Файл: Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37
«Математическая смекалка»с участием ОО, на базе которых открыты специализированные классы, др.
Важной составляющей математического образования является его мотивационный характер. Математическое просвещение и популяризация математики лежит в основе разработанной в лицее модели математического образования.
Уровень
1   2   3   4   5   6   7   8

Учебный план
Внеурочная деятельность
Обязательная часть
Формируемая часть
(курсы)
Курсы
(в том числе ЦДО)
НОЛ(научное общество лицеистов)
НОО
1-4
«У
че
н
ик п
ол
уч
и
т
возм
ожн
ос
ть
н
ау
чи
ть
ся
»
«Занимательная математика»
(дистанционное
обучение)
«Олимпиадный курс по математике»
«Ол
и
м
п
и
ад
н
ы
й
курс
п
о м
атемат
ике»
Индивидуальны е консультации
(в том числе через
дистанционное
обучение)
Коллективные занятия
Разновозрастные группы
ООО
5-7
«Числа вокруг нас» – (5-6 кл.)
«Мир алгебры»,
«Практическая геометрия» – (7-
9 класс)
«Финансовая математика»
(дистанционно
е обучение)
«Математика и психология»,
«Олимпиадный курс по математике»
Предпро
фильное обучение
(8-9 кл.)
СОО
Профиль
ное обучение
(10-11 кл.):
10м – 7 часов
10и, 10б
– 6 часов
10г – 4 часа
«Решение задач с экономическим содержанием»
«Систематизаци я и практикум по решению задач по планиметрии»
«Олимпиадный курс по математике»
Курсы по подготовке к
ЕГЭ
В лицее создана атмосфера уважения к интеллектуальным достижениям учащихся. Проводятся лицейские сборы по итогам интеллектуальных олимпиад (всероссийская олимпиада школьников, олимпиада младших школьников, олимпиада НТО), конкурсов (НОУ «Сибирь»,конкурс исследовательских проектов младших школьников
«Моё первое исследование», WorldSkills), участия в форумах (коворкинги, хакатоны, стартапы) и др. На слетах хорошистов и отличников по итогам года отдельным блоком чествуются учащиеся, обладающие заслугами в интеллектуальной области (на первом месте здесь математика и сопутствующие ей учебныепредметы).

38
Главная роль в реализации программы математического образования, принадлежит
Учителю.
Вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов стоит на первом месте в плане методической работы профессионального объединения учителей математики и включает в себя следующие мероприятия:
− прохождение очных и дистанционных курсов повышения квалификации;
− проведение открытых семинаров;
− организацияв лицее конкурсов профессионального мастерства
(например, на лучшего учителя математики, на лучший урок с применением
ИКТ, др.);
− участие в конкурсах профессионального мастерства (например, открытый региональный конкурс методических материалов
«Секрет успеха», городской конкурс проектов «Инновации в образовании»,
«Учебная Сибирь», др.);
− работа в составе творческих групп (например, по разработке рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности ООП, заданий по функциональной грамотности, др.);
− участие в методических неделях (открытые уроки, мастер-классы, презентации разработанных дидактических, методических сборников, др.).
Математика является основой мирового научно-технического прогресса.
Тем почетнее осознавать роль лицея в постижении учащимися красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций силами математического образования.Изучение математики не является самой целью образования в лицее № 9, но через развитие ребенка, его познавательных способностей, в том числе логического мышления, в освоении других дисциплин, в конечном итоге приводит его к успешной жизни в современном обществе.
Методическая декада в лицее: организационно-содержательные аспекты
Попова Н.Г.,
директор МБОУ ЭКЛ,
Белецкая В.А.,
зам. директора по УВР МБОУ ЭКЛ
Методическая декада в МБОУ города Новосибирска «Экономический лицей» становится традиционной формой методической работы. Мы убедились в её эффективности и востребованности в педагогическом коллективе. Как правило, проводим декаду в феврале, когда уже позади большая работа в первом полугодии, и третья четверть позволяет уделить больше внимания интересному и полезному профессиональному общению, которое в условиях ограничительных мер помогает вдохновить коллег и мобилизовать на плодотворную работу, ободрить, дать возможность учителям продемонстрировать традиционные и новые, приобретённые в


39 условиях дистанционного обучения, профессиональные компетенции, оживить профессиональное общение, разбудить желание продемонстрировать самые лучшие свои достижения в обучении.
В феврале прошлого года научно-методический совет лицея на своём заседании принял решение о подготовке и проведении методической декады.
При подготовке подобного массового методического мероприятия для его организаторов – а у нас это заместители директора, заведующие кафедрами, большая работа состояла в определении алгоритма его проведения, формирование пакета документов, представляющих организационно- методическое сопровождение, консультативные мероприятия. Так как декада проводилась не в первый раз, то оказалось возможным не разрабатывать часть документов, а использовать уже готовые образцы при необходимом редактировании, они были подготовлены зам. директора по УВР с функциями методиста, представлены и утверждены решением того же заседания НМС, дополнены в дальнейшей работе. Главными документами явились:
• приказ директора МБОУ ЭКЛ «О проведении методической декады»;
• приказ о проведении конкурса «Мой лучший урок», который проводился в рамках декады;
• приказ о результатах методической декады;
• разъяснения по проведению методической декады;
• технологическая карта анализа урока;
• требования к планированию урока (по рекомендациям методистов) – в помощь учителю;
• отчёт предметной кафедры по проведению методической декады.
Итак, первый приказ – приказ директора о проведении мероприятия. В этом приказе были определены сроки, зоны ответственности заведующих кафедрами, зам. директора-методиста (Приложение 1).
Второй приказ мы сделали «О проведении конкурса «Мой лучший урок», его содержание можно было включить в предыдущий приказ, но у нас получилось так. Им мы определили сроки конкурса внутри декады, зоны ответственности наставников и заведующих кафедрами, состав жюри
(Приложение 2).
Чтобы облегчить работу заведующих кафедрами, мы разработали и выдали им Разъяснения по проведению методической декады (Приложение
3) – это необходимые управленческие шаги заведующего кафедрой, которые позволяют обеспечить гарантированный организационный успех. Всего одна страница текста (оптимизируемся!), этот листочек удобно держать у себя перед глазами или разместить в компьютере (все документы представляются участникам работы через корпоративную почту) и по мере необходимости обращаться к нему в работе. Подобный документ является удобным подспорьем в работе заведующего кафедрой, помогает выстроить работу, даёт ответы на актуальные вопросы, представляет единообразный подход к реализации методических и организационных задач.


40
Кроме того, научно-методический совет рассмотрел и одобрил технологическую карту анализа урока, она является важным инструментом в обеспечении единых подходов как к экспертной оценке урока, так и его подготовке. Эта карта не является нашим авторским изобретением, за её основу взят шаблон из одного из научно-практических журналов «Завуч». Её, как и другие организационно-методические материалы мы разместили на методическом стенде, обеспечив возможность ознакомления и работы по ним для каждого учителя. В помощь учителю представлены Требования к планированию урока по рекомендациям методистов, они были заимствованы из лекций профессора Галеевой (курсовая подготовка Фоксфорд)
(Приложение 4).
Итак, документы разработаны и разосланы на кафедры, график уроков составлен и идёт их активное посещение. С большим интересом учителя присутствовали на открытых уроках (решили, что рекомендуем учителю дать
2 урока), обменивались мнениями, обсуждали волнующие их вопросы, заполняли как эксперты и сдавали заведующим кафедрами технологические карты уроков. В методической декаде приняли участие все 8 предметных кафедр лицея: кафедра начальных классов, кафедра математики, информатики и физики, кафедра филологии, кафедра общественных наук, кафедра политехнического цикла, кафедра иностранных языков, кафедра технопредпринимательства, кафедра физической культуры. Открытые уроки представили 76 учителей, посетили 73, пятеро не заявили открытых уроков.
Всего было дано 135 уроков по 18 предметам в соответствии с рабочими программами и календарно-тематическим планированием. В среднем заведующие получили по 17-20 экспертных заключений. И теперь необходимо было обработать результаты. В этом им помогла заранее составленная форма отчёта заведующего кафедрой (Приложение 5). Нам кажется, что она удобна, проста и информативна. Именно она позволила нам свести все данные по всем кафедрам и создать итоговый документ – Приказ
«О результатах методической декады» с пространной справкой. Справка содержит важные и востребованные кафедрами обобщенные сведения о цели и задачах декады, учитывает количество участников, уроков, предметы, выборочно темы уроков, формы организации учебной деятельности, данные о применяемых технологиях, подсчёт экспертных баллов по кафедрам, оценку и эмоциональный отклик экспертов, их замечания и рекомендации, анализ и комментарии заведующих кафедрами, общие выводы, особенности методических достижений и затруднений по кафедрам.Подведены итоги конкурса «Мой лучший урок».
Таким образом, представленные организационно-методические документы, разработанные нашей методической службой, обеспечили эффективность и успех проведения декады в лицее, реализацию её главной цели – определение качества учебных занятий учителями предметных кафедр, исходя из требований к современному уроку. Анализ позволил определить точки учительского роста с последующим определением их в


41 качестве целей и задач работы предметных кафедр в следующем учебном году, конкретизировать направления повышения квалификации в системе курсовой подготовки.
Важным результатом мы считаем эмоциональный эффект и профессиональный отклик наших педагогов. Вот несколько отзывов:
«удивительный по атмосфере урок!», «была организована рефлексия после каждого этапа урока», «урок, на котором дети действительно учились!»,
«очень грамотно была организована межпредметная связь математики и литературного чтения», «на уроке были использованы разные формы самооценки», «учащиеся работали в группах и самостоятельно решали проблему, в результате вывели правило и составили алгоритм, а учитель только координировалих деятельность», «прекрасный урок по всем критериям!», «динамичный, познавательный урок с элементами игры.
Творческие интересные домашние задания».
Заведующие кафедрами тоже сделали выводы на будущее, по их мнению:
• не хватило разнообразия уроков по предметам (кафедра начальных классов);
• необходимо больше работать над методической культурой урока, заниматься активными формами самообразования и проводить мастер- классы для своих коллег внутри кафедры (кафедра иностранных языков);
• сделать посещение уроков традицией, как минимум раз в четверть
(кафедра общественных наук);
• обращать внимание на формирующее оценивание обучающихся
(кафедра математики, информатики, физики).
Итоги методической декады были подведены на мартовском педагогическом совете, там же прошло награждение конкурсантов. На одном из открытых методических семинаров коллега-завуч спросил, испытываем ли мы сопротивление, негатив, отторжение в коллективе при проведении декады.Можем сказать, что нам никого не приходится заставлять, участие в этом общелицейском методическом мероприятии кафедры считают делом чести и в полном составе, как правило, принимают участие.
Этому есть объяснение:
1. в лицее сложилась и постоянно развивается система методической работы, она выстроена логично, в значительной степени алгоритмизирована и носит относительно прагматичный характер, по принципу: все, что полезно лицею, полезно и мне (подготовка к аттестации, распределение нагрузки и т.д.);
2. на каждой кафедре есть значительная группа высококвалифицированных учителей, которые активны, своим примером увлекают за собой и тех, кто как будто и не очень-то хочет так работать, но, испытав успех и признание, находят радость в дальнейшем профессиональном росте;