Файл: Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

«Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии»

Вопросы для обсуждения:

  1. Виды изобразительной деятельности и конструирования, их значение в формировании личности ребенка-дошкольника.

  2. Коррекционная роль изобразительной деятельности в развитии детей, имеющих отклонения.

  3. Влияние занятий продуктивными видами деятельности на формирование и совершенствование восприятия, представлений, воображения, мышления и речи, эмоционально-волевой сферы, зрительно-двигательной координации.


Литература:

Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», « Педагогика и методика дошк. образования» / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с. – Библиогр.: с. 252-253. - 10000 экз. – ISBN 5-691-01561-3.

Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: ИЗО [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова. - Воронеж: Учитель, 2004. - 95 с. - (Педагогика нового времени). - ISBN 5-98225-016-3.

Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.

Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002.
Учебно-исследовательские задания
Задание 1. Составить блок-схему «Виды продуктивной деятельности»

Задание 2. Составить блок-схему «Функции продуктивной деятельности»

Задание 3. Составить блок-схему «Задачи обучения изобразительной деятельности в СДОО»

Задание 4. Заполнить таблицу «Этапы занятия по изобразительной деятельности»

Этап

Цель

Информационно – рецептивный


Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

Репродуктивный

Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

Эвристический

Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.


Исследовательский

Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Функции

Познавательное развитие

Вооброжание, память, мышление, восприятие

Социально-коммуникативное развитие

Активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность

Речевое развитие

Рассказ, ответы на вопросы, сравнение, объяснение, комментирование

Физическое развитие

Поднятие тонуса, моторика рук, жизнерадостное настроение

Задачи:

Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных явлений и предметов.

Развитие умения изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием.

Развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.

Овладение техническими приемами работы с различными материалами, с использованием различных инструментов.





Этапы:

Приветствие

Настрой на работу

Введение в образовательную ситуацию.

Чтение сказки с проблемной ситуацией

Основной этап

Пальчиковая гимнастика

Изготовление аппликации

Итог





Задание 5. Заполнить таблицу «Особенности обучения детей конструированию СДОУ»

Год обучения

Содержание обучения


Первый год обучения

Занятия проводятся только в утреннее время по подгруппам (не более шести человек). Продолжительность занятий 20-25 минут. Если дети отличаются быстрой утомляемостью, то в начале обучения продолжительность занятий можно несколько сократить, но долго практиковать это нецелесообразно.

На первых порах конструирование целесообразно проводить таким образом, чтобы дети сидели вокруг одного стола. Взрослый садится вместе с детьми, что позволяет наладить эмоциональный контакт с каждым ребёнком, даёт возможность активно помогать детям в осуществлении игровых действий с предметами и готовыми конструкциями, так как в этот период дети строят мало, а в основном учатся играть с постройками, которые создаёт на их глазах педагог. Кроме того это будет способствовать воспитанию привычки играть и заниматься рядом с другими детьми и вместе со взрослым, вступая с ним в ситуативно-деловое общение. Когда дети привыкнут заниматься, их можно посадить по другому: три-четыре детских стола устанавливаются по одной линии (по дуге). При этом вся подгруппа из шести человек размещается вся «в первом ряду». Перед ними ставят ещё один такой же стол, на нем педагог размещает все необходимые для проведения занятия дидактические и наглядные материалы.

В групповых комнатах и на участке, где дети могут развернуть строительную игру, должен быть крупный строительный материал. Строительной игре в свободное время следует уделять особое внимание. В игровом уголке нужно отвести специальное место для хранения строительного материала, а так же для развёртывания строительной игры под руководством воспитателя.

Второй год обучения

По организации занятий по конструированию и созданию условий для конструирования детей в свободное от занятий время не претерпевают каких-то разительных перемен. Остаётся в силе требование о количестве строительных наборов, их разнообразии, об обязательном наличии крупного строительного материала для использования его в коллективных строительных игра.

Особое внимание уделяется обеспечению строительной игры. Прежде всего это касается выделения специального места, где можно развернуть строительную игру и некоторое время не убирать сооружение, чтобы можно было наиграться постройкой. Однако не следует загромождать, например, ковровое покрытие замысловатыми пирамидами, с которыми никто не играет, они пылятся, никому не доставляя радости, но отнимают жизненное пространство у детей и лишают их, по существу, и самих материалов для строительной игры.

Строительный материал должен быть размещён в групповой комнате очень разумно. Место для строительной игры лучше выбрать там, где есть рядом игрушечный транспорт, пространство для передвижения, для игры вдвоём, втроём, небольшой группой.

Третий и четвертый год обучения

Проводится одно занятие в неделю продолжительностью до 35 минут. Так как конструктивная деятельность сопряжена с довольно большим умственным напряжением, целесообразно занятия конструированием проводить в начале или середине недели.

Для организации строительных игр в свободные от занятий часы требуется значительно расширить зону, где размещаются строительные материалы. В группах желательно иметь строительные наборы Е.А.Флёриной. Наличие такого материала позволяет детям играть небольшими группами, достаточно быстро сооружать необходимые постройки. В группах детей старшего дошкольного возраста нужны настольные конструктивные материалы, как деревянные, так и пластмассовые. Детей привлекают материалы, имеющие легко соединяющиеся элементы, из которых можно легко сооружать разные постройки для игры с солдатиками, мелкими куколками, машинками и др.


Задание 6. Заполнить таблицу «Этапы занятия по конструированию»

Этап

Содержание деятельности

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации о пожароопасных ситуациях размещенные на доске.

- Ребята, посмотрите на рисунки и скажите, где может прятаться огонек? (Ответы детей)

- Ребята, а сейчас вы расскажите, чего нельзя делать, чтобы огонь не расшалился и не случился пожар.


Просмотр презентации на тему «Профессия пожарный»

 А теперь, мы принимаемся за изготовление пожарной части. Ребята, а из чего мы можем это сделать?

- Ответы детей (из пластилина, картона, конструктора)

- Мы с вами уже конструировали из бумаги и картона, лепили из пластилина. А как было бы интересно сконструировать пожарную часть с использованием конструктора. Вы согласны?

- Ребята вы сейчас все видели, что имеется в пожарной части, чем она оборудована. Я предлагаю вам самостоятельно, разделившись на подгруппы, построить свою пожарную часть, так как вы ее себе представляете.

Воспитатель предлагает детям взять нужный материал и приступить к работе.


Выполнение работы.

Анализ выполненных конструкций

Итог. Рефлексия.

Расскажите, с кем и как вы выполняли свою работу? Нравится ли вам то, что у вас получилось?

Ребята вы все отлично потрудились. Вы все справились с заданием. Я думаю, пожарным очень понравились бы ваши пожарные части и они с удовольствием бы в них работали.


Задание 7. Составить блок-схему «Методы и приемы коррекционной работы».

Задание 8. Подготовить доклады о характеристике дошкольников, имеющих проблемы в развитии (нарушения зрения, слуха, интеллекта, задержкой психического развития).

Критерии оценки практической работы:

4 баллов – презентация выстроена логично, слайды информативны и грамотно оформлены;

3 балла – презентация выстроена логично, слайды информативны, присутствуют неточности в оформлении;

2-1 балла – презентация носит формальный характер;

0 баллов – задание не выполнено.

Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ№1)

Разработайте макет дизайна уголка изобразительной деятельности в группе для дошкольников (возраст на выбор студента).


Критерии оценки

4-5 баллов выставляется студенту, если его представленный раздаточный учебный материал проанализирован глубоко и основательно. Макет представлен в соответствии с выделенными проблемами, полно и содержательно. Студент свободно владеет материалом, при разработке был использован творческий подход.

2-3 балла выставляется студенту, если его представленный раздаточный учебный материал изучен частично. Макет представлен в соответствии с выделенными проблемами, но ее содержание не достаточно.

1 балл выставляется студенту, если его представленный раздаточный учебный материал изучен частично. Макет представлен без соотнесения с проблемами.

0 балла выставляется студенту, если представленный раздаточный учебный материал не изучен, задание не выполнено.
Материалы для подготовки

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

К продуктивным видам деятельности относятся:

- конструирование,

- рисование,

- лепка,

- аппликация,

- театральная деятельность и др.

В продуктивных видах деятельности тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Как заметила Урунтаева Галина Анатольевна, продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. По словам Урунтаевой Галины Анатольевны, осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде. [45, C.157]

Конструктивная деятельность, изобразительная, игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.


Конструирование - целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность требует своих способов и приемов, то есть особых операционально-технических средств. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства. [23, С.234]

Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребенка.

Первый и наиболее элементарный - это конструирование по образцу. Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное - принятия самой задачи «действовать по образцу».

Второй тип - конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика - для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать, по меньшей мере, два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.

Третий тип конструктивной деятельности - конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающих предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.

Все эти типы конструирования - не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации. Но каждый из них развивает определенные способности.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Как отметили Коломенский Я.Л., Панько Е.А., важным средством развития мышления является и детское экспериментирование в области конструктивной деятельности. [45, C.167]

По мнению Галигузовой Людмилы Николаевны, уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук. Булычева А. отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, познавательного интереса к окружающей действительности, наличия мотивации, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей, при этом Поддъяков Николай Николаевич видит для достижения этих условий необходимость в организации «детского экспериментирования», наблюдения различных закономерностей побуждает у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях. [43, C-.312]