ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Л.С. Выготский указывал, что увлечение исследователей количественными знаниями ведет к эмпиризму. Выхолащивает содержание объекта познания. Это теория, которая устанавливает границы экспериментальных фактов, определяя границы эмпирических и теоретических знаний. Поэтому интерпретация результатов - дело важное и ответственное. Исследование проверяет не только респондентов, но и экспериментатора. Компетентность исследователя определяется не только его практической подготовкой как психолога, но и его теоретическим, методологическим уровнем, целесообразностью его деятельности, его нравственной позицией в интерпретации результатов эксперимента.

Твердое усвоение психологической теоретической системы как качественного знания, соотносимого с количественной эмпирической информацией, должно корректировать экспериментатора в его исследовательских поисках.





Проверяемое задание 2

Тема 2. Психологические особенности экспериментального общения.
Задание

Самостоятельно, с использованием литературы, подготовьте примеры, иллюстрирующие искажения, вносимые экспериментатором и испытуемыми, назовите их. Укажите, как можно контролировать такое искажение.

Сублимация представляет собой разновидность вытеснения, приносящую человеку реальное удовлетворение. Она заключается в том, что человек ориентирует свое поведение на достижение цели более высокой, чем та, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. Так может обстоять дело со всяким, кто остановил свой выбор на какой-то любимой профессии, продуктивно работает и добивается тем самым социального признания. Любимое занятие для таких людей - своего рода замена удовлетворения психических побуждений, блокированных в детстве. Так, ребенок, которому не позволяли играть со своими экскрементами, может впоследствии преуспеть в гончарном ремесле, а дети, у которых подавлялись садистские наклонности, могут стать мясниками или хирургами. Возможным способом контроля может быть постепенный переход, что позволит полностью переключить.

Реактивное обучение предполагает принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления. Этот защитный механизм лежит в основе многих черт характера. Он особенно свойствен слишком мягким и слишком сострадательным людям, матерям, чересчур озабоченным опасностями, которые могут угрожать их детям, и т.п.
Отрицание и отвергание, напротив, выражаются в бессознательном отказе допустить существование определенных фактов или в трансформировании реальности с целью приспособить ее к своему поведению. Сказанное относится, например, к ребенку, который ночью идет по плохо освещенной дороге и при этом громко поет, или к человеку, который знает, что он неизлечимо болен, но продолжает при этом заниматься прежней работой, избегая всяческих разговоров о своей болезни и даже строя долгосрочные планы.
Вытеснение означает замену недостижимой цели другой целью, вполне достижимой. Этот защитный механизм можно проиллюстрировать классическим примером человека, который дает пинка своей собаке, вернувшись с работы, где он целый день должен был безропотно сносить недовольство и претензии своего начальника.






Проверяемое задание 3

Тема 4. Интерпретация и описание экспериментальных данных.
Задание

1. Сформулируйте и запишите основные цели и задачи, стоящие перед экспериментатором на стадии научного доказательства.

2. Верно ли следующее утверждение: «В отношении действия независимой переменной обычно имеется одно из двух ожиданий». Ответ обоснуйте.


  • Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Основной целью эксперимента является выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.

Эксперимент в ходе развития науки выступал мощным средством исследования явлений природы и технических объектов. Но лишь сравнительно недавно он стал предметом исследования. Пристальное внимание ученых и инженеров к тому, как лучше и эффективней проводить эксперимент, возникло не случайно, а является следствием достигнутого уровня и масштаба экспериментальных работ на современном этапе развития науки и техники. Этот этап с рассматриваемой точки зрения характеризуется ростом общего числа проводимых экспериментальных работ; увеличением количества специалистов, занимающихся экспериментальной деятельностью; существенным усложнением объектов исследования и используемого экспериментального оборудования; тенденцией к удлинению среднего времени экспериментирования и удорожанию исследований; начавшаяся процессом внедрения средств и систем автоматизации эксперимента.

Известно, что новая наука может возникнуть, если существует объективная необходимость ее появления и имеется предмет новой науки, представляющий общенаучный интерес. Сказанное в полной мере относится и к теории планирования эксперимента. Предмет исследования этого научного направления– эксперимент. Однако особенности планирования, постановки эксперимента рассматриваются и в физике, и в химии, и в прикладных науках. Для того, чтобы эксперимент стал предметом исследования отдельного научного направления, необходимо, чтобы он характеризовался некоторыми чертами, общими для любого эксперимента независимо от того, в какой конкретной области знаний эксперимент проводится. Такими общими чертами эксперимента является необходимость:



1) контролировать любой эксперимент, т.е. исключать влияние внешних переменных, не принятых исследователем по тем или иным причинам к рассмотрению;

2) определять точность измерительных приборов и получаемых данных;

3) уменьшать до разумных пределов число переменных в эксперименте;

4) составлять план проведения эксперимента, наилучший с той или иной точки зрения;

5) проверять правильность полученных результатов и их точность;

6) выбирать способ обработки экспериментальных данных и форму представления результатов;

7) анализировать полученные результаты и давать их интерпретацию в терминах той области, где эксперимент проводится

2. В отношении действия независимой переменной обычно имеется одно из двух ожиданий. Первое — что исследуемое поведение сильно зависит от переменной и что присутствие или отсутствие последней повлечет за собой большие различия. Так, мы могли бы ожидать, что человек с закрытыми глазами будет хорошо локализовать звук только в том случае, если звуки, достигающие обоих ушей, будут физически различаться. Если же его оценки будут успешны и без подобного различия, значит, независимая переменная не настолько важна, как предполагалось. Экспериментальная гипотеза, таким образом, не подтвердилась бы, даже если бы нулевая гипотеза была отвергнута. Второе, иногда все, что имеет смысл ожидать от разных условий, — это небольшое, но стойкое различие. Рассмотрим эксперимент на перцептивную защиту, как предполагают, обнаруживается в том, что нецензурные слова, предъявленные на короткое время, плохо опознаются.