Файл: Курсовая работа современные подходы к классному руководству пм. 04. Классное руководство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГБП ОУ «Торжокский педагогический колледж им. Ф. В. Бадюлина»

Специальность 49.02.01. «Физическая культура»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Современные подходы к классному руководству

ПМ.04. Классное руководство



Выполнила:

Майорова Анна Алексеевна

студентка 34 группы

очная форма обучения

Научный руководитель:

Шамарина Екатерина Борисовна ___________________________________________

дата подпись
Оценка:__________________


2022

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ, РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Роль классного руководителя в обучении, воспитании и развитии личности учеников………………………………………………………...….5

1.2. Основные функции классного руководителя……………………...….11

1.3. Формы работы классного руководителя………………………………16
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

2.1. Система работы классного руководителя и его основные направления ………………….…………………………………………………...………...22

2.2. Работа классного руководителя с родителями……………..................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................29
ГЛОССАРИЙ

ВВЕДЕНИЕ
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с 5, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.

Педагогический процесс в классе направлен на всестороннее развитие школьников. Каждый педагог и активист класса выполняет определенную часть общей задачи.

Поэтому основная роль классного руководителя состоит в организации, стимулировании и координации всех воспитательных влияний в прикрепленном классе. В рамках своей деятельности он осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися.


Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.

Содержательная сторона работы классного руководителя определяется общими задачами воспитания. Классный наставник формирует у воспитанников их активную жизненную позицию, прививает школьникам любовь к знаниям, труду и готовит их к сознательному самоопределению. Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно.

Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.

Таким образом, классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.

Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Цель работы – изучить современные подходы к классному руководству.

Задачи:

- рассмотреть роль классного руководителя в обучении, воспитании и развитии личности учеников; - охарактеризовать основные функции классного руководителя;

- описать формы, систему работы классного руководителя и его основные направления;

- проанализировать работу классного руководителя с родителями.

ГЛАВА 1. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ, РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Роль классного руководителя в обучении, воспитании и развитии личности учеников
В учебном заведении классный руководитель занимает важно место и от его личностных качеств, целесообразности и эффективности его деятельности, которая становится сложнее и ответственнее год от года, зависит результативность учебно-воспитательного процесса, комфортность в классе.



Сегодня воспитание уже не может быть организовано посредством только тех традиционных методов, средств и форм работы, которые были ведущими в доперестроечную эпоху, но методическое обеспечение воспитательного процесса, к сожалению, развивается слабо и не всегда отвечает реалиям времени. Семья тоже не готова, за редким исключением, заниматься воспитанием в силу многих объективных и субъективных причин. Деятельность педагогов всех уровней, а классных руководителей в особенности осложняется в силу необходимости соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним действующая в учебном заведении воспитательная система.

А это значит, что нужно обладать системным видением процесса, надо уметь анализировать свою деятельность и координировать ее с деятельностью коллег, видеть логику решения проблем, иметь мужество отказаться от привычных стереотипов, уже исчерпавших силу воспитательного воздействия. Высокий интеллектуальный уровень большинства учеников выдвигает требования к личности педагога.

Классному руководителю нужно быть, прежде всего, педагогом-интеллектуалом.

Совершенно очевидно, что повышение общей и профессиональной культуры педагога, постоянное совершенствование своей деятельности является необходимым. [4]

Прежде всего, это изучение опыта мастеров педагогического труда, в том числе освещаемого периодической печатью.

Систематическое посещение уроков и воспитательных мероприятий формирует важное профессиональное качество-педагогическую наблюдательность.

Важно уметь выделить ценное в опыте каждого члена коллектива, что будет способствовать повышению продуктивного сотрудничества, которое возможно лишь при доверии друг к другу. Однако надо иметь в виду, что педагогический труд очень своеобразен, и нередко одни и те же методы и приемы у одного педагога приводят к успеху, а у другого к неудаче. Вот почему высказывать критические замечания, даже молодым и неопытным педагогам, надо очень осторожно, ибо неудачная критика может навсегда разрушить эмоциональный контакт и сделать дальнейшее сотрудничество невозможным.

Профессиональному росту педагогов и созданию творческой атмосферы в коллективе способствуют качественное выполнение ими методических разработок, участие в педагогических чтениях, конференциях, семинарах, подготовка статей для печати. Нередко классные руководители отказываются от этой работы, ссылаясь на загруженность, недостаток времени.


Тем самым они сужают свой творческий диапазон и ограничивают возможности для профессионального роста и самосовершенствования, что, безусловно, несовместимо с трудом в сфере педагогики, которая является не только наукой, но и искусством.

Правда, иногда в деятельности классного руководителя наблюдается другая крайность. Познакомившись с новомодными элементами педагогических веяний, он пытается немедленно применить их в собственной практике. Несомненно, каждый педагог должен знать обо всех нововведениях в области педагогики, но использовать их в своей работе необходимо творчески, обдуманно, потому что слепое копирование может привести совсем к другим результатам.

Говоря о качестве педагогических условий, имеют в виду психологическое состояние всех членов коллектива, их взаимоотношения - комфортные и дискомфортные, а также возможности для самореализации личности, для формирования ее высоких духовных интересов и потребностей. Ведущая роль в создании такой благоприятной атмосферы принадлежит классному руководителю.

Ученики, приобретя определенные навыки взаимодействия с окружающими людьми, все же не обладают в полной мере культурой социального поведения.

Вступая в современный мир, молодые люди, не имея достаточного опыта, не всегда правильно находят свои жизненные ориентиры, и нередко наступает такой момент, когда изменить что-либо в их судьбе очень сложно.

Именно в связи с такой ситуацией особое значение приобретает искусство педагога. Поставив ученика в условия постоянного духовного усилия в решении жизненных проблем, он не оставляет его без помощи и поддержки, совета. Классный руководитель не только оценивает, корректирует, но и развивает систему отношений учеников к людям и к миру. [3]

Отношения, как известно, формируются в деятельности. Принцип деятельностного подхода является основополагающим в отечественной педагогике. В деятельности ученик учится отстаивать свое человеческое достоинство, в деятельности он приобретает качества, необходимые для будущей профессии.

Отечественная педагогика располагает богатейшим опытом организации коллективной деятельности, в процессе которой формировались такие важные качества личности, как ответственность, организованность, забота о других, настойчивость, самостоятельность, духовность. Большое внимание уделялось проведению многочисленных мероприятий (уроки мира и уроки мужества, суды над империализмом и митинги), администрация строго контролировала проведение собраний и зачетов. По количеству мероприятий оценивалась и работа классного руководителя.


Однако личные наболевшие проблемы оставались, как правило, в стороне. С кем, например, ученик мог посоветоваться, что делать, если не складываются отношения с преподавателем, как поступить, если его не принимают одноклассники, как быть, если жизнь невыносима из-за ненормальных отношений с отчимом и т.д.

Поэтому многие мероприятия, проводимые как в классе, так и в учебном заведении, оставляли учеников безучастными и холодными, они их посещали, чтобы избежать неприятностей. Трагедия современной школы, считают многие педагоги, именно в том, что вместе с коммунистическими организациями из школы ушла деятельность. Сейчас на ее месте пустота. Эта ситуация не могла не повлиять на личностные качества студентов и учеников, которым нередко присущи: агрессивность, отчужденность, нонконформизм, бездуховность, индивидуализм и т.д.

Организуя разнообразную деятельность учеников, классный руководитель должен взять на вооружение лучший опыт в отечественной и мировой педагогике и творчески осмыслить его с учетом современных требований и тенденций.

Организация групповой деятельности - обязательный элемент образовательного процесса. В классе ученики усваивают нормы поведения в обществе, принимая участия в том или ином виде деятельности, они развивают свои способности, личные качества: интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и др.

Как известно, содержание внеурочной воспитательной деятельности определено программой, концептуально основанной на сочетании интересов и потребностей личности и общества. Следовательно, проблема состоит в том, чтобы не только знать интересы и потребности молодежи, хотя и это очень важно, но и обеспечить гармоничное сочетание социально ценных потребностей молодых людей с потребностями общества.

Сегодня решить эту задачу, прибегнув к прямому воздействию на личность ученика, вряд ли возможно. Большие возможности для косвенного влияния открывает воспитательная система учебного заведения. Несомненно, при ее наличии требования к педагогам, как уже отмечалось, значительно возрастают. Статус классного руководителя, формы и методы его деятельности претерпевают значительные изменения. Процесс этот протекает очень сложно, медленно и противоречиво, что выражается и в стремлении сохранить традиционный подход к деятельности классного руководителя, и в полном отказе от классного руководства, и в попытках заменить классных руководителей освобожденными классными воспитателями или социальными педагогами, и в предоставлении классным руководителям больших прав и свобод, наконец, в игнорировании воспитательной работы вообще и в абсолютном невнимании к работе классного руководителя.