Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Теория психосоциального развития Э.Эриксона. Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности. На каждой стадии существуют свои критические отметки. И если их личность проходит благоприятно, то развитие личности продолжает­ся гармоническое и наоборот.

6. К.К. Платонов понимал под личностью биосоциальную струк­туру, имеющую следующие составные части : 1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальные особенности отражения; 4) темперамент.

7. Концепция личности И.П.Павлова. Психического как самос­тоятельного явления в природе не существует и все психические явления можно объяснить с помощью биологических (физиологических понятий (биологизаторская концепция личности).

8. Концепция В.Штерна. Психическое развитие личности в краткой форме воспроизводит основные ступени исторического раз­вития общества (социологизаторская концепция личности).

Концепция личности К.Хорни. Человеком управляют две тенден­ции — стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто ведут к столкновению. Су­ществует 3 стратегии их преодоления: 1)стремление к людям;

2)стремление отдалиться от них; 3) стремление действовать против людей (агрессия) (это пути здорового человека) и 4) невротичес­кая покорность (больного).


Тема 2

Психологическая структура личности. Структурно-функциональная организация нервно-психи-

ческой деятельности.

1. Психологическая структура личности. Понятия чело­век, индивид, личность, индивидуальность субъект и объект дея­тельности и их соотношения.

2. Понятие о направленности личности. Потребности, ин­тересы, установки мировоззрение и идеалы личности.

3. Нейрон как структурно-функциональная единица нерв­ной системы.

4. Функциональная морфология нервной системы.

5. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность НС. Понятие управления в психической деятельности.

Рекомендуемая литература.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихоло­гического анализа. — М., 1990.

2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.

3. Психология /под ред. А.А.Крылова. — М., 1998.

4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М., 1999.

1. Психологическая структура личности. Понятия чело­век, индивид, личность, индивидуальность субъект и объект дея­тельности и их соотношения.

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия "человек", индивид, субъект, "личность", "индивидуальность".

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие че­ловек. Человек — это прежде всего биологическое существо, при­надлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens.

Понятие индивид характеризует человека как носителя опреде­ленных свойств (дать схему).

(схема св-в индивида)

Субъект — это категория, характеризующая активное, преобра­зующее начало в человеке (чаще всего используются по отношению к какой-либо деятельности);

Понятие "личность" несколько уже, чем понятие "человек". Личность — это конкретный человек, взятый в системе его ус-

тойчивых социально обусловленных психологических характеристик,



которые проявляются в общественных связях и отношениях

Личность занимает определенное положение в обществе и вы­полняющий определенную общественную роль. Роль — это социальная

функция личности; например, роли матери и отца -воспитание де­тей, роль директора школы — управление коллективом учителей и организация процесса обучения учащихся.

Индивидуальность-это личность в ее своеобразии. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личнос­ти. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо гла-

венствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окру­жающих.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмо­циональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенности переработки ин­формации, т. е. в умении ставить проблемы и решать их. Своеобра­зие чувств может заключаться в чрезмерном развитии одного из них (интеллектуального или морального), в большой подвижности эмо­ций. Особенность воли проявляется в силе воли, удивительном му­жестве или самообладании. Оригинальность может состоять в сво­еобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем осо­бый колорит его поведению или действиям.

Необходимо отметить одно из изречений: "Индивидом рождают­ся, личностью становятся, индивидуальность отстаивают".

Социальная сущность личности

Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообра­зия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.

Личность как объект общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отноше­ний, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складыва­ющихся в процессе производства и потребления материальных благ.

На психологию личности вместе с тем влияет и психология со­циальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отно­шений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

Личность как субъект общественных отношений.
Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. явля­ется деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных за­кономерностей.

Личность-существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

В настоящее время психологическая наука изучает целый спектр психических явлений, которые могут быть подразделены на следующие категории:

- психические процессы (познавательные, волевые, эмоцио­нальные) (характеризует процессуальность исследуемого свойства);

- психические состояния (характеризует статический момент, относительное постоянство исследуемого явления)

- психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

+ неосознаваемые психические процессы.

(дать рисунок структура личности (псих. процессов, сост. и св-в и неосознаваемых псих. процессов)

При изучении личности акцент производится на свойствах как усточивых компонентах личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность лич­ности, или избирательное отношение человек к деиствительности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельнос­ти.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.

Четвертый компонент — темперамент, динамическая характерис­тика психических явлений человека.

2. Понятие о направленности личности. Потребности, ин­тересы, установки мировоззрение и идеалы личности.

Основные компоненты личности (дать схему св-в личности).

Первый компонент структуры характеризует направленность лич­ности, или избирательное отношение человек к деиствительности.

Направленность включает различные свойства, систему взаимо­действующих потребностей и интересов, идейных и практических ус­тановок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деяельности личностй.

Направленность личности —
это система побуждений, определя­ющая избирательность отношений и активность человека.

Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы.

Мотивы — это осознанные побуждения к деятельности или пове­дению.

От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения, когда личность действует под влиянием внут­ренних побуждений или внешних стимулов, которые не осознаны.

ПОТРЕБНОСТИ Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом.

Потребность — это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Потребности побуждают человека к активности.

Потребности определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека. В связи с удовлетворением или неудов­летворением потребностей, в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокое­ния, удовольствия или неудовольствия.

Потребности человека многообразны. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять ос­новное направление деятельности. Так, например, человек, испыты­вающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода.

Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни.

Виды потребностей.

В настоящее время достаточна популярна классификация пот-

ребностей А.Маслоу.

(дать схему).

Согласно его представлениям, если не удовлетворены нижележа­щие потребности, то вышележащие могут и не возникать.

ИНТЕРЕСЫ

Интерес-это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то дея­тельности.

И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

Виды интересов. Интересы различают по их содержанию, или направленности. В этом плане можно выделить материальные, об­щественные и духовные интересы.

Материальный интерес может проявляться в стремлении к жи­лищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п.

Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п. К ним также относятся интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).