Файл: Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.

Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки - Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

Рисование популярно среди детей дошкольников 5-6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. [3, C.34]

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия до изобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.


Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самый известный тип каракулей - бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говорят: «Это он рисует звук, движение...» - на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение.

Вторая стадия до изобразительного периода - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.[45, C.165]

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого - стадия предметного рисования(схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков. [3, C.54]

Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека «вообще», просто человека. - Первое, что у них получается, - знаменитый «головоног», созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек». Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта); «огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратите внимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менее, на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом не ошибался. [3, C.56]



Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений- характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке. [45, C.167]

В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира: «Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорции установятся и в окружающем мире.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. установили, что рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания, т.е. доказали, что чем более у детей развито восприятие, наблюдательность, тем богаче, выразительнее их рисунки, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее они отражают действительность в своем творчестве, отражая такие специфические особенности их мышления как конкретность, образность.


Отмечая развивающую функцию продуктивной деятельности, Урунтаева Галина Анатольевна заметила, что замысел в ней воплощается с помощью разных изобразительных средств и, осваивая её, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином её виде. (Урунтаева) По словам Даниила Борисовича Эльконина у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира. Исследования Л.Н. Давидчук, показали, что в конструировании по замыслу старших дошкольников ярко проявляется их способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству. [45, 176]

Коломинский Я.Л. и Панько Е.А. отметили, что основное внимание педагогов при руководстве художественной деятельностью и другими видами продуктивной деятельности детей должно быть уделено развитию личности, его способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер, активному формированию в её процессе сенсорики, мышления, памяти, художественного вкуса, нравственных качеств.[45, C.177]

Итак, продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают их творческий потенциал. В процессе продуктивной деятельности формируется такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности, совершенствуется познавательная активность и социальная мотивация ребенка дошкольного возраста.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности – рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т.е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит её с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников.

Вместе с тем, перечисленные виды детской деятельности, объединяемые понятием «продуктивная деятельность», имеют общую черту, отличающую их от сюжетной игры: вне зависимости от конкретных материалов они представляют собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом).


Рассматривая общеразвивающие функции продуктивной деятельности, необходимо, прежде всего, отметить её участие в эмоционально-личностном становлении ребёнка – в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Моделирующий характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое – части, систематизировать свойства и отношения в предметном мире в процессе практического использования различных материалов. Продуктивная деятельность в силу её «созидательного» характера, как ни одна из других форм активности ребёнка, создаёт условия для развития целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно: для развития способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели) в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у ребёнка.

Кроме того, продуктивная деятельность связана с развитием способности к планомерной, «шаг за шагом», организации деятельности и её целевой регуляции с использованием различного рода опосредствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом) – образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также словесных описаний условий, которым должен соответствовать продукт. Развитие такого рода знаково-символического опосредования деятельности – важный показатель перехода ребёнка на более высокий уровень психической организации.

К спектру общеразвивающих функций следует отнести и развитие ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода. Она создаёт также условия для развития специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала (навыки рисования, лепки, конструирования, шитья и т.п.) и техникой использования общеупотребительных инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.). Специфические навыки работы с конкретными материалами и инструментами складываются в своей основе уже в младшем дошкольном возрасте в процессе опробования их возможностей, действования с ними вне заранее поставленной чёткой цели (замысла). К пяти годам ребёнок начинает переходить от процессуальной деятельности – своего рода игры-экспериментирования с материалами и инструментами (где продукт в значительной мере случаен) – к целенаправленной продуктивной деятельности с заранее определённой целью-замыслом. В дальнейшем начнёт «работать» мотивация «сделать вещь хорошо» (т.е. становятся значимыми внутренние и внешние стандарты качества).