Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общественные интересы включают интерес к общественной рабо­те, к организационной деятельности.

Различают непосредственный и опосредованный интересы. Не­посредственный интерес — это интерес к самому процессу деятель­ности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес-это интерес к результатам де­ятельности: например, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, нако­нец, к материальным результатам труда.

По уровню действенности различают пассивные и активные инте­ресы. Пассивные интересы — это созерцательные интересы. Активные интересы — это интересы действенные, когда человек не ограничи­вается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса.

Интересы различают также и по объему. Могут быть люди с ши­рокими, разносторонними и глубокими интересами и люди с широки­ми, но поверхностными интересами.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, об­щество и человеческое мышление.

Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и дейс­твий личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внут­ренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с мораль­ными взглядами человека.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, — оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и нак­лонностей.

Понятие об идеале.

Идеал-это образ, которым руководствуется личность в настоя­щем и который определяет план самовоспитания.

Сознание своего идеала вызывает разнообразные переживания у человека. Идеальное обычно вызывает переживание удивления, вос­торга и восхищения, а у деятельной личности, кроме того, и страстное желание работать над собой, с тем чтобы приблизиться к идеалу.

Наблюдаются два типа отношения к идеалу: 1) созерцательное и

2) деятельное. В первом случае человек ограничивается восхищени­ем идеалом. Считая идеальное недосягаемым, он руководствуется в жизни так называемым здравым смыслом: "живи, как живется", "жи­ви, как другие рядом живут". Во втором случае восхищение идеаль­ным порождает огромную энергию для превращения идеального в ре­альные черты собственного характера. Идеал выступает как план действий.


Л — 3

3. Нейрон как структурно-функциональная единица нерв­ной системы.

Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка, или нейрон. Всю нервную систему можно предста­вить как взаимосвязанную и взаимодействующую сеть из нескольких триллионов нервных клеток.

По своей функциональной значимости в составе рефлекторной дуги различают три вида нейронов:

рецепторные (чувствительные, афферентные), имеющие чувстви­тельные нервные окончания, которые способны воспринимать раздра­жения из внешней или внутренней среды;

эффекторные (эфферентные), окончания аксонов которых пере­дают нервный сигнал на рабочий орган;

ассоциативные (вставочные, центральные), являющиеся проме­жуточными в составе рефлекторной дуги и передающие информацию с чувствительного нейрона на эффекторные.

Принято различать следующие функции нейрона:

1. Воспринимающая — преобразование энергии раздражителя в спе­цифическую энергию.

2. Интегративная функция — обработка одновременно или в течение короткого интервала времени поступающих нервных сигналов

3. Мнестическая функция, или следовая функция.

4. Проводниковая функция (скорость распространения сигнала ко­леблется от нескольких сантиметров до 100-120 метров в секунду.)

5. Передающая функция (как передаточное звено).

Часто в бытовых разговорах приходится слышать сожалеющее вы сказывание, что нервные клетки не восстанавливаются. Да, приме­нительно к телу нейрона, это действительно так, и в ряде случаев это действительно плохо. Но следует также иметь в виду, что ко­личество нейронов у человека значительно превышает его потреб-

ности на протяжении всей жизни. И, кроме того, следует иметь в

виду, как это указывалось выше, нервные клетки на протяжении

жизни человека "обучаются", "приобретают опыт", а потому включе­ние в слаженный нейрональный ансамбль "необученного" элемента затруднило бы его работу.

4. Функциональная морфология нервной системы.

По топографическому принципу нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Центральная нервная система состо­ит из головного и спинного мозга, расположенных соответственно в нолости черепа и позвоночного канала. В состав периферической входят все нервные структуры, расположенные за пределами голов­ного и спинного мозга.



Нервную систему также подразделяют на соматическую (анималь­ную) и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система

обеспечивает восприятие сигналов от внешних рецепторов и рецеп­торов опорнодвигательного аппарата, она оказывает регулирующее (управляющее) воздействие на скелетную мускулатуру. Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы и кровеносные со­суды (рецепторные образования, железы, гладкую мускулатуру), а также обеспечивает адаптационно-трофическую функцию.

Основу деятельности нервной системы составляют рефлексы — от ветные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемые с участием ЦНС. Многочисленные рефлекторные акты подразделяют на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в процессе индивидуальной жизнедеятельности). Морфологической основой рефлекса является рефлекторная дуга, состоящая из воспринимающих раздражители рецепторов; афферентного звена, по которому нервные сигналы от рецепторов идут в ЦНС; центрального звена, обеспечивающего замыкательную функцию; эфферентного звена, проводящего нервные импульсы от ЦНС к исполнительному органу, эффектору.

5. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность НС. Понятие управления в психической деятельности.

Понятия нервный центр, принцип доминанты, принцип общего конечного пути; концепция функционального состояния П.К.Анохи­на).

Н.С. действует как единое целое за счет следующих механиз­мов: это организация нервных центров и их взаимосвязь, доминан­та, принцип общего конечного пути, неспецифическая активирующая система мозга, концепция функциональной системы и некоторые дру­гие.

НЕРВНЫЙ ЦЕНТР — это совокупность образований различных уров­ней ЦНС, совместная деятельность которых обеспечивает осущест­вление той или иной функции целостного организма. Понятие это функциональное, а не анатомическое.

В ЦНС в каждый момент времени формируется определенный ан­самбль нервных центров, что было обо значено как их взаимосвязь.

ПРИНЦИП ДОМИНАНТЫ в нейрофизиологии был введен выдающимся отечественным физиологом А.А.Ухтомским. Под доминантой (от дат. dominans — господствующий) понимают временно господствующую реф-


лекторную систему в ЦНС.

Характерные черты доминанты: повышенная возбудимость, стой­кость, способность к суммированию и инерция возбуждения, т.е. способность продолжать реакцию, когда первоначальный стимул ухе миновал. По А.А. Ухтомскому, доминанта — общий принцип работы нервных центров.

ПРИНЦИП ОБЩЕГО КОНЕЧНОГО ПУТИ. Этот принцип основан на спо­собности различных путей проведения нервных импульсов концентри­роваться на исполнительной клетке, что было обозначено как кон­вергенция и является одним из основных принципов связей в ЦНС.

КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, разработанная академиком

П.К.Анохиным, предполагает саморегулирующуюся организацию, все элементы которой взаимодействуют для получения полезного для ор­ганизма приспособительного ре зультата.

Наиболее важным является понятие акцептора — результата действия, обеспечивающего сопоставление ожидаемого и реального результатов.

Интеграция деятельности центральной нервной системы осу­ществляется по нескольким структурам.

Наиболее существенными из них являются следующие;

1. Проекционные системы — обеспечивают проведение через все уровни спинного и головного мозга информации о воспринимаемых раздражителях в высшие корковые представительства (проекции)

2. Ассоциативные системы — функция связи.

3. Интегративно-пусковые системы (запуск двигательного акта)

4. Лимбико-ретикулярные системы - энергетическое,

эмоциональное и вегетативное обеспечение деятельности.

Отражением интегральной деятельности головного мозга явля­ется его биоэлектрическая активность, или электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

Принципы организации и управления в психической де­ятельности.

Психика человека активна и существует как психическая дея­тельность. Одной из главных целевых функций психической деятель­ности является управление поведением и эмоциональным состоянием.

Система управления представляет собой совокупность двух элементов: объекта управления и управляющей системы.

Процесс управления осуществляется как обмен информацией уп­равляющей системы с объектом управления (прямая связь) и объекта управления с управляющей системой (обратная связь).

Для осуществления процесса управления в системе должны быть элементы, обеспечивающие следующие функции:


прием информации — принятие решения — реализация решения — обратная связь.

К Л-2.

1. Психологическая структура личности. Понятия чело­век, индивид, личность, индивидуальность субъект и объект дея­тельности и их соотношения.

2. Понятие о направленности личности. Потребности, ин­тересы, установки мировоззрение и идеалы личности.

3. Нейрон как структурно-функциональная единица нерв­ной системы.

4. Функциональная морфология нервной системы.

5. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность НС. Понятие управления в психической деятельности.

1. — Человек-индивид (его св-ва)-личность-индивидуальноть (интеллет., эмоц., волевые особенности);

- личность как объект и субъект воздействия;

- психолог. структура личности (п. процессы (познават., эмоц. и волевые), сост. и св-ва + неосознаваемые псих. процессы);

2. — опред. направленности,

- схема потребностей и их х-ка

- интересы и их классификация и х-ка

- мировоззрение, идеал.

3. — 3 вида нейронов;

- 5 ф-ций нейронов.

4. — подразделения нервной системы (ЦНС, периферия; сомати­ческая и вегетативная),

- рефлекс и рефлекторная дуга.

5. — механизмы интеграции (НЦ, доминанта, общий конечный путь, ф. состояние по П.К.Анохину),

- структуры, обеспечивающие интегративную деятельность,

- система управления психической деятельности.