Файл: Сурайкин Данила Евгеньевич Выпускная квалификационная работа Методы развития ловкости при подготовке юных футболистов 810 лет средствами специальных упражнений основная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все эти качества потенциально формируют социальную успешность личности в современном обществе. Отсюда современное учебно-тренировочное занятие является механизмом социализации личности, способной творчески решать профессиональные задачи наиболее адекватными способами27.

При моделировании методической составляющей учебно-тренировочного процесса следует учитывать мониторинг показателей индивидуальных норм:

а) общей физической подготовленности (скоростно-силовые, гибкость, сила, быстрота и выносливость);

б) специальной физической подготовленности;

в) психофизического/функционального состояния для определения влияния предлагаемой физической нагрузки на состояние вегетативной, двигательно-мышечной и сенсомоторной функций занимающихся28.

Наиболее благоприятным для первоначального набора детей в спортивную секцию по футболу является возраст 9–10 лет, когда дети переходят из начальной школы в основную. Учителю физической культуры следует помнить, что группы занимающихся необходимо формировать только школьниками, относящимися к основной медицинской группе, и лишь в некоторых случаях – подготовительной (при условии отсутствия серьёзных противопоказаний в здоровье). При этом обязательно должен быть официальный допуск врача к данным занятиям, так как физические нагрузки в учебное время в процессе занятий футболом могут быть значительно выше, чем на уроках физической культуры

Основной задачей общеподготовительного этапа является подготовка организма футболистов к предстоящей тяжелой специализированной тренировочной работе и восстановление двигательного потенциала игроков. Продолжительность данного этапа не должна превышать 28 дней с четырьмя днями отдыха.

Структура общеподготовительного этапа подготовки должна состоять из двух втягивающих, ударного и восстановительного микроциклов. На третий день регулярных тренировочных занятий необходимо провести тестирование, направленное на определение исходного интегрального уровня физической подготовленности футболистов. Общая величина воздействия интегрального показателя нагрузки втягивающих микроциклов средняя. Не рекомендуется в первом микроцикле проводить занятия с большой нагрузкой.

Во втором микроцикле возможно планирование одного занятия с большой нагрузкой. Третий микроцикл является самым нагрузочным на обще-подготовительном этапе. Общая величина воздействия интегрального показателя четвертого микроцикла – малая. Физический компонент тренировочных нагрузок на данном этапе должен быть направлен в первую очередь на развитие общей выносливости (37%) и на комплексное развитие двигательных качеств футболистов (45%) за счет использования специализированных (80%) и неспециализированных (20%) средств подготовки.


Использование технического компонента тренировочных нагрузок в первые дни занятий обще-подготовительного этапа должно быть направлено на восстановление двигательных навыков у футболистов. Для восстановления двигательных навыков у игроков необходимо применение упражнений, в которых технические действия выполняются в простых условиях (отсутствие «активного» сопротивления со стороны соперника, регламентации пространства и времени и т.д.). В этих условиях футболисты совершенствуют технические приемы (в движении или на месте) с «катящимся» или «летящим» мячом.

В дальнейшем условия выполнения могут усложняться. Усложнение условий может происходить за счет применения в тренировочном процессе заданий, которые позволяют футболистам индивидуально или в группе совершенствовать технические приемы в «бесконтактных» игровых упражнениях (упражнения типа «теннис-бол»).

Необходимо подчеркнуть, что в процессе формирования двигательных навыков, все параметры технического компонента тренировочных нагрузок, обеспечивающие стабилизацию, должны постепенно приближаться к максимально доступным значениям, позволяющим эффективно решать задачи, намеченные на данном этапе подготовки29.

Тактический компонент применяемых тренировочных нагрузок специализированных упражнений на обще-подготовительном этапе направлен на восстановление тактических умений футболистов. В первых занятиях применяются упражнения, моделирующие индивидуальные атакующие и оборонительные тактические действия футболистов при «пассивно» действующем сопернике или без соперника.

В дальнейшем в тренировочный процесс могут включаться упражнения, в которых создаваемые условия постепенно усложняются. Усложнение условий выполнения должно происходить за счет применения в тренировочном процессе упражнений по совершенствованию тактических взаимодействий в парах или группах (атакующие и оборонительные) при «пассивно» или «активно» действующем сопернике.

Построение занятий с детьми этого возраста зависит от показателей функциональных возможностей детского организма, которые являются ведущими критериями в оздоровительной физической культуре при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

При проведении тренировочного процесса необходимо включать подвижные игры, элементы различных спортивных игр и других физических упражнений, доступных для детского выполнения. В данном возрасте, основным методом в занятиях должен быть игровой метод, поддерживающий интерес детей к двигательной деятельности и помогающий им непринужденно выполнять задания преподавателя. Так же следует учесть, однообразные и монотонные занятия с большими физическими и психологическими нагрузками могут нанести большой вред обучающимся.



Таким образом, на начальном этапе (8-10 лет) школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.

1.4.Анатомо-физиологические и психические особенности развития спортсменов 8- 10 лет
С анатомо-физиологической точки зрения младший школьный возраст рассматривается как относительно спокойный по сравнению с дошкольным и подростковым.

Период 8-10 лет характеризуется повышенным темпом роста и массы тела, интенсивным процессом замены хрящевой ткани на костную, при одновременном увеличении костей в длину и ширину, а также укреплением суставного и связочного аппаратов, формированием осанки.

Среди физических способностей наиболее интенсивно развиваются в данном возрасте скоростные и координационные способности (к/с), способность овладевать технически сложными формами движений30

В данном возрасте у детей непосредственно начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.

В содержание физкультурных уроков рекомендуется широко включать подвижные игры, элементы различных спортивных игр и других доступных им физических упражнений.

Естественно, доминирующим методом должен быть игровой метод, поддерживающий интерес детей к двигательной деятельности и помогающий им непринужденно выполнять задания преподавателя31.

Одновременно следует учитывать, что проведение с детьми данного возраста однообразных и монотонных уроков с большими физическими и психологическими нагрузками недопустимо, так как они могут нанести большой вред занимающимся32.

К тому, же в этом возрасте проявляется способность к точному воспроизведению движений по заданной программе.

Детям доступны такие двигательные акты, как бег, прыганье, катание на коньках, плаванье, гимнастические упражнения33.

В период с 8-10 лет доказано, что игровая методика оказывает действенное влияние на важные соревновательные методы при необходимости сравнить развитие силовых и скоростно-силовых качеств занимающихся. Наиболее хорошо развивается в этом возрасте координационные и скоростные способности .В этом возрасте формируется структура тканей.


Увеличивается окружность грудной клетки и становится больше жизненная емкость легких. Чрезмерная нагрузка могут ухудшить рост и развитие ребенка34.

Мышцы спины в этом возрасте особенно слабы, что может привести к нарушению осанки подростка. Очень часто сила мышц левой стороны слабее силы мышц правой стороны туловища35.

Мышечная сила в возрасте 8-10 лет способна к интенсивному развитию. Это период сильного и неравномерного физического развития. Нужно обучать подростка правильному дыханию и формированию правильной осанки36.

Происходит увеличение мышечной силы, ускорение роста, сердце растет быстрее сосудов. Учебно-тренировочная работа с подростками и юношами может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает возрастные особенности юных спортсменов и учитывает эти особенности на тренировках37.

В зависимости от возраста подбираются упражнения, различные по величине нагрузки и степени трудности. Окостенение скелета подростков далеко не закончено; из-за податливости костей усилия, постоянно действующие на скелет при выполнении физических упражнений, могут деформировать его и привести к нарушениям осанки. Процесс окостенения протекает неравномерно. Формирование костной ткани завершается только к 20–25 годам38.

Этому способ­ствуют рациональное питание и правильно дозированная двигатель­ная деятельность.

Большие нагрузки, чрезмер­ные мышечные усилия у подростков отражаются на развитии костей, меняя их форму и структуру в большей степени, чем у взрослого. Нужно ограничить те упражнения, которые способствуют чрезмерному развитию силы, так как это может задержать рост костей в длину. Следует добиваться равномерного развития всего тела подростка39.

Преподаватель должен стремиться устранить сутулость юных спортсменов. Ему нужно стараться как можно скорее ликвидировать ее, вводя в занятия специальные дыхательные упражнения, способствующие развитию грудной клетки.

В возрасте 8-10 лет дыхание бывает более поверхностным, поэтому надо содействовать увеличению его глубины. Изменения скорости, силы, выносливости и ловкости в процессе развития организма не происходят параллельно. В подростковом возрасте особенно интенсивно развивается скорость, а в зрелом — выносливость и сила.

Скорость движений с возрастом нарастает постепенно, но неравномерно.

В 8–9 лет нарастание ее очень медленное, в 9-11 лет более интенсивное, а в 13–14лет опять замедляется. Наибольший темп нарастания скорости бывает в 15–16 лет и достигает максимума к 20—25 годам. При систематических тренировках скорость возрастает в среднем на 30—60% и только в отдельных случаях на 100%.Приспособляемость организма подростков и юношей к упражнениям на выносливость недостаточна; она гораздо меньше, чем у взрослых. Нарастание силы происходит постепенно.


Значительный прирост отмечается в конце периода полового созревания, когда за 2–3 года сила увеличивается на 12%.

Тренировка повышает силу на 75–150%, а в отдельных случаях — в 3,5–3,75 раза. Ловкость развивается и становится достаточно выраженной к периоду полового созревания. К концу завершения интенсивного роста тела в длину налаживаются координационные связи коры головного мозга с двигательным аппаратом и восстанавливается ловкость40.

Разносторонняя тренировка приводит к лучшим результатам в развитии скорости, силы и выносливости, чем односторонняя тренировка, направленная, например, на достижение выносливости.

В занятиях с детьми 8-10 лет следует очень осторожно применять упражнения, требующие высоких физических нагрузок (особенно упражнения для развития выносливости). Необходимо постепенно увеличивать нагрузки и строго последовательно располагать учебный материал по его трудности. Координация движений у детей 8-10 лет часто бывает несовершенной. Важная задача обучения и тренировки – развить их двигательные способности, улучшить координацию движений.

Все более совершенствуется протекание основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, контроль над эмоциями, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы.

Таким образом, стоит сделать вывод, при работе с детьми 8-10 лет следует сделать упор на пробуждение интереса к физическим занятиям, к здоровому образу жизни, к формированию нравственных ценностей и развития доверия к самому себе.
Выводы по 1-й главе
Техника и тактика футбола специфичная и многообразна, что создается разнообразием способов, вариантов, разновидностей и условий выполнения игровых приемов. Чтобы стать хорошим футболистом, необходимо освоить различные технико-тактические приемы и понять основы практических взаимодействий с партнером. В игре футболист должен оценивать обстановку, принимать решения сообразно происходящим событиям, создавать какие-то опасные ситуации для противника и выгодные – для себя. В современном футболе возрастает интенсивность игры, что требует от футболиста, прежде всего, умения быстро и эффективно выполнять тактические приемы в условиях неожиданно изменяющейся обстановки, лимита времени и пространств.