Файл: Использование развивающих игр и игрушек в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Использование развивающих игр и игрушек в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»


Выполнил:

Обучающийся: Шалахова Людмила Ивановна

Преподаватель:Харланова Юлия Викторовна


Содержание



Введение……………………………………………………………………...……..3

Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности как средства формирования знаний. ………………………..……………………………….…..6

1.1. Понятие и сущность развивающих игр для дошкольников………………...6

1.2. Классификация и характеристика основных видов развивающих игр для детей дошкольного возраста…………………………….…………….……..…..11

1.3. Технология использования развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего дошкольного возраста………...17

Глава 2. Практические аспеты проблемы использования дидактических игр в образовательном процессе дошкольников ………………...……….………..….21

2.1. Систематизация дидактических игр в познавательной деятельности детей дошкольного образовательного учреждения …………………….……..……....21

2.2. Использование различных методик проведения дидактических игр в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждении…………………………………………………………….………….26

Заключение……………………………………………………………………...…30

Список использованных источников……………………………………...……..32

Приложение 1. ………………………………………………………………..…..33

Приложение 2.………………………………………………….…………………35

Приложение 3.………………………………………………….……………..…..38

Приложение 4……………………………………………………………………..41

Введение
Актуальность.

В соврeменной системе образования остро стоит проблема поиска универсальных систем обучeния для детей дошкольного возраста. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ получить новые знания и впечатления. Она повышает уровень мышления, эмоциональности и активности. Нужно так же отметить, что в процессе игры рaзвиваются духовные и физические силы ребёнкa.


В игровой деятельности происходит формирование всех сторон личности ребенка, существенные изменения в его психике, которые подготавливают переход к следующему этапу его развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которая, по мнению психологов, является основной деятельностью ребенка. В игре с помощью разнообразных игрушек развивается восприятие, мышление, память, речь — те процессы, без нормального развития которых невозможно воспитание гармоничной личности.

В дошкольном возрасте овладение новыми знаниями через игру протекает намного успешнее, чем на занятиях. Учитывая эту особенность детской психологии, педагоги используют игры для всестороннего развития малышей.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Многие педагоги уже занимались данной темой. В своей работе я опиралась на труды различных ученых: Селевко Г.К., Бычковой Н.В., Афанасьевой С.С., Головневой Н.А., Шмаковой С.А., Леонтьевой А.Н. и других. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Эти игры развивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить ошибки и недочеты, классифицировать и систематизировать материал, комбинировать, пространственное представление и воображение, предвидеть последствия своих действий. Особое внимание уделяется творчеству. Дети совершают множество открытий через системы заданий и учатся мыслить независимо и творчески.

Для реализации прoграмм деятельности в ДОУ игровая является недостаточнo изученной и применяемой. В связи с этим курсовая работа на тему: «Использование развивающих игр и игрушек в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» является актуальной на сегодняшний день.
Объект исследования: процесс использования игры в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Предмет исследования: педагогические условия использования игр в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования: рассмотреть особенности игры в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.



Гипотеза исследования: предполагается, что использование игровой деятельности нa внеурочных занятиях является оптимальных средством формирования знаний детей дошкольного возраста.

Задачи  исследования:

  1. Изучить теоретическиe основы игровой деятельности как средства формирования знаний.

  2. Рассмотреть сущность и функции дидактических игр в образовательном процессе дошкольного учреждения.

  3. Определить систематизацию дидактических игр в познавательной деятельности детей дошкольного образовательного учреждения

  4. Рассмотреть методику проведения дидактических игр в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения и доказать эффективность ее применения.

Практическая значимость работы исследования заключается в разработке методических рекoмендаций для учителей ДОУ по применению игр с целью формирования знаний, которыe могут быть использованы педагогами образовательных учреждений.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: изучение, анализ педагогической, систематизация и обобщение положений научно-методической литературы по проблеме исследования; формулирование и обоснование выводов.

Теоретические: анализ пo теме исследования курсовой работы.

Структура курсовой работы: введениe, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности как средства формирования знаний.

    1. Понятие и сущность развивающих игр для дошкольников.

Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

Игра возникает из условий жизни ребенка обществе и отражает эти условия. В ней происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особо знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым».[8]

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми.
Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

В трудах Л. С. Выготского (1896–1934) игра уже признана ведущей деятельностью, т. е. определяющей развитие ребенка. [4] В какой же момент она появляется и когда становится ведущей деятельностью? Ребенок раннего возраста может что-то познать, только реально пощупав, попробовав, испытав. Действия «в уме» для него еще недоступны, а младший школьник уже способен к ним. Откуда же берется и когда возникает этот «ум», или, выражаясь научным языком, внутренний план деятельности? Он формируется именно в игре и за счет игры! Первоначально развернутые игровые действия заменяются жестом, потом словом, потом начинают осуществляться полностью в уме (игра-фантазирование). Кроме того, только в игре значение предмета отрывается от самой вещи. Вся остальная деятельность ребенка реальна. А в игре можно действовать только значением, а не самим предметом. Идеальное и материальное разделяются. Возникает идеальное действие, зарождаются основы теоретического мышления, закладывается (по словам А.В. Запорожца) цокольный этаж общего здания человеческого мышления. В этом заключено главное значение игры для умственного развития детей.

Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С.Л. Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». В игре практически, т. е. в действии, становится доступен целый мир. Дошкольник не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно.

Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, это означает, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности. По словам известного психолога Л.И. Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка [2]. Но игра – это не только практическое освоение «будущих», взрослых отношений в результате хорошего проигрывания своей роли. В процессе игровой деятельности происходит построение реального взаимодействия со сверстником: умение договариваться, выслушивать другого, иногда пойти на компромисс, иногда настоять на своем, чтобы игра могла продолжаться, и главное, чтобы она была интересной и увлекательной для всех!


Есть и другие очень важные качества, которые формируются в самодеятельной игре дошкольников. Чтобы игры были интересными и увлекательными, дети должны уметь в полной мере использовать свое воображение, обыгрывать любые незначительные детали, находить способы выхода из сложных ситуаций, моделировать и переживать различные варианты ситуаций на собственном опыте. Дети, получившие опыт различных подходов к решению проблем в играх, могут легко перенести его на другие виды деятельности. С другой стороны, "недоигравшие" дети часто очень боятся потерпеть неудачу.

Выготский Л. С., известный как Моцарт психологии (который очень точно предсказал многие вещи, которые позже были подтверждены экспериментально), утверждал, что маленькие дети не могут учиться по программам взрослых, но дети дошкольного возраста могут учиться достаточно. Дошкольники могут учиться по программам взрослых лишь постольку, поскольку они становятся их собственными. Какова здесь роль игры? Игровые формы часто используются в дидактике, потому что они делают многие задания интересными и понятными для детей, но, как ни странно, они не главное. Во-первых, в самодеятельной детской игре ребенок проявляет собственную инициативу и формирует психические качества, без которых обучение было бы невозможно. Во-вторых, в игре дети имеют возможность отработать полученные знания на практике, реально усвоить и понять их. Без такой практической проверки любые знания становятся абстрактными и ненужными и быстро забываются. Для развития ребенка дошкольного возраста важны игры, которые исходят от него самого, его собственная инициатива, сюжет, который он придумывает сам - затейник или режиссер. Именно в общем развитии заключается наибольший размах, а не в выполнении какой-то отдельной функции. Она не возникает из ничего. В любой другой игре взрослый, который является зачинщиком, подтачивает самодеятельную игру. В раннем детстве важно, чтобы ребенок овладел культурой игры во всех ее разновидностях: от повествовательных и изобразительных игр (повторение того, что он видит вокруг себя), затем самодеятельных повествовательных игр (дети рассматривают интересные для них истории и придумывают свои), до игр с правилами в позднем детстве, помимо Важно. Не следует пренебрегать такими играми, включая отдых, упражнения, игры, экспериментирование и различные народные игры. Все, кроме тех, которые способствуют развитию.