Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тысяч магазинов, то к середине 2015 года - это уже 4-е тысячи, а к 2022 - более 10-и тысяч. Крупнейшие растут еще быстрее: в 2013 году на 1000 магазинов приходилось 70% всех совершенных заказов, то сегодня этот процент почти достиг 85%.
Таблица 1. Количество крупных и средних магазинов в Рунете
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товародвеженческими операциями, оно включает анализ рынка товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Наибольшее распространение получили управленческий, экономический и оперативно-финансовой аспекты.
Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как “...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции”.
Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший аспект логистики - возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т.е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.
Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.
Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных.
Производственно-коммерческая логистика, как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами.
Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Такая система содержит функциональные области, между которыми существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются главные звенья.
Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.
Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро - и микро-логистику.
Макро-логистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.
Микро-логистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики.
примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микро-логистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.
Стремительное развитие Интернет-торговли невозможно не заметить. Сеть Интернет насыщена многочисленными крупными порталами продаж, аукционами, развитыми онлайн-магазинами, небольшими сайтами и объявлениями о реализации всевозможных товаров. Особенно резкий скачок в расширении сетевой торговли вызвал кризис в 2008 года, а за тем и 2014 года.
Аналитики утверждают, что экономический спад - это своего рода катализатор, вызывающий столь высокую активность. По экспертным оценкам объем российского интернет-рынка вырос практически вдвое и сегодня составляет свыше 200 млрд. рублей. Словосочетание “интернет-магазин” является на сегодняшний день широко распространенным и часто употребляемым. Несмотря на это, многие люди имеют довольно нечеткое представление об интернет-магазинах. По этой причине имеет смысл привести его классическое определение: Интернет-магазин представляет собой электронный иллюстрированный каталог товаров с возможностью выбора и заказа с доставкой. Расчеты за товары в ИМ проводится при помощи электронных платежных средств - кредитных карт и так называемых “виртуальных” денег (например, WebMoney), так же производится путем оплаты суммы заказа курьеру (службе доставки). Отечественные интернет-магазины, по ряду причин, представляют частный случай: в подавляющем большинстве случаев расчеты за товар производится наличными деньгами (курьеру при доставке).
В последние годы среди российских пользователей наметился некоторый рост использования электронных платежных средств. Основные препятствия данному росту - юридические барьеры и ментальная неготовность пользователей.
Логистика является одним из ключевых приоритетов интернет-магазинов. Когда интернет-бизнес (как и любой бизнес) только начинает работу, идет интенсивный рост, а уже когда появились хорошие операции, появляется необходимость эти операции упорядочить. Тогда и возникает потребность в логистике.
Стратегическое видение развития бизнеса должно отражаться на бизнес-процессах, например, для сотрудников, которые находятся на средних и низовых позициях, нужно прописывать понятные, проработанные процедуры. Казалось бы, основное отличие Интернет-торговли от торговли обычной - в том, что мы не можем посмотреть покупателю глаза в глаза, а он не может потрогать наш товар до получения. На самом деле, отличия более существенны. Отличия заключаются в скорости процессов, в скорости принятия решений, в том, что используется уникальное программное обеспечение, и, в том, что прохождение товара через логистическую цепочку сильнее упорядочено, потому что флуктуации спроса в электронной торговле более значительны.
Когда у интернет-магазина появляется существенный объем продаж, возникают проблемы, например, проработка доставки, улучшение качества доставки. Часто, когда компания только начинает работать, она практически не использует склад в своей логистической схеме (на начальном этапе). Но, когда заказов становится много, компания, в любом случае, начинает организацию собственного склада.
В силу того, что чаще всего бизнес начинают строить неэффективно - сначала начинают продажи, а затем - увеличивать их объем, но появляются ошибки или видна неэффективность, или затраты на логистику достаточно дорогие и, тогда необходимы поиски повышения эффективности. Данные проблемы улучшения логистики возвращают к анализу покупателей, их интересов, внешних факторов, и т.д. и, исходя из того, что хочет покупатель, каким образом можно улучшить взаимоотношения с ним - исходя из этого, появляется возможность принимать стратегические решения. Существуют разные группы потребителей, которые ведут себя совершенно по-разному. Например, если речь идет о бытовой технике, определяющим фактором является цена. Если же речь о книгах, здесь не всегда ценовой фактор является определяющим, покупателю важнее получить нужный товар как можно скорее, в удобное время, предъявляются требования к качеству обслуживания покупателей.
Логистика играет большую роль, когда клиенты могут заплатить чуть дороже, но хотят получить более качественный сервис. Поэтому, для книг логистика очень важна. Или, например, на рынке крупной бытовой техники, когда затраты на логистику в цене товара значительны. Крупная бытовая техника требует перевозки, складирования, доставки до конечного покупателя - затраты на это в цене товара могут доходить до 3-5%, а маржа составляет от 7 до 12%. Здесь логистика важна, и уже имеет смысл искать пути уменьшения затрат на хранение, при этом сохраняя необходимый уровень обслуживания, или увеличивая его. Также в логистике интернет-магазинов важнейшую роль играют информационные логистические системы. Информационная логистическая система - это организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, справочников и средств программирования, обеспечивающая решение задач по управлению движением материального потока.
Информационные системы можно подразделить на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.
Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы:
Информационная логистика - часть логистической системы, обеспечивающая функциональную область логистического менеджмента. Основная цель - информирование логистических систем в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте. Информационный поток генерируется материальным потоком.
Таблица 1. Количество крупных и средних магазинов в Рунете
Число заказов в день | Количество магазинов |
Крупные: больше 1000 заказов | 80 |
Средние: 300-1000 заказов | 120 |
Небольшие: 50-300 заказов | 770 |
Маленькие: 1-50 заказов | 3000 |
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товародвеженческими операциями, оно включает анализ рынка товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Наибольшее распространение получили управленческий, экономический и оперативно-финансовой аспекты.
Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как “...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции”.
Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший аспект логистики - возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т.е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.
Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.
Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных.
Производственно-коммерческая логистика, как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами.
Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Такая система содержит функциональные области, между которыми существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются главные звенья.
Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.
Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро - и микро-логистику.
Макро-логистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.
Микро-логистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики.
примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микро-логистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.
Стремительное развитие Интернет-торговли невозможно не заметить. Сеть Интернет насыщена многочисленными крупными порталами продаж, аукционами, развитыми онлайн-магазинами, небольшими сайтами и объявлениями о реализации всевозможных товаров. Особенно резкий скачок в расширении сетевой торговли вызвал кризис в 2008 года, а за тем и 2014 года.
Аналитики утверждают, что экономический спад - это своего рода катализатор, вызывающий столь высокую активность. По экспертным оценкам объем российского интернет-рынка вырос практически вдвое и сегодня составляет свыше 200 млрд. рублей. Словосочетание “интернет-магазин” является на сегодняшний день широко распространенным и часто употребляемым. Несмотря на это, многие люди имеют довольно нечеткое представление об интернет-магазинах. По этой причине имеет смысл привести его классическое определение: Интернет-магазин представляет собой электронный иллюстрированный каталог товаров с возможностью выбора и заказа с доставкой. Расчеты за товары в ИМ проводится при помощи электронных платежных средств - кредитных карт и так называемых “виртуальных” денег (например, WebMoney), так же производится путем оплаты суммы заказа курьеру (службе доставки). Отечественные интернет-магазины, по ряду причин, представляют частный случай: в подавляющем большинстве случаев расчеты за товар производится наличными деньгами (курьеру при доставке).
В последние годы среди российских пользователей наметился некоторый рост использования электронных платежных средств. Основные препятствия данному росту - юридические барьеры и ментальная неготовность пользователей.
Логистика является одним из ключевых приоритетов интернет-магазинов. Когда интернет-бизнес (как и любой бизнес) только начинает работу, идет интенсивный рост, а уже когда появились хорошие операции, появляется необходимость эти операции упорядочить. Тогда и возникает потребность в логистике.
Стратегическое видение развития бизнеса должно отражаться на бизнес-процессах, например, для сотрудников, которые находятся на средних и низовых позициях, нужно прописывать понятные, проработанные процедуры. Казалось бы, основное отличие Интернет-торговли от торговли обычной - в том, что мы не можем посмотреть покупателю глаза в глаза, а он не может потрогать наш товар до получения. На самом деле, отличия более существенны. Отличия заключаются в скорости процессов, в скорости принятия решений, в том, что используется уникальное программное обеспечение, и, в том, что прохождение товара через логистическую цепочку сильнее упорядочено, потому что флуктуации спроса в электронной торговле более значительны.
Когда у интернет-магазина появляется существенный объем продаж, возникают проблемы, например, проработка доставки, улучшение качества доставки. Часто, когда компания только начинает работать, она практически не использует склад в своей логистической схеме (на начальном этапе). Но, когда заказов становится много, компания, в любом случае, начинает организацию собственного склада.
В силу того, что чаще всего бизнес начинают строить неэффективно - сначала начинают продажи, а затем - увеличивать их объем, но появляются ошибки или видна неэффективность, или затраты на логистику достаточно дорогие и, тогда необходимы поиски повышения эффективности. Данные проблемы улучшения логистики возвращают к анализу покупателей, их интересов, внешних факторов, и т.д. и, исходя из того, что хочет покупатель, каким образом можно улучшить взаимоотношения с ним - исходя из этого, появляется возможность принимать стратегические решения. Существуют разные группы потребителей, которые ведут себя совершенно по-разному. Например, если речь идет о бытовой технике, определяющим фактором является цена. Если же речь о книгах, здесь не всегда ценовой фактор является определяющим, покупателю важнее получить нужный товар как можно скорее, в удобное время, предъявляются требования к качеству обслуживания покупателей.
Логистика играет большую роль, когда клиенты могут заплатить чуть дороже, но хотят получить более качественный сервис. Поэтому, для книг логистика очень важна. Или, например, на рынке крупной бытовой техники, когда затраты на логистику в цене товара значительны. Крупная бытовая техника требует перевозки, складирования, доставки до конечного покупателя - затраты на это в цене товара могут доходить до 3-5%, а маржа составляет от 7 до 12%. Здесь логистика важна, и уже имеет смысл искать пути уменьшения затрат на хранение, при этом сохраняя необходимый уровень обслуживания, или увеличивая его. Также в логистике интернет-магазинов важнейшую роль играют информационные логистические системы. Информационная логистическая система - это организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, справочников и средств программирования, обеспечивающая решение задач по управлению движением материального потока.
Информационные системы можно подразделить на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.
Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы:
-
техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств для обработки и передачи информационных потоков; -
информационное обеспечение, которое состоит из определенных периодически обновляемых справочников (в том числе и нормативных документов), классификаторов, кодификаторов; -
программное обеспечение, позволяющее решать задачи управления материальными потоками, обрабатывать тексты, получать справочные данные. Формирование информационной системы - процесс, в котором используются достижения современных информационных технологий и новейшие компьютерные системы. Это делает возможным успешное руководство производственными процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической системы в целом.
Информационная логистика - часть логистической системы, обеспечивающая функциональную область логистического менеджмента. Основная цель - информирование логистических систем в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте. Информационный поток генерируется материальным потоком.