Файл: Проанализируйте и составьте характеристику Профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых. Определите его структуру, особенности и задачи.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие №2


Выполнил:

Обучающийся Яшкова Татьяна Евгеньевна

Преподаватель:

Портнова Татьяна Васильевна

Задание 1.

Проанализируйте и составьте характеристику Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Определите его структуру, особенности и задачи.
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом, также он будет учитываться при приёме педагога на работу и при составлении его должностной инструкции.

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействующие с другими специалистами. Современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

В профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» детально прописаны все знания и умения, которыми должны обладать педагогические работники, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы по должности «педагог дополнительного образования», «педагог – организатор», «методист».

Функции:

- Организация деятельности учащихся
, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;

- Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;

- Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;

- Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;

- Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профессионального стандарта в образовательной организации. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

- сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.

- провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.

-осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.

- предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Структура профессионального стандарта педагога

1.Обобщенные трудовые функции - это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

1.1.Трудовая функция - это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

1.1.2.Необходимые умения ( что должен уметь).

1.1.3.Необходимые знания ( что должен знать).

Обобщенная трудовая функция:
1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.


1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Обобщенная трудовая функция:
2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.

2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.


Обобщенная трудовая функция:
3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.

3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.

3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

Обозначенное содержание трудовых функции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания) на первый взгляд не отличается от традиционно сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования, однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую функцию, то мы увидим обратное. Новым по отношению к традиционному функционалу педагога дополнительного образования выступает:

электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно);

проведение мероприятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;

анализ и интерпретация результатов педагогического наблюдения; контроль и диагностика с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся;


анализ и корректировка собственной оценочной деятельности.

Осуществление указанных элементов трудовых функций потребует от педагога знания характеристик и возможностей применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности); средств (способов) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы. Также профстандарт педагога дополнительного образования предполагает, что педагог должен владеть методами подбора из существующих и (или) оценочных средств, позволяющих оценивать индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности или создавать такие оценочные средства самостоятельно.


Задание 2.

Составьте перечень локальных актов учреждения дополнительного образования. При составлении перечня опирайтесь на конкретный опыт  учреждения. Опишите область  применения данных  актов в зависимости  от направлений деятельности данного учреждения.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности • Закон не устанавливает перечня, а обозначает перечень вопросов, подлежащих регулированию!

• Положение (порядок) организации и осуществления образовательной деятельности

• Положения об органах самоуправления

• Положение о структурных подразделениях

• Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

• Положение об оказании платных образовательных услуг

• Программа развития

• Коллективный договор

• Положение о самообследовании

• Положение об оплате труда работников

• Правила внутреннего трудового распорядка

• +(Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников)

• Положение об аттестации педагогических работников

• Должностные инструкции

• Положение об обработке и защите персональных данных

• Правила приема, перевода, отчисления и восстановления обучающихся

• Положение о документе об образовании

• Правила внутреннего распорядка обучающихся

• Положение о контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся


Задание 3.

Охарактеризуйте цели и специфику деятельности нижеприведенных видов учреждений дополнительного  образования, регламентируемых Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей:

- центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

Деятельность Центра дополнительного образования направлена на решение следующих целей и задач:

Цель образовательного процесса

• расширение перечня образовательных услуг в интересах учащихся на основе удовлетворения разнообразных образовательных потребностей;

• развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи работы

• создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья;

• личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

• обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;

• формирование общей культуры школьников;

• воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
- дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

Поддержка созидательного потенциала ребенка, принятого педагогом как ценность, обеспеченная педагогическим мастерством.

Поддержка педагогического мастерства через актуализацию, развитие, реализацию педагогических идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии.

Задачи:

  1. Моделирование и организация универсального открытого пространства дополнительного образования.