Файл: Использование развивающих игр и игрушек в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хорошая детская игра - это эмоционально насыщенная деятельность, в которую ребенок полностью погружается. Чем шире события и явления, изображаемые в игре, тем лучше. Поэтому если младшие дошкольники с энтузиазмом играют с магазинами, больницами, семьями и детскими садами, то игры старших дошкольников уже гораздо интереснее и включают в себя путешествия, приключения и исследования. Шаг за шагом игры приобретают "многомерный" характер. Ребенок не только придумывает и развивает сюжет (это может занять довольно много времени, от нескольких дней до недель и даже месяцев), но и включает в игру все, что его так или иначе касается (новые знания, новые предметы, новые персонажи). Они динамически конструируют целевую среду игры (в случае режиссерских игр) или конструируют определенные атрибуты (в случае ролевых игр). Здесь игра настолько тесно связана с плодотворной работой, что провести различие между ними практически невозможно. Изобразительная и творческая деятельность может быть действительно мотивирующей, то есть осмысленной, для самого ребенка, обогащая его способности и обобщая его эксперименты. Кроме того, механизм изготовления игрушек часто открывает новые возможности для построения сюжета, хотя и мешает игре по времени.

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э.Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.


Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

1 Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

2 Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

3 Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

4 Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

5. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Таким образом, игра - явление многогранное и может рассматриваться как особая форма существования всех без исключения сторон жизни. Являясь важнейшим видом детской деятельности, игра играет большую роль в развитии и воспитании детей. Она является эффективным средством формирования личности, нравственных и волевых качеств детей дошкольного возраста в играх, реализуя их потребность влиять на мир.

Можно сказать, что игра - это способ восприятия действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткий срок овладеть начальными основами человеческой культуры.

1.2. Классификация и характеристика основных видов развивающих игр для детей дошкольного возраста


Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Современные исследования игры привели к новым классификациям: С.Л. Новосёлова предложила различать игру, инициированную детьми (экспериментальная игра, игра-сказка, драматическая и театральная игра), игру, инициированную взрослыми и детьми старшего возраста (дидактическая игра, двигательная игра, компьютерные игры, развлечения и т.д.) и игру, исторически сложившуюся у этнических групп (этническая игра). Предлагается различать игры, возникающие на основе традиций (народные игры).

Творческие игры - игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

· Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

· Игры на производственные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт).

· Игры на общественно-политические темы, отражающие героические подвиги народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

Длительность сюжетной игры:

· в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание - то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

· роли, которые исполняют дети в процессе игры;

· игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

· игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

· отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.


Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в активном и конкретном воспроизведении ими тех или иных явлений, действий и отношений. Ее специфика обусловлена особенностью восприятия, понимания и усвоения ребенком тех или иных фактов, явлений и отношений, наличием или отсутствием переживаний и эмоциональной непосредственности.

Творчество игровой деятельности выражается в вере ребенка в истинность игры, в создании особой игровой жизни, как бы перерождении его в того человека, которого он изображает, и в его искренней радости или печали по ходу игры. Активный интерес ребенка к явлениям жизни, людям и животным, стремление к социально значимой деятельности реализуются через игровую деятельность.

Режиссерская игра (разновидность самостоятельной повествовательной/ролевой игры) - это когда ребенок заставляет куклу говорить, выполнять различные действия и действовать как за себя, так и за куклу. Ребенок одновременно играет роль режиссера и актера.

Театрализованные игры - -это воспроизведение определенного литературного произведения и использование выразительных средств (интонации, мимики, жестов) для создания определенного образа. (Игры-драматизации, игры-фантазии, игры-воспоминания).

В играх-драматизациях содержание, роли и игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием литературного произведения или сказки. Они похожи на ролевые игры тем, что обуславливают события, поведение и межличностные отношения, и в них также присутствует творческий элемент. Игры-драматизации характеризуются тем, что дети играют конкретные роли и воспроизводят события в точной последовательности в соответствии с сюжетом сказки или рассказа.

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.


Дидактические игры - игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

Дидактическая игра включает компоненты: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

В зависимости от того, какой материал использован в играх, выделяют игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно-печатные, словесные.

Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В зависимости от того, как соотносятся в них сюжетно-ролевое содержание и правила, Д.Б. Эльконин выделяет пять групп таких игр [10] :

1. Имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения с предметом.

2. Драматизированные игры по определённому сюжету.

3. Сюжетные игры с несложными правилами.

4. Игры с правилами без сюжета.

5. Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения.

Игры первых трёх групп характерны для младших дошкольников. В среднем дошкольном возрасте возрастает число игр третьей группы («Мышеловка», «Хитрая лиса»). Ведущее место у 6-7- летних детей занимают подвижные игры с правилами без сюжета («Школа мяча», «Найди себе пару»). Игры пятой группы появляются у детей к концу дошкольного возраста.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

Приемы и методы ТРИЗ, разработанные Г.С. Альтшуллером, пользуются успехом у воспитателей детских садов. Эти приемы и методы лежат в основе программы "Умка" - ТРИЗ Л.М. Курбатовой и др.

Цель программы - развитие у дошкольников активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие воображения путем обогащения предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического и технологического характера). Убеждение Trisa Children заключается в том, что каждый ребенок одарен и его нужно только научить, как найти свое направление в современном обществе, чтобы достичь наилучших результатов при минимальных затратах.