Файл: Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа ориентирует учителя-дефектолога на проведение систематической работы по развитию у детей понимания функционального значения конструируемых объектов, умения переносить функциональные признаки с предмета на конструкцию, то есть воспринимать её в качестве специфического предметно-игрового заместителя.

Основным условием каждого занятия является формирование игровых мотивов детской конструктивной деятельности. Все созданные на занятиях постройки используются в игре.

Программы последующих годов обучения, как правило, не начинаются сразу с предложения нового материала. Почти весь первый квартал включает материал, освоенный детьми в предшествующий год. Прежде чем перейти непосредственно к усложнению и продолжению работы, следует в достаточно сжатой форме «пройти» программу предыдущего года обучения (вспомнить основные постройки, варианты конструкций на одну тему, последовательность анализа образца, терминологический словарь и т. п.).

На втором году обучения новым является выполнение заданий по графическому образцу. До сих пор в качестве образца выступала лишь объёмная конструкция. Графические образцы вводятся для усиления коррекционно-развивающей роли конструирования, для формирования у детей умения действовать с моделями «второго порядка». В процессе выполнения заданий по графическим образцам дети овладевают представлением о соотнесении плоского (двухмерного) и реального (трёхмерного) пространства, учатся «читать» контурные изображения и выполнять постройку, точно следуя графическому заданию.

На протяжении всего года программа предусматривает продолжение работы по сенсорному воспитанию детей. Усложняются элементы дидактического материала, обогащается речевой материал. По-прежнему большое место уделено непредметному конструированию по образцу, однако вводится и словесное конструирование (выполнение действий на перемещение элементов по словесному указанию взрослого). Значительно возрастают требования к усвоению речевого материала на занятиях конструированием. Эти требования касаются не столько усвоения лексики, сколько введения её в активную фразовую речь.

На каждом занятии решаются задачи обеспечения, формирования, развития у каждого ребёнка желания конструировать, лучше выполнить задание, сделать постройку красивой, использовать её в игре с другими игрушками, вместе с другими детьми.


Программа третьего и четвёртого годов обучения вводит разнообразные виды и формы работы по конструированию. В ней по-прежнему большое место отводится проведению различных игр и упражнений, совершенствующих ориентировку детей в пространственных свойствах объектов, в расположении и перемещении их, в моделировании пространственных отношений. Разнообразятся виды и формы работы по конструированию, увеличивается самостоятельность детей в процессе организации ориентировочной и исполнительской фаз деятельности. Под особым вниманием педагога находится формирование у детей умения рассказать о проделанной работе (её содержании, способах и последовательности выполнения), формировании способности самостоятельно или с помощью взрослого определять этапы предстоящей деятельности и их последовательность. Программа включает задания, основанные на действиях детей по объёмным и графическим образцам, отражающим разные конструкции объектов общего функционального назначения. Это способствует повышению самостоятельности при анализе образцов и их сравнении с результатом деятельности. Вводятся новые виды работы, например зарисовка построек, моделирование пространственных отношений предметов по простейшей схеме-плану, конструирование по условиям. Большое место занимает работа по индивидуальным образцам, выполнение заданий по словесной инструкции.

В целом программы специальных детских садов по разделу «Конструирование» направлены на совершенствование механизма самой конструктивной деятельности детей с проблемами в развитии на активизацию процесса овладения ими средствами мыслительной деятельности, на развитие речи средствами деятельности, на создание готовности к обучению в школе.
4. Организация занятий по конструированию в специальных дошкольных учреждениях.
 Занятия по конструированию на первом году обученияпроводит учитель-дефектолог один раз в неделю. Занятия проводятся только в утреннее время по подгруппам (не более шести человек). Продолжительность занятий 20-25 минут. Если дети отличаются быстрой утомляемостью, то в начале обучения продолжительность занятий можно несколько сократить, но долго практиковать это нецелесообразно. Спустя примерно месяц после начала обучения дети должны заниматься 20-25 минут без особого утомления. Решающую роль в этом играет подбор интересного для детей материала и адекватных их уровню развития и возможностям методов обучения.



В групповой комнате, где проводятся занятия, должны быть настенные доски (обычная и магнитная). Настенная доска используется педагогом для выполнения меловых изображений по ходу предварительной работы, объяснения, беседы, при подведении итога. Фланелеграф и магнитная доска нужны для работы по моделированию целого из частей и должны быть укреплены на доступном детям уровне.

На первых порах конструирование целесообразно проводить таким образом, чтобы дети сидели вокруг одного стола. Взрослый садится вместе с детьми, что позволяет наладить эмоциональный контакт с каждым ребёнком, даёт возможность активно помогать детям в осуществлении игровых действий с предметами и готовыми конструкциями, так как в этот период дети строят мало, а в основном учатся играть с постройками, которые создаёт на их глазах педагог. Кроме того это будет способствовать воспитанию привычки играть и заниматься рядом с другими детьми и вместе со взрослым, вступая с ним в ситуативно-деловое общение. Когда дети привыкнут заниматься, их можно посадить по другому: три-четыре детских стола устанавливаются по одной линии (по дуге). При этом вся подгруппа из шести человек размещается вся «в первом ряду». Перед ними ставят ещё один такой же стол, на нем педагог размещает все необходимые для проведения занятия дидактические и наглядные материалы.

Для занятий, которые проводятся за столами, удобнее всего использовать настольные строительные наборы типа материала М.П.Агаповой. Главное, чтобы в них были разнообразные фигуры: длинные и короткие бруски, длинные и короткие пластины, кирпичики, кубы, призмы, пирамиды, конусы, цилиндры, арки, полусферы. Строительного материала должно быть столько, чтобы обеспечить активные действия каждого ребёнка на протяжении всего занятия.

В групповых комнатах и на участке, где дети могут развернуть строительную игру, должен быть крупный строительный материал. Строительной игре в свободное время следует уделять особое внимание. В игровом уголке нужно отвести специальное место для хранения строительного материала, а так же для развёртывания строительной игры под руководством воспитателя.

На втором году обучения требования по организации занятий по конструированию и созданию условий для конструирования детей в свободное от занятий время не претерпевают каких-то разительных перемен. Остаётся в силе требование о количестве строительных наборов, их разнообразии, об обязательном наличии крупного строительного материала для использования его в коллективных строительных играх.


В отличии от младших дошкольников дети этого возраста проявляют интерес и к другого рода конструкторам. Очень желательно приобрести такие пластмассовые конструкторы, принцип действия которых предельно прост: их элементы легко соединяются и разъединяются. Их можно сложить в причудливую композицию, можно придать предметность. Такие материалы располагаются на столах (это может быть их постоянное место, но можно их просто выкладывать на обеденные столы для индивидуальных игр детей). Опыт показывает, что дети с большим увлечением конструируют из некрупных пластмассовых деталей.

Особое внимание уделяется обеспечению строительной игры. Прежде всего это касается выделения специального места, где можно развернуть строительную игру и некоторое время не убирать сооружение, чтобы можно было наиграться постройкой. Однако не следует загромождать, например, ковровое покрытие замысловатыми пирамидами, с которыми никто не играет, они пылятся, никому не доставляя радости, но отнимают жизненное пространство у детей и лишают их, по существу, и самих материалов для строительной игры.

Строительный материал должен быть размещён в групповой комнате очень разумно. Место для строительной игры лучше выбрать там, где есть рядом игрушечный транспорт, пространство для передвижения, для игры вдвоём, втроём, небольшой группой.

Говоря об организации и оснащении занятий, нельзя не остановиться на том, что занятия по конструированию требуют достаточно большого количества индивидуального материала. Если на первом году обучения речь шла в основном о строительных материалах фабричного изготовления, то на втором потребуется много такого материала, который нужно изготовить самим. Это касается как графических образцов, так и сборно-разборных игрушек.


На третьем и четвёртом годах обучения проводится одно занятие в неделю продолжительностью до 35 минут. Так как конструктивная деятельность сопряжена с довольно большим умственным напряжением, целесообразно занятия конструированием проводить в начале или середине недели.

Для организации строительных игр в свободные от занятий часы требуется значительно расширить зону, где размещаются строительные материалы. В группах желательно иметь строительные наборы Е.А.Флёриной. Наличие такого материала позволяет детям играть небольшими группами, достаточно быстро сооружать необходимые постройки. В группах детей старшего дошкольного возраста нужны настольные конструктивные материалы, как деревянные, так и пластмассовые. Детей привлекают материалы, имеющие легко соединяющиеся элементы, из которых можно легко сооружать разные постройки для игры с солдатиками, мелкими куколками, машинками и др.

 

Для ознакомления детей с объектом, который они будут строить на занятии, для формирования у них первоначальных представлений о нём, проводится большая подготовительная работа. Она включает в себя наблюдения, целевые экскурсии, беседы, слушание рассказов взрослого, рассматривание иллюстраций, действий детей с объектом и т. д. Например, перед занятием на тему «Ворота» в младшей группе педагог планирует предварительно разнообразное ознакомление с данным объектом. Дети на участке под руководством педагога рассматривают ворота, проходят под ними, обращают внимание на их строение ( опоры и перекрытие). Затем они играют в «перебежки», перебегают по очереди линию ворот, оказываясь то по одну их сторону, то по другую. Взрослый помогает детям словесно определить местонахождение ребёнка после каждого перемещения («Вова здесь, рядом с нами, а теперь Вова там, за воротами, далеко»). Дети наблюдают, как во двор въезжает продуктовая машина, как ей открывают большие ворота, а затем закрывают их. Эти наблюдения взрослый сопровождает пояснениями, постоянно активизируя собственные высказывания детей. Все вместе повторяют как отдельные слова, так и небольшие фразы, характеризующие смысл данной ситуации. Кроме этого желательно в группе дать детям возможность поиграть с другими воротиками, например, построенными педагогом из крупных модулей. Пусть дети прокатывают под ними машины, проводят кукол, проползают сами.