Файл: Курсовая работа современные подходы к классному руководству пм. 04. Классное руководство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан не только с возникновением воспитательных систем.

Эффективность работы образовательного учреждения зависит как от совместных действий всех членов педагогического коллектива, так и от целесообразной деятельности каждой категории педагогов, среди которых важнейшая роль принадлежит классным руководителям, ближе других стоящих к ученикам и знающих их лучше всех.

В своей деятельности классный руководитель выполняет множество функций по отношению к личности, классу, активу, родителям, преподавателям, психологу и т.д.

Среди этих функций все большее значение приобретает защита ученика, реализуемая в личностном подходе. Личностный подход должен быть базой ценностных ориентаций педагога. Однако это только одна сторона вопроса. Несомненно также и то, что любой педагог должен и к себе относиться с таких же позиций: как к уникальной личности, имеющей право на своеобразие, неповторимость, и, кроме того, формировать такую среду, в которой этот принцип стал бы нормой жизни и философией коллектива.

Личное достоинство педагога - один из главных показателей его профессионализма. Благодаря ему появляются силы выдержать и не ронять себя в сложных ситуациях, мужественно признавать и преодолевать ошибки, не

сорваться, доказывая свою правоту в беседах с коллегами, с учениками, их родителями и т.д.

Очень важен аспект личностного подхода формирования образа достойной жизни учеников. Образ жизни - результат интеллектуальных и духовных усилий человека, в готовом виде преподнести его нельзя. Без помощи педагогов и родителей ученик не может самостоятельно осознать, усвоить столь сложное, многомерное понятие, поэтому правильнее говорить о воспитании образа достойной жизни как о цели, содержании работы по развитию личности человека. Выполняя социальный заказ общества, педагог призван передать молодежи бесценный опыт поколений, приобщить ее к сокровищнице мировой культуры.

Размышлять о смысле жизни, назначении человека учат книги. Высокие эталоны отечественной и зарубежной классики, лучшие произведения современных писателей и поэтов не только помогают составить представление о достойном жизненном выборе, но и сформировать высокую культуру чтения.

И конечно, реалии повседневной жизни оказывают огромное влияние на поведение человека, его мировоззрение. Ели родители, соседи, педагоги, которых ученик видит ежедневно, не входят в противоречие с нормами человеческого общежития, то и он будет стремиться следовать этому примеру. Важно, чтобы ученик услышал и оценку своего проступка: «Это недостойно тебя!». [8]


Как видим, эффективность многоплановой деятельности классного руководителя зависит от многих факторов. Предопределяющим из них является высокая духовная атмосфера учебного заведения, в создании которой он принимает непосредственное участие.


1.2. Основные функции классного руководителя
Для организации внеклассной воспитательной работы в школе из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в школах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации.

Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные формы нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классных руководителей. [1]

Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности. В качестве важнейших функций (от лат. functio исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие:

1. Организационно-координирующая: ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела учащихся, план работы классного руководителя (план воспитательной работы на учебный год); планирование своей деятельности по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию установленными нормативно-правовыми актами и администрацией; наличие портфолио классного руководителя включающий: социальный паспорт класса, картотека на каждого учащегося с указанием физического состояния здоровья, индивидуальных особенностей, способностей, склонностей, психологической оценки в коллективе, отчеты по итогам воспитательной работы за учебный год; ведение педагогических наблюдений за динамикой развития учащихся и коллектива класса; организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом;организация дежурства по классу, школе, столовой; соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета; организация питания учащихся; забота о внешнем виде воспитанников; проведение классных часов 1 раз в неделю (классные собрания, «часы общения», организационные, игровые классные часы и т. п.); организация работы по профессиональной ориентации учащихся; начало формирования системы ученического самоуправления в классном коллективе;привлечение детей к деятельности в рамках детских общественных объединений; проведение плановых и, в исключительных случаях, внеплановых родительских собраний; содействие работе родительского комитета класса; установление связи общеобразовательного учреждения и семьи; учет и стимулирование разнообразной деятельности детей, особенно в системе дополнительного образования, обеспечение для этого необходимых условий; повышение своей профессиональной квалификации в целях совершенствования воспитательного процесса; индивидуальная поддержка и стимулирование каждого учащегося и коллектива в целом как субъектов этой деятельности; взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками и другими субъектами образовательного процесса, а также обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения.



2. Коммуникативная: содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – родитель», «учитель – родитель»; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе.

3. Аналитическо-прогностическая: изучение физического и психического здоровья воспитанников, их успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и психологической службами образовательного учреждения; изучение индивидуальности учащегося; систематический анализ динамики личностного развития учащихся; анализ и оценка семейного воспитания каждого ученика; определение состояния и перспектив развития классного коллектива; анализ и оценка воспитанности личности и коллектива обучающихся.

4. Социальная: обеспечение индивидуального развития учащихся класса, создание условий для полного раскрытия их способностей; при поддержке психолога, социального педагога и родителей (законных представителей) осуществление диагностики воспитанности учащихся, эффективности воспитательной работы с ними; организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения; создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;выявление и учет категорий детей социально незащищенных; обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий учащихся; систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы; систематическое наблюдение за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН.

5. Проектно-организаторская: умение проектировать и организовывать с учащимися и их родителями разные виды деятельности воспитательного, социального и познавательного характера (экскурсии, походы, посещение театров, постановка спектаклей, праздников, досуга); разработка проектов совместно с учащимися и их родителями по принципу «ни для детей, а вместе с детьми», направленных на развитие креативных и когнитивных способностей, активности, овладение навыками совместной деятельности и ответственности; разработка совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса; определение системы управления и самоуправления в классе; проектирование программ индивидуальной поддержки и сопровождения учащихся (слабоуспевающих, «трудных», закомплексованных и др.); обучение анализу и самоанализу результатов спроектированной и организованной воспитательной работы совместно с детьми.


6. Контрольная: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учащимися учебных занятий. Эффективность работы классного руководителя определяется положительной динамикой в: состоянии психологического и физического здоровья учащихся класса; степени сформированности у учащихся понимания значимости здорового образа жизни; уровне воспитанности учащихся; проценте посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий; проценте посещаемости родительских собраний родителями; уровне сформированности классного коллектива; проценте занятости учащихся в различных формах дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.);рейтинге активности классного коллектива и отдельных учащихся в школьных, окружных и городских мероприятиях; степени развития в классном коллективе органов ученического самоуправления.

7. Личностно-развивающая функция. Сущность ее заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно - мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д. [2]

Осуществление этих функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:

- всестороннее изучение учащихся;

- разъяснение и внедрение правил поведения учащихся, повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;

  • периодическое проведение ученических собраний в классе;

  • вовлечение учащихся в кружковую работу;

- организация общественно полезного труда; внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся;

- объединение воспитательных усилий учителей, работающих в классе, и установление единого подхода к учащимся;

- поддержание связей с родителями и работа с семьей;

- ведение личных дел учащихся.

Многообразие и сложность обязанностей, выполняемых классным руководителем, требуют научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к рассмотрению важнейших вопросов этой методики.
1.3. Формы работы классного руководителя
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков.


Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, и в том числе аудиовизуальной.

К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, с учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать.

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

      по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

      по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;

      по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

      по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

      по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

      по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

      по числу участников — индивидуальные  (воспитатель—воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые  (воспитатель—несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.