Файл: Использование развивающих игр и игрушек в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект. Так, например, дети первой младшей группы еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними воспитатель принимает самое активное участие. Это помогает детям усвоить игру.

Например, поставить на полу воротца (красного и синего цвета), а на столе положить разного цвета шары и предложить нескольким детям поиграть с ними — покатать шары в воротца. Вначале дети катают шары, кто как захочет, а потом можно установить правила игры. В красные воротца катать только красные шары, а в синие — только синие или, наоборот,— синие шары в красные ворота. Могут быть и другие сочетания шаров и ворот. Затем можно внести ряд усложнений — катать шары то левой, то правой рукой, увеличивать расстояние до ворот и т. д. Детям, которым трудно выполнить эти правила, можно предложить покатать шары просто от одного ребенка к другому. В этой игре педагог тем самым направляет деятельность детей на выполнение дидактической задачи — закрепление цвета. Одновременно у детей развиваются глазомер, сила толчка, мускулатура рук.

Во второй младшей группе дети уже имеют небольшой опыт совместных игр. Поэтому, уже зная хорошо индивидуальные особенности детей, делить их на группы (по желанию). Так, например, четверо детей будут разбирать, и собирать башенки, шесть играть в настольно-печатную игру (на закрепление знаний овощей). С остальными можно играть в дидактическую игру «Подбери пару», направленную на закрепление цвета. Каждому ребенку на руке в виде браслета завязывается лента. Дети бегают, затем по сигналу воспитателя встают в круг так, чтобы ленты соседей были одинакового цвета. Вначале может быть много ошибок, а при повторении их будет становиться все меньше и меньше. Затем дети могут играть самостоятельно, без воспитателя меняться лентами.

Но развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Поэтому необходимо уплотнять время, прежде всего за счёт сокращения объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.


Заканчивая игру, необходимо должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываются варианты знакомых детям игр, и создаю новые, полезные и увлекательные.

Таким образом, наиболее эффективные условия использования дидактической игры для развития познавательной активности дошкольников это:

1. индивидуальный подход;

2. приоритетное влияние на эмоционально-мотивационную сферу личности дошкольника;

3. применение системы проблемно-творческих заданий, ситуаций, вопросов;

4. диалогические формы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

С учетом всего это, создается и совершенствуется в группе предметно - развивающая среда и, непосредственно дидактические игры, основываясь на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания интереса к играм, игры создаются своими руками, и приобретается новый игровой материал и пособия.


2.2. Использование различных методик проведения дидактических игр в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Эффективность дидактических игр зависит от того, как они организованы и проведены. Если каждая игра направлена на решение программной задачи, то она может дать положительные результаты в обучении и развитии детей.

Б.П. Никитин делит дидактические игры на три этапа. Каждый этап игры соответствует определенной педагогической задаче. На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает веселое предвкушение новой игры, вызывает желание играть. На втором этапе учитель выступает в роли наблюдателя и равноправного партнера, справедливо оценивая поведение детей во время игры и будучи готовым помочь в нужный момент. На третьем этапе роль учителя заключается в оценке творческого подхода детей к решению игровых задач.

Учитель организует дидактическую игру в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, проведение дидактической игры и ее анализ.

Подготовка к проведению дидактических игр включает в себя.

- Подбор игр в соответствии с дидактической задачей.

- Определение места и роли игры в системе образования.

- Установление взаимосвязи и взаимодействия с другими образовательными и воспитательными мероприятиями.

- Подготовка игрового оборудования.

- Определение времени в игре дня.

Проведение дидактических игр включает в себя.

- Ознакомление детей с содержанием игры и материалом, используемым в игре (демонстрация материала, короткие беседы для уточнения имеющихся у детей знаний и представлений).

- Объяснение содержания и правил игры и привлечение внимания к необходимости следовать правилам.

- Демонстрация игры воспитателем.

- Определение роли педагога в игре: участие в качестве игрока, болельщика и судьи (степень участия педагога в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности образовательной задачи и правил игры).

- Определите количество игроков.

- Поощряйте игривость и мотивацию детей.
- Проконтролируйте ход игры, активизируйте всех детей и помогите тем, кто в этом нуждается.

- Подвести итоги игры.

Анализ игры преследует следующие цели.

- Определить, как подготовить и провести игру.

- Определить поведение детей и их индивидуальные особенности.


- Усложнить игру и обогатить ее новым материалом.

При структурировании игры в первую очередь следует учитывать момент неожиданности. Необходимо, прежде всего, научить детей проявлять интерес к дидактическому материалу и играть с ним. Игры следует проводить так, чтобы создать легкое и радостное настроение, научить детей играть, не мешая друг другу, и постепенно развивать их умение играть в небольших группах, понимая, что вместе играть интереснее.

Играя с маленькими детьми в дидактические игры, воспитатели должны активно учить детей играть. Научите ребенка правильно располагать предметы во время игры (брать их в правую руку и располагать слева направо). Во время игры воспитатель использует вопросы, дает советы и предложения, поощряет детей и контролирует их поведение.

В дошкольных группах после непосредственного обучения фруктам, овощам, хлебобулочным изделиям и школьным принадлежностям можно спланировать и провести игру "магазин" или "магазин самообслуживания", чтобы закрепить названия предметов, продающихся в магазине, например, школьные принадлежности, фрукты и овощи. Игры помогают детям закрепить знания счета, развивают язык, мышление и умение общаться. Для дошкольного возраста характерны такие практические методы, как имитация, разговор (говорение), пересказ и изложение (письмо).

Более сложными (для ребенка) методами обучения речи являются разговорный метод (вопрос-ответ) и разговорный метод. Разговорный метод предполагает, что учитель задает вопросы, а ученик отвечает.

Метод обращения к реальным объектам или картинкам можно организовать с помощью соответствующего раздаточного материала: каждому ребенку следует дать набор картинок.

Разговорный метод проводится с использованием тех же методов, что и метод подражания (наблюдение за реальными объектами, рисование картинок, использование словесных моделей), а также разнообразных вопросов и заданий.

Метод пересказа. В методике разработан ряд методов пересказа, используемых для ознакомления детей с литературой. В качестве примера можно привести игру в любимые произведения, драматизацию сказок и рассказов.

Метод сочинения (рассказывания).Этот метод дает детям дошкольного возраста самостоятельность в речи.


ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

В главе 2 подтверждается систематизация дидактических игр в познавательной деятельности детей дошкольного возраста, отмечается, что в дидактических играх перед детьми ставятся определенные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственных способностей, умения понимать правила и последовательность действий, умения преодолевать трудности Из этого можно сделать вывод. Для успешного проведения дидактических игр важно отобрать и продумать содержание программы, четко определить задачи, их место и роль в общем образовательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Использование дидактических игр в образовательных условиях способствует активизации познавательной деятельности.


Рассмотрев методику проведения дидактических игр в разных возрастных группах дошкольных образовательных учреждений, мы считаем, что можно разделить дидактические игры на три этапа, как рекомендует Б. П. Никитин. Это положительно скажется на обучении и воспитании детей в последующей работе и будет способствовать выполнению программных задач.
Заключение.
В курсовой работe мы рассмотрели такой вопрoc, как использование игр, направленных на приобретение знаний и новых навыков у детей дошкольного возраста.

В результате проделанной работы, подтвердилось предположение, что использование игровой деятельности нa занятиях в ДОУ является оптимальных средством формирования знаний детей дошкольного возраста. На данный момент придумано много видов дидактических игр, которые нацелены на обучение в разных отраслях от арифметики, до развития коммуникативных качеств ребёнка.

Игры позволяют более рациональнo использовать время занятия, повысить темпы работы ребят, обеспечить непрерывнoe овладениe новым знанием и закреплять пройденный материал.

Игры, входящиe в систeму образовательных ситуаций, дают детям особый интерес в познании окружающего мира и положительно сказываются на их творческой деятельности и их oтношении к рaботе на занятиях.

Чередование в тeчение занятия всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать время, повышать интенсивность работы дошкольников, обеспечивать нeпрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Для поддержания прoдуктивной работоспособности детей на протяжении всего занятия слeдует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-зaнятия, так как усвоение предмета облегчается и становится более интересным для ребят.

Дидaктические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педaгогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, создается мотивационная обстановка, складываются дружеские отнoшения в группе, что пoложительно сказывается на их результате и отношении к занятиям.

Метод обучения детей путём игры и игрушек, является не только самым оптимальным видом для привлечения внимания ребёнка, но и самым эффективным в обучении детей дошкольного возраста.