Файл: Министерство строительства и жилищнокоммунального хозяйства российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 578

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15.4.4
При работе технических средств на реках со средней скоростью течения свыше 0,5 м/с должна учитываться заносимость траншей донными наносами.
15.4.5
При разработке на подводных переходах тяжелых грунтов под большим слоем наносов, сначала должны удаляться мягкие (наносные) грунты, а затем, после предварительного рыхления, тяжелые (твердые) породы.
15.4.6
Для транспортирования извлеченного грунта в зависимости от расположения и удаленности мест отвалов должны использоваться несамоходные и самоходные саморазгружающиеся шаланды, баржи-площадки или
СП 86.13330.2022 Магистральные трубопроводы СНиП III-42-80*
Страница 109
ИС «Техэксперт: 6 поколение» Интранет

СП 86.13330.2022
101 пульпопроводы. Складирование грунта в подводных отвалах осуществляется в соответствии с ПД (РД).
15.4.7
Буровзрывные работы при устройстве подводных траншей должны выполняться только при отсутствии возможности разработки грунта иным способом, что должно быть обосновано в ПД (РД) и ППР на буровзрывные работы с указанием способов и условий выполнения работ.
15.4.8
При разработке подводных траншей на судоходных реках и водоемах должен осуществляться непрерывный контроль их параметров (ширины, глубины, откосов) с помощью приборов (эхолоты, гидролокаторы бокового обзора), установленных на борту судов. В отдельных случаях контроль может проводиться эпизодически, через каждые 2 – 4 ч работы земснаряда.
На малых реках контроль должен осуществляться эхолотами, лотами или наметками с лодки или катера.
Контрольные промеры с поверхности воды должны выполняться при волнении не более 2 баллов по шкале Бофорта.
15.4.9
При разработке подводных траншей плавучими грунторазрабатывающими снарядами и другими техническими средствами не допускаются недоборы по глубине и ширине разрабатываемой траншеи.
Предельные параметры не должны превышать значений, приведенных в
СП 45.13330.2017 (подпункт 6.2.1.5).
15.5
Сварочно-монтажные работы
15.5.1
Выполнение сварочно-монтажных работ на подводных переходах – в соответствии с разделом 9.
15.5.2
Сварка гарантийного стыка на подводном переходе должна выполняться лицом, аттестованным в установленном порядке.
15.5.3
В процессе выполнения работ все сварные соединения должны подвергаться контролю качества неразрушающими методами в соответствии с
9.11.
15.5.4
Для подводных переходов ЛЧ МТ через водные преграды
(русловая/пойменная часть) до укладки трубопровода по требованию заказчика может дополнительно проводиться контроль качества СМР методом «сухой протяжки» внутритрубным инспекционным прибором для выявления дефектов стенки трубы и сварных швов.
15.6
Изоляционные работы
15.6.1
Для строительства подводных переходов применяются трубы с ЗП специального типа по ГОСТ 31448 независимо от диаметра трубопровода.
Нанесение ЗП на зону сварных стыков осуществляется в соответствии с 10.2.
15.6.2
Нанесение ЗП на зону стыков труб должны проводить после получения положительных заключений о качестве сварки и предварительного гидравлического испытания трубопровода (первый этап).
15.7
Балластировка трубопроводов с применением утяжелителей,
обетонирования, закрепление анкерами
15.7.1
Выбор способа балластировки трубопроводов и типа конструкций балластных грузов, определение их количества и схема установки проводится проектной организацией.
Изменение вида балластировки при строительстве должно быть согласовано с заказчиком и проектной организацией.
15.7.2
На русловых участках подводных переходов для балластировки трубопроводов в зависимости от их диаметра применяются отдельные кольцевые
СП 86.13330.2022 Магистральные трубопроводы СНиП III-42-80*
Страница 110
ИС «Техэксперт: 6 поколение» Интранет


СП 86.13330.2022
102 утяжелители, изготовленные из чугуна, железобетона, шлакового литья либо сплошное бетонное покрытие, наносимое в заводских (базовых) условиях.
На пойменных и прибрежных (периодически затапливаемых) участках подводных переходов применяют отдельные навесные или кольцевые бетонные пригрузы, сплошное бетонное покрытие, полимерно-контейнерные устройства, текстильные контейнеры или анкеры.
15.7.3
Производство работ по балластировке трубопроводов на подводных переходах осуществляется в соответствии с разделом 13.
15.8
Укладка трубопроводов протаскиванием по дну подводных
траншей, свободным погружением, со льда в траншею
15.8.1
Способ укладки трубопроводов на подводных переходах должен определяться в ПД. В ППР на укладку подводных трубопроводов должны быть определены длина трубных плетей, основные технологические операции, механизмы, сроки работ, рассчитаны условия устойчивости трубопроводов, строительные нагрузки на трубопроводы и напряжения в них, возникающие с учетом сил воздействия текущего потока и подъемной силы воды и другие возможные параметры (расстановка понтонов, радиус изгиба и др.).
15.8.2
Основные способы укладки трубопроводов через водные преграды, сооружаемых траншейным способом:
- протаскивание по дну подводных траншей;
- с поверхности воды свободным погружением;
- со льда.
15.8.3
Укладка трубопровода способом протаскивания по дну подводной траншеи должна применяться:
- при плавном рельефе одного из берегов в створе переходов, при котором возможна планировка на этом участке в соответствии с допустимым радиусом изгиба трубопровода при его протаскивании;
- при необходимости производства работ в летний период через судоходные водные преграды;
- при наличии площадки достаточных размеров для устройства спусковой дорожки;
- при наличии техники, тягового усилия которой достаточно для протаскивания длинномерных трубных плетей.
15.8.4
В зависимости от ширины водной преграды, рельефа берега, наличия спусковых устройств и понтонов, мощности трубоукладчиков и тяговых средств следует применять две технологические схемы укладки подводных трубопроводов способом протаскивания по дну:
- схема I – протаскивание трубопровода с предварительным монтажом его на полную длину в створе перехода;
- схема II – последовательное протаскивание отдельных трубных плетей со стыковкой их на приурезном участке.
15.8.5
Технологический процесс укладки трубопроводов по схеме I должен включать: монтаж и сварку труб или трубных плетей в створе перехода, испытание смонтированного трубопровода, нанесение ЗП на зону сварных стыков, протаскивание трубопровода, проверку его положения после укладки и испытание
(до засыпки траншеи).
Укладка по схеме I может быть применена на переходах через водные преграды шириной до 500 м, где рельеф берега позволяет смонтировать спусковую дорожку и трубную плеть длиной, равной ширине водной преграды.
СП 86.13330.2022 Магистральные трубопроводы СНиП III-42-80*
Страница 111
ИС «Техэксперт: 6 поколение» Интранет


СП 86.13330.2022
103 15.8.6
Технологический процесс укладки отдельных трубных плетей по схеме II должен включать:
- монтаж первой трубной плети в створе перехода с выполнением всех операций, предусмотренных при укладке по схеме I;
- монтаж, испытание второй и последующих трубных плетей на строительной площадке параллельно первой трубной плети.
После протаскивания первой трубной плети вторую трубную плеть устанавливают на спусковую дорожку; на приурезном участке сваривают стык между первой и второй трубной плетью, стык контролируют радиографическим методом и изолируют. После протаскивания второй трубной плети устанавливают в створе третью трубную плеть и т. д.
15.8.7
Технологический процесс укладки трубопровода способом протаскивания по дну водной преграды включает:
- устройство и оборудование спусковой дорожки;
- укладку трубопровода на спусковую дорожку;
- оснащение трубопровода понтонами (при необходимости);
- проверку готовности подводной траншеи (промеры глубин и проверка отметок дна траншеи);
- установку и закрепление тяговых средств;
- приварку оголовка и прокладку тяговых тросов с закреплением их на оголовке;
- протаскивание всей нити трубопровода или отдельных секций (трубных плетей) со сваркой межсекционных стыков;
- контроль фактического положения уложенного трубопровода.
15.8.8
На спусковой дорожке должны выполняться монтаж и сварка трубных плетей из отдельных обетонированных или балластированных грузами труб, а также навеска отдельных грузов на трубную плеть.
15.8.9
Спусковую дорожку в плане следует трассировать прямолинейно.
Вертикальная трассировка ее на перепаде отметок от берега до подводного участка должна быть выполнена криволинейно с учетом допускаемого радиуса упругого изгиба трубопровода и возможных силовых воздействий, вызывающих продольные напряжения в трубопроводе на спусковом пути.
Расстояние между роликоопорами или тележками (при необходимости их применения) спусковой дорожки рассчитывают в зависимости от грузоподъемности и массы трубопровода.
15.8.10
Для уменьшения тяговых усилий при протаскивании трубопроводов спусковая дорожка должна быть с уклоном в сторону воды. Для предупреждения самопроизвольного перемещения трубных плетей должны быть предусмотрены специальные тормозные устройства (например, тормозная лебедка).
15.8.11
В качестве тяговых средств для протаскивания подводного трубопровода следует использовать специальные тяговые лебедки, тягачи, оборудованные лебедками, а также однотипные тракторы, работающие в сцепе.
Если мощность тяговых средств недостаточна, можно применять трубоукладчики для подъема отдельных участков трубопровода, находящегося на берегу. Для трубопроводов диаметром менее DN 1000 запрещается прикладывать к трубопроводу дополнительные толкающие усилия; при диаметре DN 1000 и более
– необходимость и величина толкающих усилий определяется ПД (РД).
15.8.12
Тяговый трос через водоем должен быть проложен по оси подводной траншеи. Не допускается образование петель на тросе. Перед протаскиванием трубопровода необходима обтяжка тягового троса.
СП 86.13330.2022 Магистральные трубопроводы СНиП III-42-80*
Страница 112
ИС «Техэксперт: 6 поколение» Интранет


СП 86.13330.2022
104 15.8.13
Укладку трубопроводов свободным погружением следует применять при следующих условиях:
- пересекаемая водная преграда несудоходна или в месте перехода возможен перерыв судоходства на время установки трубопровода;
- скорость течения не требует сложных устройств для удержания плавающей нитки трубопровода в створе перехода;
- трассировка перехода на берегах предусматривает прокладку трубопроводов с кривыми вставками.
15.8.14
Для укладки трубопроводов свободным погружением на дно трубная плеть, собранная на спусковой дорожке, должна транспортироваться на плаву к месту укладки. Погружение может осуществляться как путем заполнения трубопровода водой, так и путем открепления разгружающих понтонов. При укладке трубопровода с заполнением его водой должны быть предусмотрены мероприятия для полного удаления воды из уложенного трубопровода.
15.8.15
При строительстве подводного перехода в зимних условиях в ПД
(РД) должно быть предусмотрено выполнение зимних видов работ (ледорезные работы, уборка льда, работы по поддержанию майн, увеличение несущей способности льда и др.) и способ укладки.
В состав ППР на строительство подводного перехода в зимних условиях должны входить: технологические схемы работ по резке и уборке льда; мероприятия по увеличению несущей способности льда.
15.8.16
Выполнение всех работ на льду, установка оборудования и размещение материалов, а также движение транспортных средств по льду следует проводить только после определения его несущей способности и сравнения приведенной толщины льда с расчетной (допустимой), принятой в ПД (РД).
15.8.17
При невозможности устройства подводной траншеи полного профиля в зимний период следует проводить разработку подводной траншеи в летних условиях с доработкой ее перед укладкой трубопровода в зимних условиях средствами малой механизации (грунтососы, гидромониторы).
15.8.18
Трубопроводы на подводных переходах в зимних условиях в зависимости от местных условий строительства следует укладывать протаскиванием трубопровода по дну; способом свободного погружения; опусканием трубопровода с промежуточных опор, установленных на льду.
15.8.19
При значительной ширине водной преграды для уменьшения тягового усилия при протаскивании трубопровода участок троса, примыкающий к тяговым устройствам на берегу, следует прокладывать на поверхности льда, а остальную часть – по дну. Параметры тягового троса определяют в зависимости от длины укладываемой плети трубопровода, ее весовых характеристик, рельефа местности, применяемого оборудования и тяговых средств.
15.8.20
Для протаскивания трубопроводов на береговом участке в зимних условиях следует применять ледяные дорожки.
15.8.21
Майны для входа и выхода трубопровода в береговых урезах следует устраивать во льду непосредственно перед протаскиванием трубопровода.
15.8.22
Для укладки трубопроводов способом свободного погружения в зимних условиях следует применять следующие технологические схемы:
- схема I – монтаж трубных плетей на берегу; устройство майны на всю ширину зеркала реки или водоема; вывод трубопровода в майну с последовательной стыковкой трубных плетей на берегу; укладка трубопровода на дно траншеи с заполнением его водой;
СП 86.13330.2022 Магистральные трубопроводы СНиП III-42-80*
Страница 113
ИС «Техэксперт: 6 поколение» Интранет


СП 86.13330.2022
105
- схема II – монтаж трубопровода из звеньев длиной до 36 м на льду по створу перехода на лежках; устройство майны параллельно смонтированному трубопроводу; спуск трубопровода в майну и укладка его на дно траншеи заполнением водой.
15.8.23
Для предотвращения сноса трубопровода течением во время погружения необходимо устраивать оттяжки. Число оттяжек и расстояние между ними определяются расчетом в зависимости от скорости течения.
15.9
Берегоукрепительные работы
15.9.1
При строительстве подводных переходов должны быть предусмотрены технические решения по укреплению берегов от размыва и предотвращению эрозии грунта в границах подводного перехода вследствие русловых процессов и техногенного воздействия на берега при строительстве.
15.9.2
Типы, конструкции берегоукреплений, способы и основные технологические решения по их сооружению на переходах трубопроводов через водные преграды должны определяться ПД (РД).
15.9.3
При берегоукреплении в качестве защитного покрытия следует использовать местные строительные материалы (песчано-гравийную смесь, гравий, гальку, камень), гибкие бетонные покрытия, ГТСМ в виде матов, оболочек и гибкие решетчатые конструкции. Вид защитного покрытия при берегоукреплении определяется ПД (РД).
15.9.4
Для берегоукрепления допускается ГТСМ, обладающие хорошими фильтрационными свойствами, грунтонепроницаемостью, прочностью, эластичностью, а в зоне переменного уровня воды – морозостойкостью и экологической безопасностью.
15.9.5
Геотекстильные синтетические материалы могут использоваться в качестве:
- обратного фильтра под берегозащитное покрытие, заменяющего послойную отсыпку крупнозернистых грунтов;
- защитных противоэрозионных экранов для закрепления береговых склонов в зоне нарушения естественного состояния грунтов и растительности;
- защитных оболочек и матов, заполненных грунтом;
- оболочки дренажных устройств.
15.9.6
Подводное и надводное берегоукрепления, рассчитанные на длительный срок эксплуатации в условиях воздействия на откосы ветровых и судовых волн, ледовых нагрузок, выполняются в соответствии с ПД (РД).
15.9.7
Планировка откосов и отсыпка слоя песчаной подготовки под крепления на берегу выше меженного уровня должна выполняться бульдозером.
При этом допускаются следующие отклонения отметок песчаной подготовки:
- для железобетонных покрытий из сборных плит размером более 1,0 м –
±5 см;
- для гибких покрытий из плит и решеток с модулем размером до 1,0 м –
±10 см;
- для каменной наброски и гравийной отсыпки – ±20 см;
- для закрепленных грунтов – ±15 см.
15.9.8
Планировка (разравнивание) грунта в траншее, а также щебеночной или гравийной отсыпки под водой должна выполняться с помощью малых средств гидромеханизации, плавательных кранов и водолазов; допустимые отклонения от проектных отметок при этом должны быть в пределах ±20 см.
СП 86.13330.2022 Магистральные трубопроводы СНиП III-42-80*
Страница 114
ИС «Техэксперт: 6 поколение» Интранет