Файл: Тема Восток общее и особенное в историческом развитии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.









c. 35

в Индии эта строгая социальная система охватывает и пронизывает общество сверху донизу. В Индии эта система имеет законченные организационные формы со своими органами управления. Поэтому напрасно было бы смешивать понятие «кастовая организация» с отдельными ее признаками, подменять или пытаться разъяснить это явление каким-либо другим, более доступным понятием, например «сословие», так как принципиальной действительной аналогии индийскому кастовому строю в каком-либо другом обществе мы не знаем. Касты в Индии — это социальные общности, связанные сознанием общего происхождения, общностью занятия (или профессий) и эндогамией, различающиеся между собой определенной системой родства и брачных норм, нередко религиозной принадлежностью и ритуальными особенностями, а также многими обычаями. Традиция выработала множество обязанностей и предписаний, запретов и ограничений в области внутрикастовых и межкастовых отношений. Все это составляет кастовый режим, на котором и держится кастовая организация… Численность касты может варьировать в пределах от нескольких сот человек до сотен тысяч и миллионов. Некоторые касты расселены по всей Индии, а другие не распространились дальше определенной, иногда очень ограниченной территории. Некоторые профессии в разных частях страны у разных народов имеют разное наименование, но в этом случае они представлены разными кастами. [с. 37].

с. 38

с. 39

традиции произошли из первых двух вари, т. е. высших же социальных подразделений древнеиндийского общества. К ним относятся прежде всего брахманы, составлявшие и в древности отдельную варну жрецов и священнослужителей, и ряд каст, возводящих свою генеалогию ко второй варне — кшатриям, т. е. воинам и правителям. К этой категории каст относятся: собственно кшатрии, или чхатри, а также раджпуты, тхакуры, каястхи и некоторые другие. К средним кастам принадлежит множество земледельческих, торговых и часть ремесленных каст, по традиции происходящих из варны вайшья. Чистыми их называют потому, что представители высших каст могут общаться с ними, даже брать из их рук пищу и воду, без боязни ритуального осквернения. Наоборот, среди низших каст, которых кастовая традиция считает потомками низшей варны — шудр, есть большая группа «нечистых», или неприкасаемых, каст, официально именуемых в Индийской республике «зарегистрированными» (scheduled). Их занятия традиционно считались нечистыми. Их прикосновение оскверняло пищу и делало ее непригодной к употреблению представителями чистых каст. Поэтому в деревнях эти низшие касты не допускались к общим колодцам. Их прикосновение оскверняло представителей высших каст и требовало от них специальных очистительных церемоний. Зарегистрированными стали называть их после специального учета и переписи этих каст, проведенных еще англичанами и повторенных уже в Индийской республике. Прежние названия их, например ачхуты, что буквально значит «неприкасаемые», и даже хариджаны, что значит «божьи люди», т. е. «убогие», были уничижительными, как и английское название «угнетенные» (depressed), поэтому в индийской конституции эти касты указаны как особая категория граждан республики под условным названием «зарегистрированные». К этим кастам в Хиндустане относятся такие категории населения, как уборщики (бханги), кожевники (чамары), прачки (дхоби) и некоторые другие. Насчитывая сотни тысяч и миллионы людей в своем составе, крупные касты, естественно, широко расселены по стране. Поэтому в каждой области или [с. 40].


районе может оказаться только местное подразделение той или другой касты. Крупнейшими из таких подразделений являются эндогамные подкасты. Касты и подкасты делятся на большее или меньшее число экзогамных групп, подобных родам в родо-племенной организации. Браки внутри таких групп строжайше запрещены. В большинстве высших каст, особенно среди брахманов, эти экзогамные группы называют готрами или гот. Но готрами иногда называют свои экзогамные общности и некоторые другие касты. Готра — это крупное подразделение касты, расселенное на большой и не всегда определенной территории. Люди, входящие в одну готру, считают себя родственниками, происходящими от общего предка. Многие готры и называются по имени действительного или предполагаемого предка. Экзогамные группы такого типа есть и во всех других кастах, но у низших каст они обычно не называются готрами. Редко бывает, чтобы та или другая экзогамная кастовая группа полностью размещалась в одной деревне. Наоборот, в деревне могут жить отдельные семьи, несколько семей или подгруппа из такой экзогамной группы. Вся же группа обычно рассеяна в нескольких, а иногда в десятках деревень, составляющих своеобразный экзогамный круг, разный по размерам для разных кастовых групп данной деревни. В составе готр и соответствующих им других экзогамных кастовых групп существуют более дробные подразделения из ближних и дальних, но действительных родственников по мужской линии. Эти местные группы агнатов называются в Хиндустане по-разному: кунба, тхок, кхандан, ванш, бирадари и др. В англоязычной научной литературе их чаще всего обозначают термином линидж (lineage). В русском языке, к сожалению, нет эквивалентного термина, хотя само понятие достаточно определенно и реальное существование обозначаемых им групп кровных родственников никто не оспаривает. Мы иногда вынуждены будем пользоваться этим нерусским термином, что потребует некоторых пояснений к употреблению его применительно к индийским условиям. Термином линидж обычно обозначают группу близкородственных семей из состава рода, группу, под- [с. 41].
Таким образом, структуру касты по нисходящей можно представить себе в виде ряда социальных единиц: эндогамная каста, часто делящаяся на эндогамные же подкасты; готра или другая равнозначная ей экзогамная группа; кунба или ванш, т. е. группа родственных семей (линидж), и, наконец, большая или малая семья. Нетрудно заметить, что эта схема копирует схему родо-племенной организации, а именно: эндогамное племя, экзогамный род, разного рода объединения родственных семей типа линиджей и отдельная семья. И сходство кастовой организации с родо-племенной не только внешнее. Кровное родство и родственные отношения пронизывают всю кастовую систему и до последнего времени продолжали играть важнейшую роль в индийском обществе. На это обстоятельство хотелось бы обратить особое внимание, как на один из отправных пунктов нашего анализа внутридеревенских и междеревенских отношений [с. 43].




Рекомендуемая литература

Основная


Хрестоматия по истории средних веков.— ТТ. 1-2. — М.,1961-1963.

Кудрявцев М. К. Кастовая система в Индии. — М.: Наука, 1992.— 264 с.

Алаев Л. Б. Средневековая Индия. – СПб.: Алетейя, 2003. — С.31-44, 213-223..



Дополнительная


Алаев Л. Б. Типология индийской общины // Народы Азии и Африки.—1971.—№5.

Алаев Л. Б. Соседская община и кастовая община // Народы Азии и Африки. — 1972.—№4.

Алаев Л. Б. Социальная структура индийской деревни. — М.: Наука,1976

Алаев Л. Б. О характере общественного строя средневековой Индии // Очерки экономической и социальной истории Индии.— М.: Наука,1973.

Алаев Л. Б. Сельская община в Северной Индии: Основные этапы эволюции.— М. : Наука,1981.

Алаев Л. Б. Функционирование кастовой системы // Индия. Ежегодник. 1983. М.: Наука, 1983. — C. 220-233.

Алаев Л. Б. Частная собственность на землю в древней и средневековой Индии // Частная собственность на Востоке. – М.,1998. – С.94-119.

Алаев Л. Б. Индийская сельская община в российских исторических исследованиях // Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. – М.: Вост. лит. РАН, 2000. С.107-116.

Алаев Л. Б. Система прав на землю в Южной Индии X-XIII вв. // Восток. —1992. № 5. — С. 18 - 27.

Л. Б. Алаев: Община в его жизни: История нескольких научных идей в документах и материалах. – М.: Восточная литература, 2000.

Ашрафян К. З. Аграрный строй Северной Индии (XIII- середина XVIII вв.). — М.: Наука, 1965.— 328 с.

Ашрафян К. З. Феодализм в Индии: Особенности и этапы развития. – М.: Наука, 1977.

Ашрафян К. З. Некоторые проблемы феодальной собственности в средневековой Индии // Узловые проблемы истории Индии. — М.: Наука,1981.

Ашрафян К. З. Общинное и частное землевладение в Могольской Индии // Восток, 1996, №2. — С.21-34.

Бэшем А. Чудо, которым была Индии. — М.: Восточная литература, 2001. — 614 с.

Дюмон Л. Homo hierarchicus: опыт описания системы каст / Пер. с фр.; Под ред. Краснодембской Н. Г. — СПб.: Евразия, 2001.

История Индии в средние века. — М.: ГРВЛ, 1968.— 727 с.

Касты в Индии. — М.: Наука,1965.— 346 с.

Кудрявцев М. К. Община и каста в Хиндустане. — М.: Наука, 1971.— 284 с.

Кудрявцев М. К. Кастовая община (специфика сельской общины в Индии) // Проблемы аграрной истории. — Минск, 1978. — С. 137-144.


Куценков А. А. Эволюция индийской касты. — М.: Наука, 1983.— 325 с.

Куценков А. А. О происхождении касты и кастовой системы // Народы Азии и Африки, 1983, — № 5.

Медведев, Е. М. Основные этапы развития феодальных отношений в Индии в древности и средневековье // Узловые проблемы истории Индии. — М.: Наука, 1981. — С. 108-132.

Ричл Е. К вопросу о возникновении и эволюции неприкасаемости в Индии // Узловые проблемы истории Индии. — М.: Наука,1981. — C. 133-152.

Успенская Е. Н. К вопросу об экзогамии касты // Этнографическое обозрение.— 2009.— № 3. – С. 3-19.

Успенская Е. Н. К вопросу о природе индийской касты // Журн. социологии и социал. антропологии. 2009. - Т. 12, № 3. - С. 150-171.

Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. – СПб: Наука, 2010.

Успенская Е.Н. Индийское кастовое общество: особенности формирования и состав // Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indiyskoe-kastovoe-obschestvo-osobennosti-formirovaniya-i-sostav

Доклады:

Варна и каста: система понятий

Социальная, экономическая и политическая структура традиционной сельской общины в Индии


Тема 4. Религиозные традиции Индии.
План

  1. Религии Древней Индии: их взаимодействие и влияние на религиозную традицию.

  2. Неортодоксальные религии: буддизм и джайнизм.

  3. Индуизм и ислам. Взаимоотношение конфессий.

Рекомендуемая литература

Основная

Алаев Л. Б. Средневековая Индия. – СПб.: Алетейя, 2003. С.24-30.

Боги, брахманы, люди. — М.: Наука, 1969.— 416 с.

Бонгард-Левин Г. М. Будда и основные его учения // Новая и новейшая история.—1992.—№ 4. — С.111-128.

Ванина Е. Ю. Сикхизм // Вопросы истории. —1994.—№8. — С. 177-181.

Васильев Л. С. История религий Востока. 2-е изд.— М.;—1988.

Пименов В. А. Возвращение к дхарме. — М.: Наталис, 1998.— 415 с.

Дополнительная

Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Изд. фирма Восточная литература, 2001. — 508 с.

Бонгард Г. М., Герасимов А. В. — Мудрецы и философы Древней Индии: Некоторые проблемы культурного наследия. — М.: Наука,1975.— 368 с.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 4-е изд. – М.: Восточная литература, 2007. — 495 с.