Файл: Понятие имущества тесно связано с определенными юридическими отношениями (имущественными отношениями, имущественными правами), которые также подлежат оценке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– разработка федеральных стандартов оценки;

– рассмотрение проектов нормативных правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, и рекомендация их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

– рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций оценщиков и потребителей соответствующих услуг, создание общероссийского третейского суда в сфере оценочной деятельности.

На третьем уровне системы регулирования оценочной деятельности находятся саморегулируемые организации оценщиков (далее – СРО). К функциям таких организаций отнесены:

– разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил и условий приема в члены организации;

– ведение реестра; определение прав и обязанностей таких организаций, в том числе: формирование компенсационного фонда для обеспечения ответственности своих членов, контроль за соблюдением членами организации требований законов, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности.

В некоторых случаях СРО вправе применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, исключать их из состава СРО, а также отказывать в принятии новых членов. СРО выполняют как регулирующие, так и контрольные функции. К числу регулирующих функций СРО следует отнести:

– разработку и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

– разработку и утверждение правил и условий приема в члены СРО, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

– представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

– организацию информационного и методического обеспечения своих членов. Регулирующей является и функция оспаривания в суде актов органов государственной власти и органов местного самоуправления и действий (бездействие) этих органов, нарушающих права и законные интересы всех или части членов СРО.


Контрольными функциями СРО являются:

– контроль над осуществлением членами СРО оценочной деятельности в части соблюдения ими требований комментируемого Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

– ведение реестра членов СРО и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно– правовому регулированию оценочной деятельности;

– прием в члены и исключение из членов СРО по основаниям, предусмотренным комментируемым Законом и внутренними документами СРО.

В зависимости от объекта оценки существуют также дополнительные акты, которые носят специфический характер и важны по большей мере для оценщиков, нежели юристов.

Все акты, касающиеся оценочной деятельности в Российской Федерации, принимаются в соответствии с международными нормами и договорами, в связи с этим их соблюдение обеспечивается исполнением национального законодательства. Нормы международных актов восполняют некоторые пробелы, имеющиеся в российском праве. Этические нормы поведения оценщиков при осуществлении оценочной деятельности, взаимодействии с заказчиками, другими оценщиками, саморегулируемыми организациями оценщиков, со средствами массовой информации, а также с юридическими лицами определяют типовые правила профессиональной этики оценщиков. (см. Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 708)[16]

Рассмотрим более подробно положения этих нормативно–правовых актов, касающиеся оценки недвижимости и судебной оценочной экспертизы. Основным нормативно-правовым актом в данной сфере является Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ФЗ–135.

В первой главе Закона дается определение понятия «оценочная деятельность», определяется субъектный состав отношений, объекты оценки, закреплено право Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, т.е. публичных образований, а также физических лиц и юридических лиц, т.е. частных и корпоративных лиц, на проведение оценки любых принадлежащих им объектов оценки, установлена презумпция определения рыночной стоимости при оценке объектов, предусмотрены случаи обязательного проведения оценки.

Вторая глава Закона посвящена основаниям для проведения оценочной деятельности. Глава определяет обязательные требования к договору на проведение оценки, требования к содержанию отчета о проведении оценки, предусматривает возможность судебного оспаривания достоверности величины

рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, устанавливает права и обязанности оценщика и лица, заключившего с ним договор, предусматривает независимость оценщика.

Третья глава посвящена регулированию оценочной деятельности. В ней установлен порядок регулирования оценочной деятельности, функции уполномоченных органов, порядок деятельности саморегулируемых организаций, их права и обязанности, определен порядок обеспечения имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности, предусмотрено обязательное страхование ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности.

В четвертой главе приводятся заключительные положения Закона. Закон об оценочной деятельности определяет, что подходы к оценке стоим ости имущества едины независимо от формы собственности.[6]

Оценщик является субъектом оценочной деятельности. Обязательными признаками оценщика являются:

– физическое лицо;

– членство в одной из СРО;

– страхование ответственности.

Оценщик может заниматься частной практикой, а может быть работником юридического лица. При этом если юридическое лицо намеренно выступать в качестве работодателя для оценщика, оно должно соответствовать условиям, установленным ст. 15.1 Закона об оценочной деятельности. Юристу, имеющему дело с отчетами оценщика, крайне важно знать эти условия, поскольку их несоблюдение свидетельствует о том, что лицо, работающее в такой организации, не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство. Приведенное основание и иные возможные обстоятельства оспоримости доказательств в виде отчета оценщика будут рассмотрены подробно в следующих главах.

Объектом оценочной деятельности могут выступать:

– отдельные материальные объекты (вещи);

– совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

– право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

– права требования, обязательства (долги);

– работы, услуги, информация;

– иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Основанием для проведения оценки является договор. В ст. 10 Закона об оценочной деятельности закрепляются обязательные требования к договору на проведение оценки:


1 Простая письменная форма;

2 Указание обязательных условий, а именно:

– цель оценки;

– описание объекта(ов) оценки, позволяющее осуществить их идентификацию;

– вид определяемой стоимости;

– размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

– дата определения стоимости объекта оценки;

– сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;

– наименование СРО, членом которой является оценщик, и место ее нахождения;

– стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

– размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности; –

сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор;

– сведения о банковской гарантии, обеспечивающей надлежащее исполнение обязательств по договору на проведение оценки, в случае, если исполнение обязательств по такому договору обеспечено банковской гарантией;

– сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика;

– сведения об оценщике(ах), которые будут проводить оценку в случае заключения договора с юридическим лицом.

Перечисленные условия являются существенными условиями договора на проведение оценки, их наличие обязательно для заключения договора.

Отсутствие вышеуказанных условий указывает на то, что договор считается не заключенным, соответственно, никаких правовых последствий не возникает.

Датой определения стоимости объекта оценки (датой проведения оценки, да той оценки) является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки. Возможность проведения объективной оценки обеспечивается через важнейший принцип деятельности оценщиков – их независимость, что означает осуществление деятельности не согласно чьим–то пожеланиям и интересам, а в соответствии с нормами и стандартами.

В связи с переходом к саморегулированию в сфере оценочной деятельности установлено деление стандартов оценочной деятельности на федеральные стандарты оценки, разрабатываемые НСОД и утверждаемые Минэкономразвития Рос сии, и стандарты и правила оценочной деятельности, разрабатываемые и утверждаемые СРО.[6]

Требования федеральных стандартов оценки обязаны соблюдать все оценщики при осуществлении оценочной деятельности, а требования стандартов и правил оценочной деятельности – оценщики, являющиеся членами СРО, разработавшей и утвердившей данные стандарты и правила, т.е. требования стандартов и правил оценочной деятельности, разработанных и утвержденных СРО, обязаны соблюдать только те оценщики, которые являются членами данной СРО.

Таблица 1 – Федеральные стандарты оценки

Номер стандарта

Название стандарта

Нормативный акт, утвердивший стандарт

ФСО №1

Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки

Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297

ФСО № 2

Цель оценки и виды стоимости

Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 3 298

ФСО № 3

Требования к отчету об оценке

Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299

ФСО № 4

Определение кадастровой стоимости

Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508

ФСО № 5

Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения

Приказ Минэкономразвития России от 04.07.2011 № 328

ФСО № 7

Оценка недвижимости

Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611

ФСО № 8

Оценка бизнеса

Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326

ФСО № 9

Оценка для целей залога

Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 327

ФСО № 10

Оценка стоимости машин и оборудования

Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 328

ФСО № 11

Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности

Приказ Минэкономразвития России от 25 июня 2015 3 297

ФСО № 12

Определение ликвидационной стоимости

Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2016 № 721

ФСО № 13

Определение инвестиционной стоимости

Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2016 №722


Большое значение для лиц, которые имеют дело с оценочной деятельностью в рамках судопроизводства, имеет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73–ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о судебно-экспертной деятельности). Данный акт регулирует правила проведения оценки в рамках судебного процесса, устанавливает соответствующие требования, которым должна отвечать судебная экспертиза.[7-11]