Файл: 3 Глава 1 Общая характеристика правового положения дпс гибдд мвд россии .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 494

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методы контроля. Методы деятельности ДПС включают в себя в основном контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную составляющие, т.е. представляют собой стадии государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, что соответствует ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:

1. Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.

2. Пешее патрулирование.

3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).

4. Сопровождение транспортных средств.

Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог. При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден, возможно, большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.

При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.


Сопровождение осуществляется на патрульном транспорте, имеющем цветографическую окраску, опознавательные знаки и оборудованном специальными звуковыми и световыми сигналами.

Основными способами несения ДПС являются:

-контроль за поведением участников дорожного движения,

-предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений,

-осуществление распорядительно-регулировочных действий.

Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения РФ и иных норм, действующих в области дорожного движения.

Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.

К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

Основанием для остановки транспортных средств являются:

а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;

б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС

, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.

Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.

Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, и другие специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами.

2.3.Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения сотрудниками ДПС

Основной целью государственного управления и реализуемых политических, административных и социально-экономических реформ в различных областях в конечном итоге является конституционная защита прав и свобод человека, законодательное регулирование в области БДД должно иметь ярко выраженную социальную направленность, ориентированную на сокращение числа погибших и пострадавших в ДТП путем предупреждения ДТП, а также снижения тяжести их последствий.

В связи с вопросами по управлению обеспечению безопасности и предупреждения ДТП, по мнению исследователей, целесообразно определить одно ведомство, отвечающее за БДД, которое позволит успешно решить поставленные задачи.

К таковым относятся:

-создание правовых условий для обеспечения безопасного функционирования транспортной системы и систематизация законодательства в соответствии с современными социально-экономическими потребностями общества;

-реализация законодательства РФ и его последовательная интеграция с положениями международных договоров и соглашений;

-повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области дорожного движения и обеспечения его безопасности на федеральном, региональном и местном уровнях управления, разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями;

-установление четких критериев для определения ответственности государства за решение вопросов в области БДД;

-создание правовых основ для участия общественных объединений и иных негосударственных организаций в работе по обеспечению БДД, защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в области дорожного движения;


-развитие системы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;

-установление основных требований к строительству и содержанию улично-дорожной сети и иным объектам дорожной инфраструктуры;

-формирование правовых основ в целях обеспечения охраны окружающей среды при решении вопросов в области БДД.

Так же можно выделить ряд других проблем:

Проблема 1: Некомплек

Решение: Повысить выплаты за стажировку. С 12-16 тысяч рублей ,до 20-25 тысяч рублей. Слегка упростить проходимость Военно-врачебную комиссию

Проблема 2:Взятка

Решение: рекомендуется водителям:

-разговаривать с инспектором ГИБДД под запись,

-если сотрудник намекает на взятку, делать вид, что не понимаете, в чем дело,

-иметь под рукой номер юриста или адвоката,

-не соглашаться пересаживаться в автомобиль полиции,

-ну и знать свои права, конечно.

Проблема 3: Недостаточно мощные машины

Решение: Согласно нормам федеральному проекту«Безопасность дорожного движения», полиция доводит «оснащенность подразделений к нормативной положенности». К 2030 году автопарк инспекторов должен состоять из 25,3 тыс. машин. Речь идет о машинах с цветографическими схемами, спецсигналами, набором для оказания первой помощи при ДТП и технически мощными машинами ,для более успешного преследования правонарушителей

В соответствии с требованиями законодательства статьи 75, кадровый состав органов внутренних дел формируется преимущественно из числа лиц, получивших юридическое образование, что обуславливает дефицит сотрудников, имеющих профильное образование, необходимое для осуществления надзорных функций Госавтоинспекцией.

Кроме того, информатизация органов и подразделений системы МВД требует подготовки высококвалифицированных кадров в области программирования и технического сопровождения оборудования. Целенаправленная подготовка в системе МВД таких специалистов позволит отказаться от заключения дорогостоящих контрактов по внедрению программных продуктов и их сопровождению гражданскими организациями, так как сотрудники системы МВД обладают знаниями по применению на практике не только Федерального законодательства, но и требований нормативно-правовой документации МВД, приказов и распоряжений, в том числе «для служебного пользования» и «секретных». Гражданские лица доступа к такой информации не имеют.


По-прежнему остается недостаточным уровень материально- технической обеспеченности подразделений Госавтоинспекции, что обусловлено недостаточным выделением денежных ассигнований для организации эффективной служебной деятельности.

Использование информационных баз данных ГИБДД в значительной мере необходимо для эффективного и оперативного обеспечения БДД. Однако в разных субъектах РФ для сопровождения и использования одной и той же базы данных используется разное программное обеспечение, что является причиной некорректного отображения информации либо отображения неполных данных в используемом интерфейсе программного обеспечения. Переход на единое программное обеспечение позволит решить эту проблему.

Список новых норм, которые были актуализированы новым регламентом МВД ГИБДД РФ:

-порядок информирования об исполнении государственной функции по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения;

-оказания первой помощи участникам дорожного движения, защиты их от преступных и иных противоправных посягательств;

-проверка документов иностранных граждан и лиц без гражданства;

-проведение освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

-прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних, исполнения постановления о лишении права управления;

-досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов, исполняющих государственную функцию, а также их должностных лиц

Главное новшество нового регламента - это исключение нормы, прописанной в старом регламенте МВД №185, которая касалась изъятия водительского удостоверения и с запретом эксплуатации автомобиля в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Также новый административный регламент МВД, который вступил в силу 20 октября 2017 года, предусматривает порядок видеорегистрации процессуальных действий сотрудниками ГИБДД при оформлении административных протоколов без участия понятых, порядок проверки на автотранспортных средствах наличия тахографа. В том числе, новый регламент дает исчерпывающий порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД, а также уточняет порядок оформления аварий сотрудниками полиции в случае разногласий участников дорожно-транспортных происшествий. В том числе, также уточнен порядок оформления ДТП при наличии пострадавших.