Файл: Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В течение подготовительного периода у детей должно быть выработано игровое, функциональное отношение не только к предмету, который предстоит конструировать, но к готовой постройке. Это значит, что ребёнок должен увидеть в постройке отражение реального предмета, наделить её всеми присущими объекту функциональными свойствами, использовать конструкцию в качестве игрового заместителя. Приведём довольно типичный случай из практики. Дети под руководством взрослого рассматривают пластмассовый гараж, учатся играть с ним: ставят машину в гараж, закрывают двери, затем открывают их, выводят машину, ведут её по дороге, делают повороты и пр. Игры с машиной осваиваются детьми довольно быстро. Однако, когда педагог предложил детям играть с возведённым на их глазах гаражом-конструкцией (без предварительного обыгрывания), то многие из детей не поняли, что с постройкой можно действовать также, как с пластмассовой игрушкой. Вместо адекватных игровых действий они разбирали постройку, затем начинали беспорядочно накладывать детали одна на другую. Выполнение таких манипуляций продолжалось до тех пор, пока взрослый не остановил их. Только после обыгрывания постройки вместе со взрослым дети стали производить правильные игровые действия с конструкцией. Это ещё раз убеждает нас в том, что на занятиях конструированием надо предоставлять каждому ребёнку возможность действовать как с объектом, так и с его конструкцией.

Очень важной задачей первоначального обучения конструированию, которая стоит перед учителем-дефектологом, является формирование у детей с проблемами в развитии представления о том, что предмет может быть изображён и в графической, и в пластической форме, а так же представлен в конструкции. Это поможет ребёнку понять единство предмета и его изображений. Для достижения этой цели на начальном этапе обучения целесообразно сочетать на одном занятии конструирование с изобразительной деятельностью (рисованием и аппликацией). После постройки ворот для машины, например, и последующего обыгрывания их с детьми, взрослый тут же, на глазах у детей, очень заинтересованно выполняет рисунок или аппликацию. ( «Я сейчас нарисую, как мы играли с воротами. Вот я построила опоры, положила перекрытие. Ворота построены, машина может ехать. Покажите, как дядя шофёр поворачивает руль, рулит…а как мотор работает?» и т. д.) После такого рисования полезно вновь вернуться к обыгрыванию постройки. На этом занятии вместо рисунка можно выполнить аппликацию, можно и рисунок, и аппликацию.


Дальнейшая работа по созданию предпосылок к самостоятельному конструированию у детей с проблемами в развитии заключается в том, чтобы показать, что предметы одного функционального назначения могут иметь разные конструкции, и что конструкция, её особенности которые связаны с её конкретным назначением. Так, например, уже в самом начале обучения можно показать детям, что здания различного назначения имеют свои конкретные особенности. Для этого педагог строит рядом несколько домиков – это целая улица, где живут звери. Один домик для ежа, он невысокий и широкий, в длинном низком доме живёт маленький крокодил, а жираф – в высоком и пр. Вслед за этим взрослый с детьми играют с постройками: звери гуляют, а потом с помощью детей отыскивают свои дома.

Знакомя детей с новым объектом, полезно сразу демонстрировать им разнообразные постройки на одну и ту же тему. Детей знакомят с несколькими конструкциями ворот, , гаражей, кукольной мебели и т.д. Этот приём в значительной степени облегчает дальнейшую работу по преодолению склонности детей к стереотипному воспроизведению одного и того же вида конструкции. Кроме этого следует время от времени менять наборы строительных деталей (они могут быть другого цвета или размера). Дело в том, что если нормально развивающиеся дети без видимого труда начинают возводить знакомые конструкции из других деталей, которые им не давали на занятии, то некоторые дети, имеющие различные проблемы в развитии, не в состоянии вести себя аналогичным образом. Именно поэтому необходимо демонстрировать им, как можно применять имеющиеся умения в изменившихся условиях и тем самым проводить «прививку» от стереотипности их действий.

В результате подготовительного периода у детей должна возникнуть заинтересованность конструированием, положительное эмоциональное отношение к объекту, понимание его основного функционального назначения, умение адекватно использовать его в игре. Они должны начать относиться к конструкции как к своеобразному заместителю предмета и правильно действовать с ней. К этому времени у детей должно появиться желание строить самим.

Судить о достижениях проведенной работы можно по изменениям в поведении детей. Обычно прекращаются неадекватные действия со строительными материалами, дети начинают пытаться подражать педагогу, громоздя детали, переворачивая их на другие грани. Появляется стремление словесно обозначить свою «постройку», даже если она не имеет прямого сходства с предметом. Как положительный момент следует отметить возникновение желания показать свою «постройку» взрослому, заслужить его похвалу.