Файл: Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этом случае на занятие конструированием дети придут в значительной степени подготовленными – они имеют достаточно полные представления о строении объекта, который им предстоит строить, понимают его назначение и знают, как с можно играть с постройкой. Понятно, что в этом случае эффективность занятия значительно повышается.

Очень важным для успешного обучения является выбор тематики занятий. На начальном этапе обучения это особенно значимо, так как у детей этого возраста ещё очень скуден запас представлений об окружающем. Рекомендуется с особой тщательностью отбирать предметы для конструирования: они должны быть хорошо известны детям, а их конструкции иметь практическую целесообразность (для использования их в различных играх). Предпочтительнее брать те объекты, конструкции которых обогатили бы игры с куклой, машиной (кукольная мебель, гаражи, ворота, дорога, мост, туннель и пр.). Конструирование этих предметов позволяет ребёнку с проблемами в развитии более эффективно постигать функциональную роль построек, так как их с самого начала можно включать в простейшие игровые действия.

В связи с этим следует отметить необходимость координации тематики занятий конструированием с содержанием специального обучения игре, ознакомлением с окружающим и другими разделами программы.

 

Занятия по конструированию строятся обычно следующим образом:

Вводная часть. В начале занятияиспользуются те виды работы, которые способствуют «припоминанию» ребёнком тех знаний, которые у него уже имеются, «оживлению» представлений о конкретных предметах. С этой целью проводятся беседы, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, отгадывание простейших загадок и пр.Проводятся подготовительные дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию, направленные на развитие восприятия-воспроизведения пространственных отношений, восприятия формы, отношений по величине, на формирование зрительно-двигательной координации и т. д. Дети обыгрывают игрушки, конструкции которых будут воспроизводить, знакомясь ещё раз с функциональными возможностями и строением предмета.

Основная часть. Вводится игровая мотивация, которая позволяет подход к созданию продукта осуществлять с позиции «Что, как и для чего строить?»

Изучение объекта. В зависимости от цели занятия и подготовки детей это может быть рассматривание конструкции или рисунка (схемы), обследование образца, восприятие на слух словесной инструкции и т. д. Вместе с педагогом дети определяют, какие строительные детали им потребуются. Затем обсуждается последовательность возведения постройки (с самых нижних, несущих элементов – это диктуется логикой реального возведения любого сооружения).


Выполнение задания детьмиПрактическое конструирование. Подготовительная работа, организация ориентировочной фазы деятельности детей закончена. Наступает довольно ответственный момент, который выявит, насколько продуктивно было осуществлено подведение детей к самостоятельной деятельности. Когда детям предлагается приступить к работе, дефектолог должен дать им возможность попытаться справиться с заданием самостоятельно. Внимательно следя за работой каждого ребёнка, заметив затруднения и определив их характер в каждом конкретном случае, можно начинать индивидуальную работу. В случае необходимости помощь ребёнку оказывается путём повторного обращения к наглядности, использования указательного жеста и словесного объяснения, наблюдения за выполнением задания другими детьми и т. п., но ни в коем случае не выполнение работы вместо ребёнка.

Когда все дети закончили конструирование, им предлагают посмотреть на работы друг друга с целью проведения работы над ошибками. Педагог поочерёдно указывает на конструкции, созданные отдельными детьми, просит всех внимательно рассмотреть их и сравнить с образцом (схемой, условием, текстом – в зависимости от того, что предлагалось детям в ориентировочной части занятия). Этот этап занятия является оценочным. Но смысл работы заключается в выявлении ошибок и их незамедлительном исправлении. При этом весьма похвальным является желание одного ребёнка устранить неправильности в конструкции, выполненной другим ребёнком.

Обыгрывание построек. Детям даются мелкие игрушки, с которыми можно поиграть. Если позволяет тема, можно развернуть под руководством дефектолога игру, имеющую коллективный характер. Так, выстроив в один ряд построенные дома или ворота, делают улицу, по которой едут машины, проезжают под воротами и т. д.

Итог занятия. Для создания у детей эмоционального удовлетворения от занятия, положительного отношения к конструированию и формирования у детей желания вновь обращаться к этому виду деятельности, очень важно правильно организовать заключительную часть занятия, подвести итог. Итог занятия может включать в себя оценку результатов выполнения практического задания (в старшем возрасте) или создание положительной установки на продолжение деятельности на следующем занятии (в младшей группе): «Понравилось вам, как мы сегодня строили, а потом играли? Хотите ещё строить? Хотите, чтобы я научила вас строить…(называется следующая тема)? Хорошо, я всё покажу вам в следующий раз. Такое формирование положительной установки на продолжение деятельности, появление у детей желания научиться новому имеет огромное значение для развития положительных качеств личности ребёнка с проблемами в развитии, для формирования у него мотивационно-потребностного плана деятельности.



В дальнейшем, когда дети будут чувствовать себя на занятии достаточно уверенно, освоятся с требованиями педагога, следует уделить внимание формированию у детей оценочного отношения к собственному и чужому выполнению. Сначала взрослый оценивает результат детской деятельности сам, не ограничиваясь, однако, при этом словами «хорошо, правильно, неправильно». Для того, чтобы оценка работы была понятна детям, чтобы каждый ребёнок в дальнейшем мог самостоятельно оценить качество выполнения, нужно во всех случаях проводить сравнение готовой постройки с исходным образцом. Сравнение, сопоставление результата и образца осуществляется в той же последовательности, что и предварительный анализ: от сопоставления главных, основных частей к более мелким, второстепенным. Выявленные ошибки тут же исправляются детьми. Педагог оценивает так же и прилежание каждого ребёнка, его отношение к выполнению, степень доведения действия до конца и пр.

Оценивая результаты деятельности воспитанников дефектолог идёт не путём поиска т фиксации недостатков, а напротив, отмечает прежде всего то, что удалось ребёнку при выполнении задания. Бывает, что от педагога можно услышать обращённый к ребёнку вопрос: «Посмотри и скажи, где ошибка? Где сделано неправильно?». То есть педагог направляет внимание ребёнка на оценку работы с негативной стороны. Это требование противоречит личностному развитию ребёнка дошкольного возраста: известно, что маленьким детям нравится то, что они сделали, независимо от качества выполнения. Тем более неправильно требовать перечисления ошибок вслух, перед всеми детьми. Анализ детских работ следует проводить очень внимательно, деликатно, чтобы он не препятствовал возникновению у ребёнка положительного отношения к конструированию, а наоборот, способствовал развитию только зарождающегося интереса к деятельности, стремления улучшить качество постройки сделать её красивее.

 Для того чтобы у детей с проблемами в развитии возникла самостоятельная конструктивная деятельность, надо пробудить у них желание действовать с различным строительным материалом, подчиняя свои действия продуктивной цели – созданию построек, имеющих определённое предметное значение. Маленького ребёнка нетрудно заставить выполнять задания по конструированию, но в данном случае имеется в виду совершенно другой мотив – тот, который рождает у ребёнка острую потребность действовать и получать реальный результат. Речь идёт о формировании у ребёнка внутренних мотивов, его собственных побуждений, а не о подчинении требованию взрослого. А для этого необходимо пробудить в ребёнке интерес как к самому процессу деятельности, так и к её результатам. Именно интерес и является предпосылкой развития собственной самостоятельной конструктивной деятельности ребёнка.


Наблюдая за тем, как дети действуют со строительными деталями, можно определить, готов ли данный ребёнок к обучению конструированию. В любой возрастной группе можно встретить детей, у которых не сформированы основные предпосылки, необходимые для овладения конструированием. В этом случае с ними следует провести специальную работу, которая будет строиться по двум направлениям. Одно направление заключается в развитии у детей интеллектуальных направлений деятельности: с ними проводится работа по обучению действиям восприятия, формированию представлений о целостности предмета, формированию предварительного образа предмета и пр. Второе направление связано с созданием мотивационно-потребностного плана деятельности: воспитывается желание строить, положительное эмоциональное отношение к процессу конструирования, заинтересованное отношение к продукту деятельности, как к специфическому игровому объекту. Для этого организуется так называемый пропедевтический (подготовительный) период в обучении, в процессе которого создаются условия для того, чтобы сделать для ребёнка с проблемами в развитии интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлечённость самим ходом выполнения заданий.

Пропедевтическим периодом в обучении детей с проблемами в развитии является период, в течение которого дети не строят, а наблюдают за конструированием взрослого, но при этом активно участвуют в обыгрывании предметов и соответствующих конструкций.

Известно, что возникновение любой деятельности у детей связано с наличием перед глазами ребёнка примеров подобных занятий взрослых или других детей. Непосредственное подражание деятельности взрослых имеет, как известно, первостепенное значение в процессе социализации ребёнка, в усвоении самых начальных форм социального поведения. Однако, если у нормально развивающихся детей процесс подражания осуществляется настолько естественно, что мысль о его сложности даже не возникает, то у большинства детей, имеющих какие-либо проблемы в развитии механизмы подражания складываются позднее и этот, казалось бы, простейший способ познания мира оказывается для них затруднённым. Поэтому таких детей приходится специально учить подражать действиям взрослого. Выполняя на глазах детей различные постройки, взрослые, кроме того, демонстрируют им примеры эмоционально окрашенной деятельности, чтобы ребёнок видел, как интересно педагогу, как он захвачен работой, как любуется готовой постройкой, затевает игру, предлагая детям разделить её.


Дети должны иметь возможность наблюдать и подражать речевому поведению взрослого; конструируя, педагог сопровождает речью процесс создания конструкции и игровые действия с ней. В речи взрослого содержится в самом простейшем виде констатация готового результата, пояснения хода деятельности, словесный отчёт о проделанных действиях, сообщения о предстоящих практических операциях. Речевое сопровождение деятельности включает вопросы, побуждения, сообщения, то есть все типы коммуникативных высказываний.

Итак, педагог, выполняя различные постройки на глазах у детей, действует очень заинтересованно, сопровождает свои действия словесным пояснением, применяет игровые приёмы конструирования, изображая увлечённого деятельностью человека. На этом этапе педагог не привлекает внимания детей к конструктивным особенностям объекта. Он демонстрирует предметную и функциональную стороны деятельности, показывая, что конструкция выступает в роли заместителя предмета. Дети наблюдают за конструированием взрослого и активно участвуют в обыгрывании конструкций. Например, дефектолог предлагает детям машины с целью развернуть игру в игровом уголке с заранее построенными из крупного строительного материала воротами, показывает детям, как интересно можно играть. Затем дети садятся вокруг стола и взрослый заинтересованно сообщает, что умеет строить много разных ворот. («хотите посмотреть, как я строю? Построить тебе ворота? Давай я сделаю, а ты будешь играть… А ты, Серёжа, хочешь, чтобы я тебе тоже ворота построила? Тебе я сделаю другие…»). В результате перед каждым ребёнком возникают ворота, у всех – разные. Дети играют с ними, затем меняются местами и начинают играть с другими постройками.

Для того, чтобы сформировать представление детей о том, что один и тот же предмет может быть изображен по - разному целесообразно сочетать на одном занятии конструирование с изобразительной деятельностью (рисованием и аппликацией). Можно заранее подготовить несколько аппликаций, которые отражают разные конструкции ворот, и провести игру по подбору изображений к соответствующей постройке. Сложность самих конструкций и их количество для выбора педагог определяет, ориентируясь на возможности своих воспитанников.

Если в подгруппе, которую составляют дети с негрубо выраженным отставанием, на подготовительный период уходит обычно 4-5 недель, то в более слабой подгруппе он может быть гораздо длительнее – до 8-10 недель. О.П.Гаврилушкина в своём исследовании отмечала, что, к сожалению, не всегда педагоги следуют её рекомендациям по этим срокам проведения пропедевтического периода обучения. Им кажется это пустой тратой времени и они спешат перевести детей на уровень практического конструирования, аргументируя это тем, что детям это неинтересно и они часто отвлекаются. Поэтому был проведён анализ занятий, который выявил, что основная часть каждого занятия посвящалась подробному объяснению детям способов построения конструкции. Время же, отведённое на игровые действия с предметом и готовой конструкцией было явно недостаточным. Не уделялось необходимого внимания и индивидуальной работе с детьми. Именно в этом заключалась причина отсутствие интереса у детей к наблюдению за деятельностью взрослого.