Файл: Курсовая работа современные подходы к классному руководству пм. 04. Классное руководство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 363

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час. [5]

1. Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно- эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Темы классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и час коррекции поведения учащихся.Классный час может быть посвящен и проблемам улицы. Детям надо предоставить возможность активно обсуждать свою жизнь во дворе, в неформальной группе. Сколько времени у ребят занимает улица, с кем они дружат, во что играют, какова атмосфера, содержание отношений и общения.

2. Классное собрание - это форма организации коллективной жизни. Собрание группы (классное собрание).

Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.

На классном собрании нельзя:

- позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;

- привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей; наказывать группу за поведение отдельных ребят.

Правила организации и проведения собрания:

- попытаться самим решить проблему;

- не оказывать друг на друга никакого давления;

- слушать друг друга, не перебивая.

3. Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.


4. Конференция - широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.

5. Клубы по интересам - объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

 6. Вечера - вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.

7. Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.

8. Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Основным условие подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.



9. Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:  торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;∙  концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы,∙ танцы.

10. Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.

11. Игра - соревнование, состязание между учениками по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игр интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.

12. Дискотека – англ., слово значит – собрание пластинок. «Диск» - по-французски «пластинка», греческое окончание «тека» - «ящик». Формы организации дискотек самые разнообразные: - дансинг – «танцуем без перерыва»; - тематические; - танцевальные; - диско – театры. Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования, оформления зала и соответствующую атмосферу. [6]

Таким образом, классный руководитель посредством основных форм своей работы с детьми превращается в мозговой политико-синтетический центр системы воспитания. Он оказывает ребенку решающую педагогическую помощь в осознании им процесса собственной жизни и деятельности, что превращает его в активного и сознательного субъекта воспитания.

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
2.1. Система работы классного руководителя и его основные направления
Классный руководитель - учитель, организующий учебно - воспитательную работу в порученном ему классе.

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.

Деятельность классного руководителя характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.


В последние годы традиционный план воспитательной работы в педагогической практике вытесняется программами воспитания.

Тематические и возрастные программы воспитания, которые все чаще появляются в реальной практике, могут быть общегосударственными («Федеральная программа развития толерантных установок и толерантного поведения», «Программа патриотического воспитания Республики Марий Эл», программа «Здоровье» и др.) или касаться отдельных школ или коллективов. Такие программы имеют более узкое содержание.

Общие цели и задачи решаются через конкретные направления. Чаще всего эти программы как бы дополняют общие программы воспитания в тех вопросах, которые являются на данном возрастном этапе особенно актуальными для успешной социализации детей. [9]

Тематические воспитательные программы весьма удачно реализуются в творческих коллективах и объединениях, особенно в системе дополнительного образования, и в различных детских и подростковых общественных объединениях. Долгое время в работе пионерской организации реализовывались такие программы, как «Миллион – Родине», «Зернышко».

Благодаря деятельности по тематическим программам во многих школах удалось сохранить общественное движение детей, систематизировать воспитательную работу, организовать серьезную общественно полезную деятельность подростков и юношества.

Появляются такие программы и в классных коллективах. На наш взгляд, построение программы для классного коллектива во многом решает задачи системного строительства воспитательного процесса, позволяет оптимально подобрать формы и методы воспитательной работы, разнообразить ее в соответствии с актуальными потребностями общества и самих ребят.

Тематические программы создаются для решения конкретных воспитательных задач. Поэтому первым шагом при создании программы является детальное изучение особенностей детского коллектива, изучение вопросов, требующих особенного педагогического внимания.

Это чаще всего вопросы, решение которых возможно только через специально организованную деятельность: развитие определенных социальных навыков, социальных компетентностей, определенных умений и социальных знаний. Чаще всего решение этих задач и становится основным содержанием программы.

В целостном воспитательном процессе школы воспитательные тематические и возрастные программы особенно актуальны для решения специальных задач воспитания, в работе специализированных классов, творческих объединений.


Для классного руководителя, работающего по тематической программе (школьной или авторской), открывается возможность шаг за шагом решать насущные проблемы класса, находить наиболее перспективные линии развития классного коллектива. В течение нескольких лет класс может работать по нескольким тематическим программам одновременно или поочередно.

Основные направления тематических программ: здоровье и здоровый образ жизни, развитие социального опыта, развитие коммуникационного опыта и опыта позитивного досуга, развитие гражданских и правовых компетентностей, развитие личностных интересов и способностей и др.

Успех в работе классного руководителя во многом зависит от ее плановости и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой план.

Организационно-педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся, мероприятия по организации и форматированию коллектива учащихся, а также совместную работу с детьми и родителями учащихся.

Эта работа в соответствии с рекомендациями «Примерного содержания воспитания школьников» предусматривает формирование нравственности, трудовое воспитание и профориентацию, воспитание ответственного отношения к учению и учебных умений, правовое, эстетическое и физическое воспитание.

Система в работе классного руководителя предполагает целесообразное сочетание форм и методов просвещения с организацией практической деятельности школьников. Классный руководитель, как правило, работает с одним и тем же составом учащихся несколько лет. Поэтому логика в воспитательных мероприятиях должна прослеживаться не только по месяцам, но и по учебным годам. [7]
2.2. Работа классного руководителя с родителями
Для эффективной работы классному руководителю необходимо изучение семьи, ее традиций, духовных ценностей, особенностей взаимоотношений между родителями и детьми. В этих целях он может обратиться к различным методам диагностики: наблюдению, беседе, анкетированию, тестированию.

1. Наблюдение является одним из наиболее ценных источников получения информации о семье. Однако для того, чтобы эти сведения были действительно ценными, наблюдение должно отвечать определенным требованиям. Оно должно быть многократным. Наблюдение должно быть объективным, т.е. отражать факты, а не впечатления наблюдателя. Возможности для наблюдения у классного руководителя имеются во время классных собраний, совместных мероприятиях, при посещении семьи. Наблюдение за поведением детей часто дает ценный материал для характеристики всей семьи.