предметно-развивающей среды). Она должна удовлетворять три главные потребности ребенка в соответствующем возрасте: общение, движение, познание.

Какое значение имеет предметно-пространственная среда в образовательной деятельности ребенка? Об этом писала Барышникова Е.В. в своем пособии “Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации”.

Выделяются узкий и широкий смысл данного понятия. “В широком смысле это любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. В узком смысле – это средовое пространство,

заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.” [2, с.11]

Предметно-развивающая среда обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, а значит имеет важное значение в развитии личности ребенка. Ее ведущей функцией является развивающая. Она способствует развитию у детей любознательности, заинтересованности в окружающем мире, а также обеспечивает право на свободу выбора деятельности.

К построению предметно-развивающей среде применяются особые требования, которые также описаны во ФГОС ДО.

  1. Насыщенность среды должна быть соответствующей содержанию Программы и физическому и психологическому развитию.

  2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

  3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разного использования и применения различных компонентов предметной среды, например: детского оборудования, оборудования для физических занятий, ширм.

  4. Вариативность среды предполагает:

-наличие в группе различных зон (для игры, конструирования, экспериментирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  1. Доступность среды предполагает:

-доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

-исправность и сохранность материалов и оборудования

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.  

Возможность совместной деятельности детей, их общение между собой и со взрослым, обеспечение как активной, так и уединенной деятельности.


Важной частью образовательной деятельности является система мониторинга динамики развития детей. Он четко регламентирован той нормативно-правовой базой, которая была перечислена в части 1.1. Мониторинг должен проводиться три раза в год - в начале года входной мониторинг (сентябрь - октябрь); в конце года подведение итогов (май - июнь) и текущий мониторинг, который может проводиться в любое время. Чаще всего проходит в форме наблюдения за детьми. Набирает популярность детское портфолио как форма мониторинга. Она необходима не только для преподавателей в учреждении, но и для родителей. Благодаря данной форме мониторинга возможно проследить за развитием ребенка от этапа к этапу. И родители могут также следить за детским портфолио, помогать его заполнять, замечать изменения и новые навыки ребенка. К тому же сами дети принимают участие в создании портфолио, что способствует самоанализу ребенка. Но основная ответственность лежит на воспитателе, его задача следить за верным заполнением портфолио, за его структурой.

Кроме того, используются и другие виды мониторинга: беседа или интервью - форма открытого диалога со взрослым, обсуждение темы или проблемы, дети заинтересованы, позволяет понять уровень развития, коммуникационных способностей и готовности к более сложному этапу.

1.3. Структура и формы организации образовательной деятельности

Дошкольные организации свободны в формировании своей структуры, если соответствуют основным требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Ведущей формой организации образовательной деятельности дошкольного учреждения является организованная образовательная деятельность (далее - ООД). Всего четыре уровня проведения ООД: высший, высокий, средний, низкий.

Среди форм организации образовательной деятельности:

  • индивидуальная (взаимодействие взрослого с одним ребенком);

  • групповая (на группы делятся либо сами дети, либо их делит взрослый);

  • фронтальная (общий темп данной формы позволяет работать со всеми учениками, но задействованы чаще всего самые активные дети);

  • парная (взаимное обучение, либо помощь или проверка, проще других форм и чаще используется);

  • коллективная (взаимодействие учеников в группах, разделенные по определенным параметрам: выполнение одной функции, одного задания, одного уровня развития/знаний).


Образовательный процесс строится на основе игровой деятельности, она является ведущим видом деятельности в дошкольной организации. Существуют различные методы построения образовательной деятельности.

  1. метод наглядности (объекты наблюдения являются источниками знаний): наблюдение, просмотр наглядных пособий;

  2. метод игры (игровая деятельность ребенка, вхождение в роль, воображаемые ситуации):

дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде;

  1. словесные методы (источником знания является устное или печатное слово):

рассказ педагога, беседа, художественная литература;

  1. практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия):

упражнения, элементарные опыты, моделирование, продуктивная деятельность.

Главной формой обучения является организованная образовательная деятельность. Существует несколько направлений ее реализации. Каждое из них стоит рассмотреть подробней.

  1. Социально-коммуникативное развитие

Основой для развития личности ребенка является первый опыт отношений, общения с другими людьми. Туда входит взаимодействие ребенка со взрослым и другими детьми, постепенное развитие общения;

  1. Познавательное развитие

Направлен на познание явлений, предметов, различных процессов и их развитие. Формируются основные математические представления, навыки познавательной и исследовательской деятельности, отношения с окружающим миром (природа, социум, семья);

  1. Речевое развитие

Одно из самых сложных направлений развития, формирующее определенный словарный запас, способности выражать чувства, мысли, характерные возрасту и нормам. По А. Н. Леонтьеву есть несколько этапов речевого развития:

  1. Подготовительный - от рождения до одного года (крик, плач, первые голосовые звуки);

  2. Преддошкольный - от года до трех лет (появляются лепетные слова, с развитием их становится больше, а к трем годам появляются целые грамматические конструкции, но они все еще просты);

  3. Дошкольный - от трех до семи лет (наиболее интенсивный этап развития речи, потому как происходит скачок в расширении словарного запаса. К концу этапа ребенок имеет развернутую речь, правильную и грамматически оформленную);

  4. Школьный - от семи лет до совершеннолетия (дети изучают все звуковые, грамматические правила речи и языка, учатся также письменной речи);